Реклама и связи с общественностью. 2 курс
Актуальные проблемы социологии массовых коммуникаций
19 февраля 2018
Преподаватель: Коренюшкина Светлана Ильинична, кандидат философских наук, доцент
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

1 занятие. Динамика представлений социологов о роли массовой коммуникации в жизни индивида и общества.

2 занятие. Массовые коммуникации как социальная система.

3 занятие. Массовые коммуникации – социальный институт.

4 занятие. Медиатизация социальных институтов.

5 занятие. Субъекты массово-коммуникативной деятельности.

6 занятие. Проблема эффективности деятельности средств массовой коммуникации.

7 занятие. Субъекты массово-коммуникативной деятельности.

8-9 занятие. Аудитория как объект массово-коммуникативной деятельности и проблемы ее измерения.

План практических занятий

Занятие 1. Массовые коммуникации как социальная система.

Занятие 2. Медиатизация социальных институтов.

Занятие 3. Эффекты и эффективность в деятельности СМК.

Занятие 4. Проблема использования СМК в политической сфере как инструмента политических манипуляций.

Занятие 5. Информационная безопасность.

Занятие 6. Политическая реклама в СМК.

Занятие 7. Коммерческая и социальная реклама в СМК.

Занятие 8. Роль массовых коммуникаций в формировании общественного мнения.

Занятие 9. Исследование общественного мнения.

Практические занятия ведет: Коренюшкина С.И., канд. филос. наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

Не предусмотрен

Вопросы к зачету

1. Сущность и основные функции массовой коммуникации

2. Социология массовой коммуникации как специальная отрасль социологической науки

3. Основные этапы становления и развития западной социологии массовой коммуникации

4. Отечественный опыт изучения массовой коммуникации

5. Массовая коммуникация как социальный институт и бизнес

6. Концепция публичных арен

7. Массовая коммуникация - основа современного информационного общества

8. Информационный продукт и информационные услуги

9. Информационная безопасность

10. «Спираль молчания» Э. Ноэль-Нойман

11. Массовая коммуникация и ее роль в формировании общественного мнения

12. Масс-медиа как социальная подсистема (концепция Н. Лумана)

13. Концепция сетевого общества М. Кастельса

14. Эффекты и эффективность воздействия средств массовой коммуникации

15. Нормативные теории: типология взаимоотношений средств массовой коммуникации и государства

16. Масс-медиа и политическая социализация, политические ценности и поведение

17. Формы владения средствами массовой коммуникации. Регламентирующая деятельность государства

18. Эффект установления пунктов повестки дня

19. Связи с общественностью и массово-коммуникативная деятельность

20. Проблема влияния экранного насилия на агрессивное поведение

21. Социальная и политическая реклама в СМК

22. Аудитория как объект социологических исследований

Критерии оценки

Оценка знаний аспиранта складывается из оценки работы на семинарских занятиях и ответа на зачете.

Форма проведения зачета – устная. Аспирант готовит устный ответ на 2 предложенных преподавателем вопроса из списка вопросов к зачету.

На подготовку ответа дается 15 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если ответ дан на оба вопроса, продемонстрировано владение категориальным аппаратом по предложенной теме, приведены и прокомментированы примеры.

Оценка «Не зачтено» ставится, если аспирант не знает ответа на предложенные вопросы, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Использование каких-либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками следует удаление с зачета.

Список обязательной литературы

1.Современные теории массовой коммуникации : учебное пособие к курсам "Современные технологии массовой коммуникации", "Социология массовых коммуникаций" / И. П. Яковлев ; С.-Петербургский гос. ун-т, Факультет журналистики, . - . - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011.

2.Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Либроком, 2010. 360 с.

3.Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. М.: Дашков и К°, 2010. 318 с.

4.Гостенина В. И., Киселев А.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. 350с.

5.Касьянов В. В. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 427с.

6.Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социал. отношения: Перспектива, 2009. 591с.

7.Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учеб. Пособие. М.,2010.

Список дополнительной литературы

1. Алексаньян Н. К. Сущность социальных трансформаций современного общества под влиянием средств массовой коммуникации. Краснодар: ХОРС, 2009. 52с.

2. Вартанова Е.Н. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 c.

3. Баранова Е.В. Социология массовой коммуникации. М.: Высшая школа, 2012. 176 с.

4. Дрожкин Ю.Н. Социология массовой коммуникации: учеб. Пособие. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2005. 111с.

5. Журналистика и социология / под общ. ред. Фомичевой И.Д. М., 1995. 198с.

6. Панарин И.Н. Информационная война и выборы. М.: Городец, 2004. 528с.

7. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. 231с.

8. Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: учеб. Пособие. СПб.: Роза мира, 2004. 147с.

9. Яковлев И.П. Стратегические коммуникации: учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. 184с.

 просмотров: 123 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru