Журналистика. 1 курс
Современные проблемы науки и журналистики
31 августа 2018
Преподаватель: Сметанина Светлана Ивановна, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

08 сентября. Современные проблемы науки как объект журналистики. Коммуникативные стратегии научно-познавательной журналистики. Объем понятия «научная информация». Основные признаки и структура научной информации. Образ науки в концепциях о науке и научной деятельности. (две лекции).

22 сентября. Т. Кун о научных революциях. Смена научной парадигмы и журналистика. К. Поппер и Ф. Капра о методах научного исследования. (две лекции).

06 октября. Синергетика как новая методология научного исследования. Синергетика в контексте культуры и журналистики. Фундаментальные достижения естественных наук в XX веке и журналистика. (две лекции).

27 октября. Современные интерпретации учения Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция устойчивого развития. Современные концепции информации. (две лекции).

10 ноября. Современные тенденции развития гуманитарных наук. Постмодернистская интерпретация исторического процесса. Основные понятия постмодернистской парадигмы художественности. Популяризация науки в России (исторический аспект). Популяризация науки в медиатексте: функции и принципы научной популяризации. Виды произведений о науке. Жанры научной популяризации. Термин в научно-познавательной журналистике: стратегии творчества.

План семинарских занятий

Занятие 1. Способы популяризации научных терминов в журналистском тексте. Организация рационально-логического и эмоционально-образного плана изложения в научно-познавательном медиатексте.

Занятие 2. Наука и лженаука. Роль журналистики в распространении научных и псевдонаучных знаний, мифов. Главные «спорные» учения современности.

Занятие 3. Научно-познавательный текст в ежедневнике, еженедельнике, в общественно-политическом и специальном журнале. Познавательная ТВ-журналистика (работа с телесюжетами о научных достижениях, современных технологиях и загадках окружающего мира).

Занятие 4. Жанровый аспект научно-познавательной журналистики.

Занятие 5. Приемы разъяснения научной проблематики в журналистском тексте.

Занятие 6. Коллоквиум по статьям в журнале «Вопросы философии» за 2017 – 2018 годы об основных тенденциях развития современной науки.

Семинарские занятия ведут: Колодиев Николай Николаевич, кандидат наук, доцент; Сметанина Светлана Ивановна, доктор филологических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к экзамену

1.    Современные проблемы науки как объект журналистики.

2.    Объем понятия «научная информация». Основные признаки и структура научной информации.

3.    Образ науки в концепциях о науке и научной деятельности.

4.    Т. Кун о научных революциях. Смена научной парадигмы и журналистика.

5.    К. Поппер о методах научного исследования.

6.    Синергетика как новая методология научного исследования.

7.    Синергетика в контексте культуры и журналистики.

8.    Фундаментальные достижения естественных наук в XX веке и журналистика.

9.    Современные интерпретации учения Вернадского о биосфере и ноосфере.

10.    Современные концепции культурологии.

11.    Постмодернистская интерпретация исторического процесса.

12.    Основные понятия постмодернистской парадигмы художественности.

13.    Популяризация науки в России (исторический аспект).

14.    Популяризация науки в медиатексте: функции и принципы научной популяризации. Виды произведений о науке. Жанры научной популяризации.

15.    Стилистический рисунок научно-познавательного медиатекста.

16.    Термин в научно-познавательном медиатексте.

17.    Наука и лженаука: стратегии журналистского творчества.

Кроме ответа на теоретический вопрос, экзамен предполагает анализ обучающимися научно-познавательного журналистского текста.

Этапы анализа журналистского текста:

а) характеристика фрагментов, которые отражают основные этапы исследовательской научной программы (научная теория, лежащая в основе описываемого феномена; рабочая гипотеза, выдвигаемая учеными на основе этой теории; опыты; экспериментальное подтверждение, технологический аспект, коррелирующий с ненаучной сферой);

б) определение проблемы, которая формирует социально значимый для СМИ контекст;

в) анализ лексических и синтаксических средств, которые снимают свойственные научному тексту абстрактность и бессубъектность изложения;

г) анализ способов представления в тексте специальной лексики;

д) анализ лексических и синтаксических средств, которые участвуют в разъяснении научной информации.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена устная.

На подготовку ответа обучающемуся дается 50 минут.

Оценку «отлично» получает учащийся, обнаруживший хорошее знание теоретического материала, умение творчески подходить к выполнению практического задания, владеющий основной и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.

Оценку «хорошо» получает учащийся, обнаруживший знание теоретического материала, успешно выполняющий предусмотренные программой курса задания, усвоивший основную литературу по данной дисциплине.

Оценку «удовлетворительно» получает учащийся, обнаруживший знание основного теоретического материала, способный выполнить задания, предусмотренные программой, знакомый с основной литературой по данной дисциплине. Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, когда учащийся допускает неточности и в ответе на экзамене, и при выполнении практического задания, но обладает необходимыми знаниями для их устранения при участии преподавателя.

Оценку «неудовлетворительно» получает учащийся, обнаруживший фрагментарные знания основного теоретического материала, допустивший серьезные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Оценка «неудовлетворительно» ставится тем учащимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – для группы из 12 человек 4 часа.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Образец текста для анализа на экзамене:

Риск болезни Альцгеймера обусловлен истощением иммунных клеток мозга

Международная группа ученых из России и США выявила взаимосвязь между редкими мутациями гена TREM2 и риском болезни Альцгеймера. Носители опасных вариантов этого гена втрое чаще заболевают Альцгеймером из-за того, что в их организме клетки, удаляющие продукты жизнедеятельности нейронов, испытывают нехватку энергии и едва способны избавляться от клеточного мусора.

Бета-амилоид — клейкий белок, являющийся побочным продуктом работы нейронов и выделяющийся ими вовне как в здоровом, так и в больном Альцгеймером организме. Сам по себе этот белок безвреден, если микроглии, специальные иммунные клетки-макрофаги, успевают вовремя его устранить. Но если микроглии не справляются с этой своей задачей, на нейронах образуются наросты из бета-амилоидов, повреждающие соседние нейроны и ускоряющие процесс нейродегенерации, что ведет к симптомам болезни Альцгеймера.

Недавние опыты на мышах, проводившиеся в Школе медицины при Вашингтонском университете, показали, что у носителей определенных вариантов гена TREM2 микроглии практически не препятствуют образованию бета-амилоидных наростов. Когда ученые взглянули на бракованные микроглии под микроскопом, они увидели, что эти клетки пожирали и переваривали собственные белки, что однозначно указывает на недостаток запаса энергии. Микроглии людей, умерших от Альцгеймера и носивших опасные мутации гена TREM2, вели себя точно так же.

Чтобы окончательно убедиться в том, что такие варианты TREM2 обусловливают недостаток энергии у микроглий, ученые поставили эксперимент. Мышей-носителей опасных мутаций TREM2 поделили на две группы: опытной группе они на протяжении полугода давали богатое энергией вещество под названием циклокреатин (обыкновенную пищевую добавку, широко применяющуюся для развития мускулатуры); контрольной группе это вещество не давали, и у ее представителей впоследствии нашли бета-амилоидные наросты больших размеров и в большем количестве, чем у мышей, подпитываемых циклокреатином.

Несмотря на благотворное действие циклокреатина, медики не рекомендуют использовать его для профилактики болезни Альцгеймера. Длительный прием этого вещества приводит к заболеваниям сердца, печени и проблемам с метаболизмом.

Коммерсантъ, 25.08.2017.

Список обязательной литературы

1.    Батурин Ю. М. Причины появления и признаки околонаучных течений в СМИ //URL: www.mediascope.ru

2.    Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. М., 2002.

3.    Громова Л. П., Маевская М. И. Научно-популярная журналистика в России XVIII – XIX вв.: вехи становления. СПб., 2012.

4.    Кун Т. Структура научных эволюций. М., 2009.

5.    Современные проблемы науки и журналистика. СПб., 2012.

6.    Шумилина Т. В. Журналистика и концепция устойчивого развития // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2006. № 1. С. 71 – 81.

7.    Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / Пер. с итал. Е. Костюкович. М., 2007.

Список дополнительной литературы

1.    Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство / Пер. с англ. М., 2009.

2.    Берг П. Что такое культуральная история? / Пер. с англ. М., 2016.

3.    Гиляревский Р. С. Введение в интеллектуальную коммуникацию. М., 1992.

4.    Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1997.

5.    Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

6.    Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. М., 1994.

7.    Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

8.    Кругляков Э. П. Что же с нами происходит? Новосибирск, 1998.

9.    Мичио К. Физика невозможного / Пер. с японского Н. И. Лисовой. М., 2011.

10.    Ортоли С., Витковски Н. Ванна Архимеда: краткая мифология науки / Пер. с фр. Д. Баюка. М., 2007.

11.    Поппер К. Логика и рост научного знания / Пер. с англ. М., 1983.

12.    Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1988.

13.    Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993.

14.    Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. М., 1977.

15.    Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции / Пер с англ. М. Б. Левина. М., 2004.

16.    Хокинг С. Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр / Пер. с англ. Н. Смородинской. СПб., 2004.

17.    Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.naukatv.ru

2.    https://www.kommersant.ru/nauka

3.    http://trv-science.ru

4.    elementy.ru

5.    vokrugsveta.ru

6.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 770 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru