Журналистика. 1 курс
Методология и методы мелиаисследований
31 августа 2018
Преподаватель: Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

15 сентября. Масс-медиа как объект исследования.

15 сентября. Научная методология медиаисследований.

29 сентября. Программа медиаисследования.

29 сентября. Источники информации в медиаисследованиях.

13 октября. Опросные методы.

13 октября. Наблюдение.

03 ноября. Методы анализа документов.

03 ноября. Вторичный анализ.

17 ноября. Обобщение и использование результатов исследования.

17 ноября. Исследовательская культура и ее значение.

План семинарских занятий

1, 2 занятие. Программа медиаисследования и ее составные части.

3, 4 занятие. Исследовательские методы. Обсуждение исследовательского инструментария.

5, 6 занятие. Презентация результатов медиаисследования.

Семинарские занятия ведут: Колодиев Николай Николаевич, канд. социологических наук, доцент; Хубецова Залина Федоровна, канд. политических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

В процессе освоения материала учебного курса, обучающиеся должны провести самостоятельное медиаисследование (по теме своей диссертационной работы) и представить полученные результаты на проверку преподавателю, ведущему семинарские занятия. Результаты исследования должны быть представлены в форме научного отчета или научной статьи (объем – 0,3-0,5 п. л.). Крайний срок представления результатов исследования – последнее семинарское занятие (по плану – занятие № 6). Оценка, полученная за данную работу, учитывается при выставлении экзаменационной оценки (см. «Критерии оценки»).

Вопросы к экзамену

1.    Актуальность, цели и задачи исследований в сфере СМИ.

2.    Основная проблематика медиаисследований в современной России.

3.    Анкетный опрос в арсенале исследователя СМИ.

4.    Наблюдение как метод исследования.

5.    Меры повышения надежности данных наблюдения.

6.    Контент-анализ и его виды.

7.    Иллюстративный материал в научной публикации.

8.    Возможности качественных методов исследования СМИ.

9.    Критерии качества данных опроса.

10.    Виды и особенности интервьюирования.

11.    Подготовка контент-анализа.

12.    Основные требования к оформлению научной работы.

13.    Программа медиаисследования.

14.    Анализ и описание результатов исследования.

15.    Основные требования к научному отчету.

16.    Основные принципы научного исследования.

17.    Этические проблемы в медиаисследованиях.

18.    Экспертный опрос.

19.    Фокус-групповое исследование и его возможности.

20.    Российские исследовательские центры, специализирующиеся на изучении СМИ.

Критерии оценки

Форма итогового контроля по дисциплине – экзамен.

Экзамен состоит из двух частей: практической и теоретической. Практическая часть – отчет по результатам самостоятельного медиаисследования – сдается на последнем семинарском занятии. Теоретическая – устный экзамен (ответ на один из вопросов прилагаемого списка).

На подготовку теоретического вопроса дается 20 минут.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе последующей учебы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Итоговая оценка по дисциплине суммирует результаты практической и теоретической частей экзамена.

Список обязательной литературы

1.    Социология журналистики: учеб. пособие / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

2.    Федотова Л. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды: учеб. пособие. М., 1988.

3.    Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: учеб. пособие. Самара, 1995.

Список дополнительной литературы

1.    Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Казань, 1997.

2.    Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник. М., 2008.

3.    Белановский С. А. Метод фокус-групп: учеб. пособие. М., 2001.

4.    Березина В. Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999.

5.    Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: учеб. пособие. М., 1989.

6.    Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы: учеб. пособие. М., 2011.

7.    Грушин Б. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

8.    Докторов Б. З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979.

9.    Жирков Г. В. Что и как? Проблемы методологии и методики исследования журналистики // Средства массовой информации и современное общество: материалы семинаров российско-скандинавского курса NorFa. СПб., 2000.

10.    Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

11.    Как провести социологическое исследование: в помощь идеологическому активу / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М., 1990.

12.    Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М., 1982.

13.    Колодиев Н. Н. Социология журналистики: практикум. СПб., 2013.

14.    Колодиев Н. Н. Социологическая информация в СМИ: учеб. пособие. СПб., 2007.

15.    Лауристин М. Методологические проблемы анализа содержания // Вопросы философии. 1974. № 6.

16.    Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1999.

17.    Методика изучения периодической печати. М., 1977.

18.    Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. М., 2006.

19.    Семенов В. Е. Социально-психологический анализ материалов массовой информации, литературы и искусства // Социальная психология / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979.

20.    Социологические исследования эффективности журналистики / под ред. Я. Н. Засурского. М., 1986.

21.    Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов. М., 2008.

22.    Федотова Л. Н. Анализ содержания телевизионных передач: учеб. пособие. М., 1992.

23.    Фомичева И. Д. Социология СМИ: учеб. пособие. М., 2007.

24.    Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник. М., 2010.

25.    Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1995.

26.    Яковенко Ю. И., Паниотто В. И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. Киев, 1988.

Перечень иных информационных источников

1.    Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ. URL: www.library.spbu.ru

2.    ВЦИОМ. URL: wciom.ru

3.    Институт социологии Российской академии наук. URL: www.isras.ru

4.    Интегрум. URL: integrum.ru

5.    Левада-Центр. URL: www.levada.ru

6.    Медиалогия: мониторинг СМИ и соцмедиа. URL: www.mlg.ru

7.    НАММИ (Национальная ассоциация исследователей масс-медиа). URL: nammi.ru

8.    ФОМ. URL: fom.ru

9.    ЦИРКОН. Исследовательская группа. URL: www.zircon.ru

 просмотров: 554 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru