Журналистика. 1 курс
Медиалаборатория
5 сентября 2018
Преподаватель: Тюркин Михаил Вячеславович, старший преподаватель
Кафедра: международной журналистики

План практических занятий

Занятие 1. Введение в дисциплину. Профессия журналист: ожидания магистрантов. Особенности международной журналистики в России и за рубежом. Обзор основных журналистских жанров – информационных, аналитических и художественно-публицистических. Обсуждение списка литературы, формы отчетности по предмету, требование к портфолио.

Занятие 2. Новость. Специфика построения информационной заметки. Основные «новостные» вопросы. Принцип перевёрнутой пирамиды. Особенность жанра в аудиовизуальных, печатных и онлайн-СМИ. Преподаватель показывает наиболее удачные новостные материалы. Обсуждение материалов с точки зрения композиции и содержательного наполнения.

Домашнее задание: найти новость на одну и тут же международную тему на разных информационных ресурсах.

Занятие 3. Новость. Обсуждение новостных заметок, найденных магистрантами. Когда факт становится новостью? Критерии отбора новостей. Из 10 новостей, предложенных преподавателем, магистры отбирают 2-3 новости в номер издания. Задача – привести аргументированные доказательства, почему именно отобранная новость должна занять место в СМИ.

Домашнее задание: написать новостную заметку на международную тему на основе фактов, приведённых на листе бумаги в хаотическом порядке.

Занятие 4. Новость. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: презентация подготовленных магистрантами новостных заметок. Выбираем лучшие работы путём тайного голосования. Жёсткая и мягкая новость: российский и зарубежный опыт. Расширенная новостная заметка. Как освещать события объективно? Принцип «Дай слово противоположной стороне».

Домашнее задание: подготовиться к деловой игре «Пресс-конференция по международной теме». Определяем тему пресс-конференции, выбираем 5-6 магистрантов на роль ньюсмейкеров и даём редакционные задания «корреспондентам».

Занятие 5. Новость. Деловая игра «Пресс-конференция по международной теме»: «ньюсмейкеры» выступают, «корреспонденты» задают вопросы и фиксируют информацию в зависимости от специфики своего издания.

Домашнее задание: написать расширенную новостную заметку на основе информации, полученной на пресс-конференции (магистранты, выступившие в роли ньюсмейкеров, от задания освобождаются).

Занятие 6. Новость. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: презентация подготовленных магистрантами новостных заметок. Выбираем лучшие работы путём тайного голосования. Работа с источниками информации. Как грамотно составить запрос и получить комментарий. Работа с пресс-релизами.

Задание в аудитории: Написать новостную заметку на основе пресс-релизов, предложенных преподавателем.

Занятие 7. Аналитический комментарий. Характеристика комментария как аналитического жанра: структура, композиция, стилистические особенности. Преподаватель показывает примеры из российских и зарубежных СМИ. Виды комментария (оценка, полемика, версия, прогноз и т. д.).

Как «украсить» комментарий: «параллельные сюжеты», примеры из истории, золотые цитаты и метафоры.

Домашнее задание: найти пример аналитического комментария в СМИ, подготовить список актуальных мировых новостей и выбрать тему для собственного комментария.

Занятие 8. Аналитический комментарий. Обсуждение отобранных магистрантами аналитических комментариев: сильные и слабые стороны. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: обсуждение текущих мировых событий (политических, экономических, социальных, культурных, etc.). Отбор наиболее актуальных новостей и распределение тем между магистрантами.

Домашнее задание: написать аналитический комментарий на выбранную тему (объём – не более 7 тысяч знаков с пробелами).

Занятие 9. От аналитического комментария к аналитической статье. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: презентация подготовленных магистрантами аналитических комментариев. Выбираем лучшие работы путём тайного голосования. Характеристика статьи как аналитического жанра. Структура, композиция, стилистические особенности статьи. Как начинать и заканчивать статью: важность лида и концовки. Баланс между серьёзностью и занимательностью: как его найти? Преподаватель показывает примеры из российских и зарубежных СМИ.

Домашнее задание: найти пример аналитической статьи в СМИ, подготовить список актуальных мировых новостей и выбрать тему для собственной статьи.

Занятие 10. Аналитическая статья. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: обсуждение текущих мировых событий (политических, экономических, социальных, культурных, etc.). Отбор наиболее актуальных новостей и распределение тем между магистрантами.

Домашнее задание: написать собственную аналитическую статью на выбранную тему (объём – от 9 до 16 тысяч знаков с пробелами).

Занятие 11. От аналитической статьи к интервью. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: презентация подготовленных магистрантами аналитических комментариев. Выбираем лучшие работы путём тайного голосования. Жанровые признаки интервью. Основные виды интервью: событийное, проблемное (экспертное), портретное. Эволюция жанра в российских и зарубежных СМИ.

Домашнее задание: подобрать пример экспертного интервью в СМИ, найти своего ньюсмейкера или выбрать эксперта из списка, предложенного преподавателем, подготовить примерный перечень вопросов.

Занятие 12. Интервью. Обсуждение отобранных магистрантами материалов: сильные и слабые стороны. Подготовка к интервью: детальное знакомство с ньюсмейкером, выбор главной темы и идеи, отбор вопросов. Как договориться об интервью. Стратегии ведения интервью: как расположить собеседника, как грамотно построить разговор, как следовать замыслу и импровизировать, как получать необходимую информацию. Портретное интервью: особенности жанра. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: распределение тем и ньюсмейкеров для интервью, обсуждение возможных вопросов.

Домашнее задание: взять телефонное или «очное» интервью на согласованную тему у эксперта-международника (по собственному выбору или рекомендации преподавателя).

Занятие 13. Интервью. Работа над текстом: расшифровка, редактирование, перевод устной речи в письменную. Выбор заголовка. написание лида, структурирование материала. Согласование интервью с ньюсмейкером. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: обсуждение состоявшихся интервью и возможной структуры будущих материалов.

Домашнее задание: расшифровать запись и подготовить текст (объём – от 8 до 16 тысяч знаков с пробелами).

Занятие 14. От интервью к репортажу. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: презентация подготовленных студентами материалов. Выбираем лучшие работы путём тайного голосования. Репортаж – король журналистских жанров. История и эволюция жанра в российских и зарубежных СМИ. Репортаж в аудиовизуальной, печатной и онлайн-журналистике. Репортаж и медиа-конвергенция. Элементы репортажа (тема, идея, герои, место действия, действие).

Домашнее задание: найти пример репортажа на международную тему в российских или зарубежных СМИ и выделить его основные элементы.

Занятие 15. Репортаж. Обсуждение отобранных магистрантами материалов: сильные и слабые стороны. Виды репортажа: событийный (информационный), познавательный, проблемный. Наиболее распространённая проблематика международных репортажей: выборы, социально-политические протесты, боевые действия и т. д. Трэвел-журналистика: как писать о путешествиях. Организация командировки. Работа на месте события: наблюдение как метод сбора информации, интервью для репортажа. «Журналист меняет профессию».

Домашнее задание: выбрать тему для репортажа (желательно международную) и составить план текста (объём – от 9 до 16 тысяч знаков с пробелами).

Занятие 16. Репортаж. Стилистические особенности репортажа: на стыке журналистики и художественной литературы. Структура репортажа: заголовок, лид, эффектная начальная сцена, чередование сцен и «информационных вставок», яркая концовка. Особенности описания людей: речь, внешность, жесты, мимика, другие особенности. Психологический репортаж. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: обсуждение тем репортажей и их возможной структуры.

Домашнее задание: написать собственный репортаж (объём – от 9 до 16 тысяч знаков с пробелами).

Занятие 17. Репортаж. Деловая игра «Редакционная планёрка в международном отделе»: презентация подготовленных студентами материалов. Выбираем лучшие работы путём тайного голосования.

Практические занятия ведет: Тюркин Михаил Вячеславович, старший преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

    Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена учебным планом.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль складывается на основе двух критериев: активное участие в деловой игре «Редакционная планёрка» и оценка письменных заданий. Студент должен предоставить преподавателю портфолио, состоящее из семи обязательных работ.

1.    Новостная заметка на основе фактов, приведённых на листе бумаги в хаотическом порядке;

2.    Расширенная новостная заметка на основе информации, полученной по итогам деловой игры «Пресс-конференция»;

3.    Новостная заметка на основе пресс-релиза;

4.    Аналитический комментарий;

5.    Аналитическая статья;

6.    Экспертное интервью;

7.    Репортаж.

Магистранты, успешно выступившие в роли ньюсмейкеров на деловой игре «Пресс-конференция», освобождаются от написания расширенной заметки по её итогам. Портфолио таких магистрантов должно состоять из шести письменных работ.

Вопросы к зачету

Вопросы к зачету не предусмотрены.

Критерии оценки (зачет)

Зачет проходит в устной форме и представляет собой презентацию портфолио, которое состоит из подготовленных за семестр семи письменных работ. Обсуждаются результаты работы во время практических занятий. Оценивается результат коллективной и индивидуальной работы – инициативность на «планёрках» и мастерство при написании аналитических текстов.

Оценка «Зачёт» ставится в том случае, если студент посещал занятия, активно предлагал темы на «планёрках» и выполнял «редакционные задания» качественно и в срок. Студент должен представить на зачет все свои материалы. Если студент посещал все занятия, активно участвовал в деловых играх «Редакционная планёрка в международном отделе» и выполнил свои журналистские задания в рамках курса, то оценка «зачёт» может быть поставлена автоматически.

Требования к представленным на зачёте журналистским материалам:

1.    Тексты должны соответствовать законам того жанра, в котором они выполнены.

2.    Материал должен быть изложен логично и последовательно, иметь четкую композицию и явно выраженную главную идею.

3.    Текст должны быть максимально взвешенным, аргументированным, обладать обширной доказательной базой.

4.    Работы должны быть вычитаны на предмет орфографических, пунктуационных, стилистических и фактических ошибок.

5.    Сданные для зачета материалы должны быть полностью самостоятельными, никакие заимствования из чужих журналистских, учебных или иных материалов не допускаются и расцениваются как несамостоятельная работа.

6.    Материалы должны быть эксклюзивными, то есть нигде ранее не опубликованными.

7.    Студент должен подробно и связанно рассказать обо всех этапах подготовки материала, о работе с источниками информации, о способах сбора и анализа информации.

8.    Тексты должны быть написаны на актуальную международную тему (политическую, экономическую, культурную, социальную и т.д.)

Оценка «Незачет» ставится, если студент не присутствовал на практических занятиях, не сдал семь текстов или если был обнаружен факт (само)плагиата.

Данные материалы являются частью творческого досье студента.

Список основной литературы

1. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012.

2. Майдурова О. Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции. СПб., 2011.

3. Мельник Г. С. Современная местная газета: типология, особенности функционирования, перспективы развития. СПб., 2011.

Список дополнительной литературы

1. Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб., 2008.

2. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., 2006.

3. Доступ к информации/ авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских. .М., 2006.

4. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

5. Корконосенко С. Г. (сост.) Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

6. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. пособие. СПб., 2005.

7. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999.

8. Солганик Г. Я. Стиль репортажа. М., 1970.

9. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

10. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001.

 просмотров: 104 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru