Очная форма обучения. 3 курс
Гражданская позиция журналиста. Cпецсеминар
29 марта 2018
Преподаватель: Королёв Егор Алексеевич, к. полит.н., преподаватель-практик
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

Тема 1. Общественные и политические функции средств массовой информации. Какие функции СМИ выполняют и о каких сегодня забывают?

План практических занятий

Занятие 1. Разберёмся в терминах.

Что мы понимаем под словами «журналист», «гражданин», «гражданственность», «позиция». Понятие гражданской позиции журналиста.

Занятие 2, 3. Школа межэтнической журналистики.

Особенности освещения межэтнических тем в СМИ. Этика этно-журналиста. Этический кодекс. Особенности освещения этнических конфликтов в СМИ

Занятие 4. Школа межэтнической журналистики.

1.    Новое лицо экстремизма. Как освещать резонансные события, где брать информацию, с кем взаимодействовать. Вербовка молодых людей в террори-стические организации: что журналисты могут противопоставить?

Занятие 5. Школа межэтнической журналистики.

Деятельность национально-культурных общин в регионе и их взаимодействие со СМИ. Проблема миграции и ее освещение в СМИ

Занятия 6. ТАСС не уполномочен.

Процесс нахождения журналистом темы: между монополией информационных агентств и эксклюзивом. Анализ практики работы с темами «Первого канала», «НТВ-Санкт-Петербург», газеты «Деловой Петербург», интернет-газеты «Фонтанка.ру». Деловая игра «Обгони ТАСС».

Занятие 7. Вынь да положь.

Информационный повод журналистского произведения: как найти и выбрать информационный повод без оглядки на другие СМИ. Взаимодействие журналиста с источниками информации и пресс-службами. «Гражданская журналистика».

Занятие 8. Признайтесь честно.

Этические проблемы взаимодействия автора журналистского произведения с героями и источниками. Искусство задавать «неудобные» вопросы. Задание: написать проблемное интервью и фельетон.

Занятие 9. Журналист спешит на помощь.

Анализ текстов и сюжетов СМИ на тему помощи читателям и зрителям. Работа с письмами, форумами. Задание: найти героя, помочь ему, написать текст.

Занятие 10. Журналист выходит из редакции.

Влияние журналистики на развитие общественных отношений. Метод моделирования в журналистике (акции, проекты СМИ). Организаторские возможности прессы. Задание: разработка проекта, акции.

Занятие 11. Вы мой герой.

Герой журналистского произведения: между «маленьким» человеком и «медийным» героем. Задание: найти «маленького» человека, написать очерк.

Занятия 12, 13. «Где заканчивается пропаганда?»

Политическая журналистика. Медиатизация политической сферы. Плюрализм СМИ. Оппозиционная vs официальная пресса. Деловая игра «Пресс-конференция Президента».

Занятие 14. Скандалы без расследования.

Особенности освещения конфликтных ситуаций в прессе. Журналист внутри и снаружи конфликта. Информационные войны. Телевизионная пропаганда.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Индивидуальное консультирование студентов, помощь в подготовке выполнения заданий, анализ написанных студентом текстов.

Внутрисеместровый контроль

Формы внутрисеместрового контроля по спецсеминару: посещение минимум десяти семинаров (виды отработки пропусков – выполнение домашних заданий), выполнение творческих практических заданий, участие в деловых играх на семинарах.

За месяц до защиты должно быть представлено 60% курсовой работы, а также полный список изученной литературы.

Курсовая работа должна быть сдана за неделю до дня защиты в электронной и письменной форме.

Защита проходит в виде доклада (10 мин.) и его последующего обсуждения в группе.

Критерии оценки

Форма проведения зачета – письменная.

Оценка «Зачёт» ставится в том случае, если студент выполнил журналистский проект в полной мере, без замечаний, презентовал его текстовый и визуальный блоки.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не провёл журналистский проект или выполнил его неполно.

    

Список обязательной литературы

1.    Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб. 2013

2. Корконосенко С.Г. Введение в журналистику: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011.

2. Мельник Г.С. Журналистика в политических технологиях. СПб, 2012.

3.Современный российский медиаполис. Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2012.

4.Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2010.

Список дополнительной литературы

1.    Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. СПб., 2013.

2.    Гончаров А.А. Гражданский контроль над органами власти. М., 2010.

3.    Демократия. Власть. Элиты: Демократия vs элитократия: сб. ст. под ред. Я.А. Пляйса. М., 2010.

4.    Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.

5.    Кравцов В.В. Политическая журналистика в Интернете. Чебоксары, 2011.

6.    Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. М., 1998.

7.    Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004.

8.    Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И.Н. Блохина, С.Г. Корконосенко. СПб., 2011.

9.    СМИ и политика / под ред. Л.Л. Реснянской. М., 2007.

10.    Социальное функционирование журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 1994.

11.     Фомичёва И.Д. СМИ как партиципаторные коммуникации. М., 2002.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.duma.gov.ru/

2.    http://www.assembly.spb.ru/

3.    http://www.красивыйпетербург.рф/

4.    http://spbelect.org/

5.    http://er.ru/

6.    http://gov.spb.ru/gov/

7.    http://www.vybory.izbirkom.ru/

8.    http://long.altapress.ru/svoichuzhie/ostrovgermanija/

9.    http://nazaccent.ru/

 просмотров: 110 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru