Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Основы интегрированных коммуникаций
12 марта 2018
Преподаватель: Беленкова Татьяна Валерьевна, старший преподаватель
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Занятие №1: Интегрированные коммуникации: понятие, сущность, организация. Интегрированные маркетинговые коммуникации, их основные составляющие. Маркетинговые коммуникационные обращения. Комплексный подход в маркетинговых коммуникациях. Особенности интегрированных маркетинговых коммуникаций. Ментальная карта интегрированных коммуникаций. Модели иерархии результатов.

Занятие №2: Реклама в системе интегрированных коммуникаций. Реклама: понятие, сущность, возникновение и развитие. Особенности рекламной коммуникации. История возникновения рекламы. Понятие, определения и элементные признаки рекламы. Виды рекламы. Классификация видов рекламы в соответствии с превалирующим типом используемой творческой стратегии и преследуемыми генеральными целями. Классификация по целевым аудиториям. Классификация по охватываемой территории. Классификация по средствам передачи. Функции рекламы. Рекламная коммуникация. Структурная схема рекламной коммуникации. Особенности рекламной коммуникации. Виды рекламного психологического воздействия.

Занятие №3: Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций. Связи с общественностью: понятие, сущность, возникновение и развитие. История возникновения Public Relations. Цели и функции связей с общественностью. Взаимодействие PR с другими науками и видами деятельности. Классификация видов PR. Принципы и последовательность реализации Public Relations. Инструменты Public Relations. Организация работы в области рекламы и связей с общественностью. PR-отдел в коммерческой организации. Организация работы пресс-службы. Структура рекламной службы организации: функции, структура, состав. Виды агентств в области интегрированных маркетинговых коммуникаций. Структура и организация ИМК-агентства полного цикла услуг. Другие типы рекламных агентств.

Занятие №4: Коммуникации в рекламе и связях с общественностью. Коммуникативный процесс. Понятие «коммуникация»: цели, функции, этапы. Основные элементы коммуникативного процесса. Фигура коммуникатора. Аудитория коммуникации и сферы коммуникации. Модели коммуникации. Барьеры коммуникации. Окружающая среда как фактор барьера коммуникации. Коммуникативные барьеры в межличностных коммуникациях. Технические барьеры. Барьеры коммуникации в организациях. Виды коммуникации: вербальная коммуникация, невербальная коммуникация. Психологические механизмы невербального поведения. Структура невербальной коммуникации. Массовая коммуникация. Понятие «массовая коммуникация». Аудитория массовой коммуникации. Работа с аудиториями в связях с общественностью. Функции массовой коммуникации. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации. Слухи и сплетни в массовых коммуникациях. Психология слухов. Психология сплетни. Коммуникативная компетентность специалиста. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.

План семинарских занятий

Семинар №1: доклады студентов на заданные темы.

Семинар №2: доклады студентов на заданные темы.

Семинар №3: доклады студентов на заданные темы.

Семинар №4: доклады студентов на заданные темы.

Семинарские занятия ведет: Беленкова Татьяна Валерьевна, старший преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Рассмотрение кейсов по заявленной тематике.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к экзамену

1.    Основные подходы к понятию «интегрированные маркетинговые коммуникации» (ИМК).

2.    Основные элементы системы ИМК. В чем заключается специфика каждого из них?

3.    Основные этапы развития маркетинговых коммуникаций в России и в мире. Ученые, разрабатывавшие теории ИМК.

4.    Основные стратегические цели маркетинговых отношений.

5.    Понятие процесса управления массовыми коммуникациями.

6.    Основные причины неэффективности классических маркетинговых коммуникаций.

7.    Суть комплексного подхода в организации маркетинговых коммуникаций.

8.    Основные отличия «интегрированных маркетинговых коммуникаций» от «интегрированных коммуникаций» (по А. Гронштедту).

9.    Синергетический эффект ИМК: понятие и особенности.

10.    Особенности основных моделей ИМК.

11.    Преимущества воздействия средств комплекса маркетинговых коммуникаций на потребителя. Сравнительная оценка их воздействия.

12.    Основные функции социальной коммуникации.

13.    Признаки коммуникаций, по которым их можно классифицировать.

14.    Сильные стороны рекламы как особого вида коммуникационной деятельности.

15.    Недостатки и ограничения рекламы как особого вида коммуникационной деятельности.

16.    Причины появления рекламы как особого вида деятельности.

17.    Основные элементы рекламной коммуникации.

18.    Основные особенности рекламной коммуникации.

19.    ATL-реклама, ее характеристика и особенности.

20.    BTL-реклама, ее характеристика и особенности.

21.    Основные виды воздействия в рекламных коммуникациях и способы их осуществления.

22.    Понятие «связи с общественностью», многообразие существующих подходов к определению данного понятия и причины этого.

23.    Основные отличия связей с общественностью от журналистики, рекламы и пропаганды.

24.    Примеры ранних форм PR-деятельности в российской и мировой истории (с обоснованием).

25.    Четыре этапа развития PR (по Р. Смиту).

26.    Характеристика содержания основных направлений PR-деятельности.

27.    Особенности содержания понятия «коммерческий PR», его специфика.

28.    Содержание профессиональных обязанностей сотрудника отдела по связям с общественностью в коммерческой организации.

29.    Место отдела по связям с общественностью в организационной структуре фирмы.

30.    Преимущества PR-отдела с высоким иерархическим статусом.

31.    Функциональная разница между PR-отделом организации и пресс-службой.

32.    Основные профессиональные обязанности пресс-секретаря.

33.    Отличие подходов к коммуникации в механистической и деятельностной парадигмах.

34.    Цели коммуникации.

35.    Функции коммуникации и коммуникативного акта.

36.    Элементы коммуникативного процесса.

37.    Особенности модели кодирования/декодирования С. Холла.

38.    Функции речи.

39.    Сходство и отличие вербальной и невербальной коммуникации.

40.    Виды невербального общения.

41.    Психологические механизмы невербального поведения.

42.    Особенности структуры невербальной коммуникации.

43.    Основные характеристики невербального поведения.

44.    Задачи и функции массовой коммуникации.

45.    Методы исследований массовой коммуникации.

46.    Модели массовой коммуникации.

47.    Роль установки в процессе массовой коммуникации.

48.    Роль стереотипов в процессе массовой коммуникации.

49.    Роль слухов в массовых коммуникациях.

50.    Определение коммуникативной компетентности.

51.    Структура коммуникативной компетентности.

52.    Суть понятия «коммуникативная цель», «коммуникативная стратегия», «коммуникативная тактика», «коммуникативное намерение».

53.    Соотношение между собой элементов стратегии и тактики в коммуникативном процессе.

54.    Основные компоненты анализа коммуникативного поведения.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена - письменная. Формальным допуском к экзамену является положительная оценка работы студента на семинарских занятиях и на занятиях по самостоятельной работе в присутствии преподавателя. В процессе семинарских занятий студенту необходимо представить аудитории и преподавателю доклад по заявленной тематике.

Максимальное количество баллов, которое может быть получено по итогам выполнения экзаменационного задания, составляет 100 (сто) баллов. Ответы должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные теории, методы и подходы не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений, цитат и иных положений, рассматривается как неверный.

Критериями оценки являются:

- наличие (отсутствие) полноты ответа;

- включение в ответ положений, не относящихся к поставленному вопросу;

- изложение нескольких теоретических подходов к освещаемой проблеме;

- отсутствие (наличие) фактических ошибок;

- отсутствие (наличие) неточностей;

- аккуратность выполнения работы.

Наличие в ответах любой ошибки является основанием для снижения оценки.

Оценка может быть снижена также:

- за неточности в правильном ответе;

- за отсутствие полноты ответа.

Критерии оценивания:

81 – 100 баллов – полный и правильный ответ;

66 – 80 баллов – правильный, но неполный ответ;

51 – 65 балл – правильный ответ без достаточной аргументации, либо правильный ответ с достаточной аргументацией, но с неточностями;

0 – 50 баллов – неправильный ответ, либо отсутствие ответа, или же бессвязный ответ, не отвечающий на поставленный вопрос.

Баллы, набранные по итогам выполнения экзаменационного задания, переводятся в оценку на основе следующих критериев:

81-100 баллов - «отлично»

66 - 80 баллов – «хорошо»

51- 65 баллов – «удовлетворительно»

50 и менее баллов – «неудовлетворительно».

На выполнение задания отводится полчаса.    

Типовые вопросы

1.    Суть понятия «интегрированные маркетинговые коммуникации» (ИМК).

2.    Основные элементы системы.

3.    Задачи и функции массовой коммуникации.

4.    Модели массовой коммуникации.

Список обязательной литературы

1.    Коноваленко, В. А. Основы интегрированных коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 486 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3061-0.

2.    Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации : правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. подготовки (специальности) "Связи с общественностью" / Ф. И. Шарков ; Междунар. акад. бизнеса и управления, Ин-т совр. коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К: Изд-во Шаркова, 2012

3.    Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование : учебник для студентов бакалавриата ВПО, обуч. по напр. подготовки "Реклама и связи с общественностью" / Ф. И. Шарков, В. Н. Бузин ; Ин-т мировых цивилизаций. - М.: Дашков и К, 2012

Список дополнительной литературы

1.    Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990

2.    Беркутова Т. А. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие.-

3.    Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4.    Большаков С. Н., Потолокова М. О. Бизнес-коммуникации. СПб., 2012.

5.    Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

6.    Дубровин И. А. Маркетинговые коммуникации. М., 2012.

7.    Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Деловые коммуникации. М., 2013.

8.    Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб., 2012.

9.    Ким С. А. Маркетинг: Учебник.- М.: Дашков и К, 2010.

10.    Мазилкина Е. И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие.- М.: Дашков и К, 2008.

11.    Потолокова М. О. Использование системного подхода в управлении / Правовое поле экономики №1, 2011.

12.    Потолокова М. О. Организация и виды рекламной деятельности на коммерческих предприятиях / Современные технологии управления. №3 (27), 2013.

13.    Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования. СПб., 2010.

14.    Четвертков Н. В. Современная пресс-служба, М.,2010.

 просмотров: 241 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru