Очная форма обучения. 3 курс
Качественная журналистика и новые медиаформаты. Cпецсеминар
13 февраля 2018
Преподаватель: Бодрунова Светлана Сергеевна, доктор политических наук, профессор
Кафедра: менеджмента массовой коммуникации

План лекционных занятий

14 февраля. Обзор курса, формирование плана презентаций.

Дигитализация в сфере медиа: философские, экономические, профессиональные последствия. «Новая медийность» в медиапрактике.

План семинарских занятий

21 февраля.Дигитализация, трансформация социальной среды и традиционногомедиарынка. Кризис газет как пример трансформации медиарынка: системные и конъюнктурные причины.

Дигитализация: экономический аспект. Трансформация традиционных СМИ под влиянием новых медиапрактик. Способы ориентации редакционногоконтента на web 2.0. Монетизация редакционной работы с пользовательскимконтентом: принципы викиномики и теория длинного шлейфа.

28 февраля. Динамика современных медиа. Выживание и рост «текучих» медиапроектов: от блогов до медийных площадок смешанной тематики. Проекты «Слон»/Republicи «Сноб».

! Первое занятие по курсовым работам. Определение тем, инструктаж по структуре работы и подготовке списка литературы.

Презентация 1. Проект «Слон»/Republic.

Презентация 2. Проект «Сноб».

7 марта.Динамика современных медиа. Проекты «стиля жизни» и журналистика сообществ. «Роствследзааудиторией»: Look at MeиThe Village.

Презентация 3. «Роствследзааудиторией»: Look at Me / The Village.

14 марта.Новые медиаформаты. Журналистика данных и способы отражения данных в медиа. Инфографика и визуализация данных: современные проекты.

! Второе занятие по курсовым работам. Обсуждение теоретических глав.

Презентация4. Визуализацияданныхв The Guardian / The New York Times.

28 марта.Новые медиаформаты. Очень длинные и очень короткие тексты. Лонгрид как формат. Автоматизация журналистики: новости, написанные машиной.

Презентация 5. Snowfall и другие лонгриды: кому нужен длинный текст?

Презентация 6. Автоматизация новостного производства.

4 апреля.Новые медиаформаты. Лайвблоггинг как жанр/формат.

Презентация 7. Лайвблоггинг в TheGuardian / СМИ по выбору студента.

11 апреля.Пограничные состояния медиа. Фото/онлайн и видео/онлайн. Фотография как медиа. Фотосторы, социальные фотомедиа, фотохостинги. Instagram и медиаповестка?

! Третье занятие по курсовым работам. Методология исследования.

Презентация 8. Instagram и его медийность / Instagram и медиа.

Презентация 9. Instagram и его монетизация.

18 апреля. Участие в качестве слушателей в конференции «Comparativemediastudiesintoday’sworld». Дискуссия об эмоциях и рациональности в медиа (ауд. 603).

2 мая.Пограничные состояния медиа. Видеохостинги. Видеоблоггинг и его монетизация.YouTubeи его аналоги. Секреты популярности на YouTube. Политический видеоблоггинг.

Презентация 10. YouTube и журналистика / Качественная журналистика на YouTube.

Презентация 11. Политический видеоблоггинг в России.

16 мая. Пограничные состояния медиа. Медиа/межличностная коммуникация. Мессенджеры как медиа.

! Четвертое занятие по курсовым работам. Индивидуальное обсуждение.

Презентация 12. Мессенджеры (Whatsapp, Viber и другие) и их новостной потенциал. Newsalerts в Твиттере, мессенджерах и сервисах личных сообщений.

Дата будет известна позже.Пограничные состояния медиа. Telegram-каналы и их медийность. Анонимность Telegram-каналов: за и против.

Презентация 13. Telegram-каналы для медиа / Политический Telegram.

Дата будет известна позже.Пограничные состояния медиа. Мгновенный контент и его умирание. Snapchatи stories.

Презентация 14. Snapchat и его медийность.

Дата будет известна позже.Пограничные состояния медиа. Новая таблоидная культура: hype-basedmedia. История Buzzfeed.

Презентация 15. История Buzzfeed и принципы отбора контента.

Дата будет известна позже.Пограничные состояния медиа. Культура/медиа. Проект«Гражданин поэт».

Презентация 16. Проект «Гражданин поэт»: медийность протеста.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль (зачет)

Внутрисеместровый контроль по дисциплине осуществляется по мере контроля посещаемости студентов на семинарах. Основной единицей отчетности является фиксация присутствия студента на лекциях и его выступлений с презентацией.

Зачет в конце семестра выставляется автоматически на основании данных внутрисеместрового контроля (процент посещаемости, подготовка презентации, активность на занятиях). При этом допускается проставление зачета на последнем занятии дисциплины (см. ниже).

Вопросы к зачету

1. Дигитализация, трансформация социальной среды и традиционного медиарынка.

2. Кризис газет и традиционного телевидения.

3. Дигитализация: экономический аспект. Трансформация традиционных СМИ под влиянием новых медиапрактик

4. Новые возможности редакционной организации с участием пользовательского контента (UGC).

5. Монетизация редакционной работы с пользовательским контентом: принципы викиномики и теория длинного шлейфа.

6. Самостоятельные новостные проекты пользовательского контента. OhMyNews, GlobalVoices, Indymediaидругиеинициативы.

7. Журналистика «стиля жизни» в сети: «рост вместе с аудиторией».

8. «Новая медийность» в современных медиапроектах.

9. Новые жанры в качественной журналистике: визуализация данных.

10. «Живой блоггинг» как жанр/формат.

11. Интерактивы и дата-журналистика на порталах британских и американских газет.

12. Видео- и фотопроекты в Интернете.

13. Медийность в проектах за пределами медиасистемы: мессенджеры и Telegram.

14. Мгновенный контент и hype-контент.

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Новые механизмы газетного бизнеса.

2. Новомедийный проект 2000-2010-х годов (Россия).

3. Новый тип / жанр журналистики: поиск медийности.

4. Динамика онлайновых медиа.

5. Проекты в социальных медиа.

6. Блогосфера и журналистика: анализ блог-проектов.

7. Политическая роль новых медиа.

Допускается сдача индивидуальныхмедиапроектов (медиастартапов) вместо практической главы курсовой работы. В отдельных случаях могут быть сданы групповые проекты (с четким указанием объемов индивидуальной работы).

Текущий контроль (зачет)

Основной единицей отчетности по спецсеминару является подготовленная презентация по теме семинара. Темы презентаций указаны в разделе «План семинаров» в следующем формате:

Презентация №…. .

Также для допуска к зачету студент обязан посетить не менее 50% занятий семинара, если иное не предусмотрено нормативными документами СПбГУ и ВШЖиМК.

Условием получения зачета-автомата являются посещение более 50% занятий по дисциплине и успешно представленная презентация. При несоблюдении хотя бы одного из этих условий студент перестает претендовать на получение зачета-автомата и допускается к зачету по вопросам.

График подготовки и сдачи курсовой работыпо дисциплине определяется деканатом факультета журналистики ВШЖиМК.

Критерии оценки (зачет)

Критериями выставления зачета по дисциплине являются:

1. Сданная в срок преподавателю и представленная и обсужденная с коллегами презентация по медиапроекту.

2. Уровень посещаемости семинара выше 50%.

Повторная сдача зачета предполагает сдачу двух презентаций и написание эссе (не менее 6000 знаков) о современном понимании медийности в сети Интернет на основе предложенной литературы и теоретического материала, предложенного преподавателем.

Список обязательной литературы

1. Газетный рынок Великобритании: типология современной газеты под влиянием мирового кризиса прессы // Вестник Совета молодых ученых СПбГУ. 2010. №1. С. 32–42.

2. Газетный рынок Италии в начале XXI века: причины кризиса и потенциал модернизации газет // Мировые тенденции медиасферы: сб. ст. по итогам регулярного научно-практического семинара «День науки – 2010» / Под ред. Бодруновой С. С. СПб., 2010. С. 96–118.

3. Иконическая журналистика как концепт и жанровая система // СМИ глазами молодых исследователей – 2012: сб. статей. М.: МГУ, 2012. (в печати)

4. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ: учебное пособие / под ред. А. С. Пую. СПб., 2010.

5. Anderson C. The Long Tail: Why The Future of Business is Selling Less of More. New York, 2006.

6. M. Castells, ‘Communication, Power and Counter-power in the Network Society’, in International Journal of Communication, 2007, 1, pp. 238-66.

7. M. Gladwell, ‘Small Change. Why the Revolution Will Not Be Tweeted’, in The New Yorker, 4 October 2010. Online. Available HTTP: (accessed 5 August 2012).

8. Tapscott D., Williams A. D. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. NewYork, 2006.

Список дополнительной литературы

1. Идлис Ю. Рунет: сотворенные кумиры. М., 2010.

2. Adam S., Pfetsch B. Media Agenda Building in Online and Offline Media – Comparing Issues and Countries, paper presented at the 6th ECPR General Conference, University of Iceland, Reykjavik, August 2011.

3. Bovt G. Internet Media in Russia: A Virtual Duplication of Reality, in C. Marsh and K. Gvosdev (eds) Civil Society and the Search for Justice in Russia, Lanham, MD: Lexington Books, 2002, pp. 96-104.

4. Chadwick A. ‘The Hybrid Media System’, paper presented at the European Consortium for Political Research (ECPR) General Conference, Reykjavik, Iceland, August 2011. Online. Available HTTP: (accessed 30 September 2012).

5. Deep secrets of successful blogging // Chitica Inc. URL: chitica.com/crm/BlogBash.pdf

6. Fossato F. ‘The Web That Failed: How the Russian State Co-opted a Growing Internet’, in Social Movements and the State in Russia: Russian analytical digest, 2008, 50, pp. 12–5;

7. Gabowitch M. ‘Social media, mobilization and protest slogans in Moscow and beyond’, in Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, 2012, 7, pp. 213-25. Online. Available HTTP: (accessed 12 September, 2012).

8. Gorny E. ‘Understanding the Real Impact of Russian Blogs’, in Russian Analytical Digest, 2009, #69, pp. 7–11. Online. Available HTTP: (accessed 28 September 2012).

9. Kuchins C. Alternative Futures for Russia to 2017, Washington, DC: Center for Strategic and International Studies, 2007. Online. Available HTTP: (accessed 5 September 2012).

10. Marcus A. ‘The Internet and Democratization: The Development of Russian Internet Policy’, in Demokratizatsiya, 2004, 12(4), pp. 607-27;

11. Schmidt H., Teubener K. (Counter)Public Sphere(s)on the Russian Internet, in H Schmidt, K. Teubener and N. Konradova (eds), Control+Shift: Public and Private Usages of the Russian Internet, Norderstedt: BOD Verlag, 2006.

12. The Handbook for Bloggers and Cyber-dissidents // Reporters Without Borders. 2005.

Перечень иных информационных источников:

1.    library.spbu.ru

2.    Портал журнала «Журналист»

3.    Фейсбук-канал Андрея Мирошниченко

4.    postjournalist.ru

 просмотров: 262 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru