Очная форма обучения. 2 курс
Стилистика
29 марта 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

16 февраля. Типы языковых значений. Речевое действие и речевая форма. Функционально-смысловой тип речи. Композиционно-речевая форма. Описание.

2 марта. Описание. Его разновидности.

9 марта. Повествование, его разновидности.

16 марта. Рассуждение. Комментарий.

23 марта. Информационное сообщение. Точка зрения.

30 марта. Морфологические средства выражения авторского «Я».

6 апреля. Синтаксические средства выражения авторского «Я».

13 апреля. Тропы.

20 апреля. Фигуры речи.

27 апреля. Теория диалога.

4 мая. Оценка. Метатекст.

11 мая. Коллоквиум.

18 мая. Чужая речь. Способы изображения чужой речи.

25 мая. Цитата. Теория интертекстуальности.

План практических занятий

Занятие 1. Повторение материала по функциональной стилистике на основе анализа публицистического текста. Рассказ об образной речи как отличительной особенности литературно-художественного стиля. Д/З Сделать анализ речи публицистического текста на предмет ее функциональной принадлежности.

Занятие 2. Коллективная проверка домашнего задания.

Занятие 3. Описание. Д/З Написать миниатюру-описание на предложенную тему.

Занятие 4. Повествование. Д/З Написать миниатюру-повествование на предложенную тему.

Занятие 5. Рассуждение. Комментарий. Д/З Написать комментарий на предложенную тему.

Занятие 6. Информационное сообщение, его типы.

Занятие 7. Контрольная работа (описание, повествование, рассуждение, информационное сообщение).

Занятие 8. Лексические средства выражения авторского «Я».

Занятие 9. Морфологические средства выражения авторского «Я».

Занятие 10.Синтаксические средства выражения авторского «Я».

Занятие 11. Контрольная работа (средства выражения авторского «я»).

Занятие 12. Тропы и фигуры.

Занятие 13. Оценка. Метатекст.

Занятие 14. Чужая речь. Изображение речи.

Занятие 15. Контрольная работа (итоговая).

Практические занятия ведут:.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Проверка домашних заданий.

Контроль посещаемости занятий.

Проверка конспектов лекций и практических занятий.

В системе лекционных занятий во второй половине курса проводится коллоквиум.

Вопросы к экзамену. Требования к экзамену

1. Основные понятия стилистики. Стилистическое значение и его компоненты. Понятие о функциональном стиле. Устная и письменная форма существования стиля.

2. Разговорный стиль. Использование элементов разговорного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.

3. Научный стиль. Особенности термина как лексической единицы. Использование элементов научного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.

4. Официально-деловой стиль. Использование элементов официально-делового стиля в текстах художественной литературы и публицистики.

5. Публицистический стиль. Принцип диалога, принцип чередования экспрессии и стандарта как конструктивные приемы публицистического стиля.

6. Язык художественной литературы. Изобразительность. Выразительность. Образность как единство изобразительности и выразительности. Художественно-образная конкретизация

7. Лексика русского языка сточки зрения происхождения. Заимствованная лексика. Языковой пуризм. Особенности функционирования заимствованной лексики в текстах СМИ.

8. Старославянский язык. Роль старославянского языка в становлении славянской культуры. Старославянизмы. Основные признаки старославянизмов. Их использование в текстах художественной литературы и публицистики.

9. Активный и пассивный словарный запас. Старинные слова. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Использование устаревших слов и неологизмов в текстах художественной литературы и публицистики.

10. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Диалектизмы. Жаргонизмы. Специальная лексика. Их использование в текстах художественной литературы и публицистики.

11. Фразеологические обороты, их классификация. Основные типы трансформации фразеологизмов. Их использование в текстах художественной литературы и публицистики.

12. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их использование в текстах художественной литературы и публицистики.

13. Описание, его разновидности. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики.

14. Повествование, его разновидности. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики.

15. Рассуждение, его разновидности. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики.

16. Комментарий как композиционно-речевая форма. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики.

17. Информационное сообщение как композиционно-речевая форма. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики.

18. Точка зрения. Способы ее выражения в тексте.

19. Оценка. Классификация оценочных значений. Способы выражения оценки. Оценочная лексика в текстах СМИ.

20. Морфологические средства выражения авторского «я» в текстах СМИ.

21. Синтаксические средства выражения авторского «я» в текстах СМИ.

22. Тропы. Общие понятия, типы. Использование в текстах художественной литературы и публицистики.

23. Фигуры речи. Общие понятия, типы. Использование в текстах художественной литературы и публицистики.

24. Метатекст. Его роль в текстах СМИ.

25. Изображение речи. Прямая речь и несобственно-прямая речь. Ее использование в текстах художественной литературы и публицистики. Сказ.

26. Современная теория цитаты. Роль цитаты в публицистическом тексте.

Критерии оценки (экзамен)

Для экзамена необходимо наличие тетради с примерами, подобранными для ответа на каждый вопрос, обозначенный в списке вопросов.

Форма проведения экзамена – устная. Обучающийся отвечает на предложенные в билете теоретические вопросы по заранее подготовленным при самостоятельной работе текстам. Ответ на теоретический должен происходить на основе анализа соответствующего заранее подобранного примера. Не допускается формальный пересказ теоретического материала безотносительно к анализу конкретного текста.

Время на подготовку первому обучающемуся дается 40 минут.

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся продемонстрировал нужные теоретические знания, которые проявил в процессе анализа текста и не допустил существенных погрешностей. Проявил умение логически обоснованно выстраивать ответ. Имеет богатый словарный запас и свободно говорит в соответствии с нормами русского литературного языка.

Оценка «хорошо» ставится при тех же требованиях, однако допускается в ответе один – два существенных недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся допускает существенные погрешности при анализе текста, с трудом сочетает теоретические знания с анализом конкретного текста, плохо владеет речь, строит ответ с логическими ошибками.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся не имеет необходимых знаний по теории, не имеет текстов, подобранных для ответа, не умеет анализировать текст.

Все обучающиеся являются к началу экзамена, ко времени, обозначенному в расписании. Продолжительность ответа в среднем равняется 20 минутам.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрено.

Список обязательной литературы

1.    Арутюнова Н. Д. О синтаксических типах художественной прозы // Общее и романское языкознание. М., 1972. С. 189 – 199.

2.    Арутюнова Н. Д. Языковая метафора: синтаксис и лексика // Лингвистика и поэтика. М., 1979

3.    Бахтин М. М. Проблемы эстетики Достоевского. М., 1979. (Раздел «Типы прозаического слова. Слово у Достоевского»)

4.    Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. (раздел «Речевые жанры)

5.    Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004.

6.    Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

7.    Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

8.    Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры. СПб., 2011.

9.    Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

10.    Стилистика и литературное редактирование. Учебник. В 2-х томах / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

11.    Стилистический Энциклопедический Словарь. М., 2006.

12.    Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

Список дополнительной литературы

1.    Арутюнова Н. Д. К проблеме функциональных типов лексического значения// Аспекты семантических исследований. М., 1980. С.156-249.

2.    Арутюнова Н. Д. Практическое рассуждение и язык // Сущность, развитие и функции языка. М., 1989.

3.    Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

4.    Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.

5.    Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. (Раздел «Человек в языке»).

6.    Виноградов В. В. Избранные работы. О языке художественной прозы. М., 1980 (раздел «Проблема сказа в стилистике»).

7.    Кожевникова Н. А. О соотношениях речи автора и персонажа // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М., 1977. С.7-98.

8.    Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М.,1982.

9.    Коньков В. И., Краснова Т. И., Рогова К. А. Язык художественной публицистики. Л., 1983.

10.    Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.

11.    Купина Н. А. Креативная стилистика. М., 2014.

12.    Купина Н. А., Матвеева Т. В. Стилистика современного русского языка. М., 2013.

13.    Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

14.    Майданова Л. М. Очерки практической стилистики. Свердловск, 1987.

15.    Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

16.    Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.

17.    Рогова К. А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л., 1975.

18.    Рождественский Ю. В. Введение в общую филологию. М., 1979.

19.    Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М.,1974.

20.    Скребнев Ю. М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975.

21.    Современная газетная публицистика: Проблемы стиля. Л., 1987.

22.    Солганик Г. Я. Очерки модального синтаксиса. М., 2010.

23.    Стилистика Русского Языка: Жанрово-коммуникативный аспект. М., 1987.

24.    Язык и массовая коммуникация. М., 1984.

25.    Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. Л., 1986. (Раздел «О диалогической речи». С. 17-58).

Перечень иных информационных источников

1. www.library.spbu.ru

 просмотров: 379 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru