Очная форма обучения. 3 курс
Городская культура и стиль жизни: журналистский контекст. Cпецсеминар
11 февраля 2018
Преподаватель: Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

14 февраля.Культура городского пространства и динамика стиля жизни.Теоретико-методологические подходы изучения городской культуры и стиля жизни. Культура как специфическое системное образование. Социокультурная динамика в условиях культурологического плюрализма. Журналистика в контексте культуры: динамика смыслов.

План семинарских занятий

21 февраля.Культурная среда города в контексте глобализации: журналистский взгляд. Город и повседневность. Коммодификация повседневной жизни и развитие индустрии развлечений: от кинотеатров и универмагов к торгово-развлекательным центрам. Уличное искусство как активная практика коллективного обитания. Специфические субъекты модерного города: фланер и коллектив. Культура повседневности в современных СМИ.

28 февраля.Эстетика городской жизни.Город как источник визуального удовольствия. Технологии создания иллюзии красоты, стильности, эксклюзивности. Реклама и брэндинг, дизайн как приемы эстетизации городской жизни. Эстетика праздничного оформления городов. Влияние массмедиа на фантасмагорию, создающую оптическую иллюзию красоты городской среды.

07 марта. Город как центр отношений природы и культуры.Трансформации городов: урбанистическая и социальная теории. Город как соединение человеческих, природных, технических «агентов». Исторический город как объект наследия в материалах журналистов. Анализ журналистских материалов, посвященных сохранению природной и культурной среды мегаполиса.

14 марта. Креативный город и СМИ.Креативные индустрии современного города. Интерактивность оформления выставок и уличного пространства. Массмедиа о классике и авангарде в залах Эрмитажа (выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты»). Шопинг как вариант досуга в современном городском пространстве. Перформативное понимание городской культур. Предметный мир мегаполиса и специфика его освещенияв СМИ.

21 марта. Информационные технологии в современном городе и их популяризация в СМИ. Специфика информации в социокультурных коммуникациях.Культурные вызовы техногенной цивилизации, их продвижение в СМИ. Световые и лазерные технологии в оформлении городского пространства. Популяризация праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге средствами массовой информации. Реклама в контексте информационных технологий современного города. Информационные технологии в создании праздничного настроения в среде мегаполиса: аналитическая работа в форме презентации.

28 марта. Семиотика культурного пространства мегаполиса и его отражение в СМИ.Научные концепции семиотики в раскрытии сущности городской культуры.Семиотика пространства мегаполиса, формирующаяся под воздействием сетевых СМИ. Образцы кич, мид. арт-культуры в СМИ.Семиотика туристического Петербурга в СМИ. Тематические доминанты современных СМИ как отражение семиотики культурного пространства мегаполиса. Семиотика торгово-развлекательных центров: журналистский контекст.

04 апреля.СМИ и виртуализация социокультурного пространства мегаполиса:теория игры.СМИ как субъект и объект виртуализации пространства мегаполиса.Сетевая культура и современная социокультурная динамика: общество « спектакля». Теория игры:театр и СМИ. Виртуальный мир учреждений культуры: музеи, выставки, театральные постановки. Детский досуг в городском пространстве: традиции и современность.

11 апреля. Драматургические перспективы в социокультурных коммуникациях.Социальная драматургия И. Гофмана как теоретико-методологическая основа социокультурных коммуникаций. Творческая встреча с режиссерами и администрацией Новой сцены Александринского театра «Документальный спектакль – драматургия в жизни и на сцене» (отчет в форме презентации или фоторепортажа). Квэст как форма организации досуга: журналистский контекст. Рекламное продвижение специалистов, создающих социальные образы и формирующие впечатление: стилисты, модельеры, дизайнеры, косметологи, политтехнологи, PR-специалисты.

18 апреля.Стиль жизни мегаполиса: эстетика и нравы.Эстетическое конструирование стиля жизни СМИ. Продвижение гедонистических ценностей массовой культуры. Виртуализация жизни: интернет-услуги. Эстетизация облика людей и предметов. Анализ глянцевых изданий, формирующих стиль жизни ( по выбору слушателя, отчет в форме презентации).

25 апреля.Новые коммуникационные каналы культурной информации:диалогичность взаимодействия.Переход от традиционных СМИ к новым. Электронная журналистика: перспективы развития.Феномен «цифровой» культуры. Участие в ежегодном Дне мецената и освещение его идей в рубрике «Арт-клуб» сайта Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ или городских СМИ.Творческая встреча в медиацентре Русского музея (отчет в форме презентации или фоторепортажа с размещением на конкурсной основе на сайте ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета.

16 мая. Технологии ток-шоу в контексте культурных коммуникаций.Ток-шоу как феномен современных культурных коммуникаций мегаполиса. Маскарадность городских праздников в Санкт-Петербурге, их освещение в СМИ.День города, Новый год, Масленица: участие в праздниках и создание журналистских текстов (жанр по выбору). Анализ жанра ток-шоу на телевидении (например, кулинарные) и в массмедиа (отчет в форме презентации). Сэлфи как игровое освоение культурного пространства.

23 мая.Субкультуры современного города: взгляд журналиста. Субкультуры мегаполиса: специфика освещения в СМИ. Молодежная субкультура, этническая, детская и религиозная. Участие журналистов в формировании толерантности социокультурного пространства мегаполиса. Жанровое своеобразие освещения субкультур: массовые, общественно-политические, деловые, детские СМИ. Презентация освещения одной из субкультурв СМИ (по выбору слушателя спецсеминара).

30 мая. Арт-журналистика и культурная жизнь: опыт коммуникации.Встреча со специалистами молодежного отдела Александринского театра «Арт-журналисты в массмедийном пространстве: ожидания театра и зрителей». Знакомство с ведущими арт-журналистами, освещающими культурную жизнь Санкт-Петербурга. Подготовка презентации «Арт-журналистика в лицах».

Занятие 15. Фестивали и форумы как форма межкультурной коммуникации: специфика освещения в СМИ.Традиции фестивального движения.Театральные и музыкальные фестивали Санкт-Петербурга, их продвижение в СМИ. Международный театральный фестиваль «Александринский»и музыкальный фестиваль «Серебряная лира» в контексте межкультурных коммуникаций Санкт-Петербурга. Участие в волонтерском движении форумов и фестивалей (отчет в форме презентации или журналистского текста для СМИ, в том числе, электронных ресурсов).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Контроль осуществляется с применением условно-зачетной системы (максимальное количество баллов – 100). Учитывается количество посещенных культурных мероприятий(5 баллов –за одно мероприятие, максимально – 50 баллов; 10 баллов – за опубликованную работу, в том числе, интернет-ресурсы, 5 баллов – за неопубликованный материал).

Форма отчетности – творческие работы в количестве 5-8 (жанр по выбору слушателя) о посещении культурных учреждений Санкт-Петербурга и знакомства с уличным искусством города. Материалы о занятиях в культурном пространстве Санкт-Петербурга: музеи, театры, выставочные залы, кинотеатры генеральные репетиции Александринского театра, участие в городских фестивалях, праздниках в форме отзывов, рецензий, фото репортажей на конкурсной основе размещаются на сайте Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, рубрика «Арт-клуб».

Пропущенные аудиторные и выездные занятия на площадках городских учреждений культуры компенсируются презентацией по заявленной теме.

Вопросы к зачету

1.    Культурные коммуникации в современном городе: журналистский контекст.

2.    Стиль жизни мегаполиса: эстетика и нравы.

3.    Культурная идентичность мегаполиса и ее отражение в СМИ.

4.    Ценностные ориентиры мегаполиса вСМИ.

5.    Плюрализм субкультур современного мегаполиса.

6.    Культурная среда мегаполиса в контексте глобализации.

7.    Креативный город и креативные индустрии.

8.    Предметный мир мегаполиса и его освещение в СМИ.

9.    Эстетика повседневного в городской жизни.

10.    Город как центр отношений природы и культуры.

11.    Сетевая культура и современная социокультурная динамика СМИ.

12.    Информационные технологии в современном городе.

13.    Перформативное понимание городского пространства.

14.    Ток-шоу как феномен современных культурных коммуникаций мегаполиса.

15.    Театральные и музыкальные фестивали в контексте межкультурных коммуникаций.

16.    Тенденции развития детских СМИ: опыт коммуникации.

17.    Культура повседневности в современных СМИ.

18.    Компьютерный дизайн в оформлении городского пространства.

19.    Журналистика как популяризатор культурного наследия.

20.    Молодежная субкультура в СМИ.

21.    Арт-журналистика и культурная жизнь мегаполиса.

22.    Семиотика туристического Петербурга в СМИ.

Критерии оценки

Зачет проводится в устной форме. Студент может получить зачет по итогам внутрисеместровой (текущей учебной) работы при достижении следующих результатов:

•    посещаемость занятий, участие в групповой работе на занятиях с элементами активных (интерактивных) форм обучения с последующей отчетностью в форме творческих работ о посещении учреждений культуры – 50 баллов;

•    выступление на семинаре с докладом в форме презентации: не менее двух раз – 20 баллов или публикационная активность – 50 баллов;

•    отчетность по курсовому исследованию на каждом практическом занятии, отраженная в плане.

    Если по итогам внутрисеместровой работы студент набирает менее 100 баллов, проводится устный опрос на зачете.

Количество вопросов варьируется от 1 до 3 (в зависимости от дискуссионной, творческой, публикационной активности, своевременной отчетности о проделанной работе в течение семестра):

•    1 вопрос – до 80 баллов: оригинальные творческие работы,опубликованные в СМИ, в том числе, в интернет-изданиях;

•    2 вопроса – до 50 баллов: активность в посещении учреждений культуры, оригинальные творческие работы;

•    3 вопроса – свыше 30 баллов: низкий уровень творческих работ, отсутствует дискуссионная и публикационная активность.

На подготовку ответа предоставляется 20 -25 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Блохин И. Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начала ролевого анализа. Монография. СПб.: SCIENTIA, 2016. - 360 с.

2.    Марьина Л. П. Журналистика и культура: динамика взаимодействия. Львов: ПАИС, 2013. - 163 с.

3.    Марьина Л. П. Игровые технологии современной журналистике: профессия и образование. Сб. материалов междунар. н.-пр. конф. «Проблемы гуманитарного образования в России: Филология. Журналистика. История// Под ред. Т. В. Стрыгина Пензенский гос. ун-т, 2016 № 4, с. 96-101.

4.    Основы журналистики: учебное пособие/С. Г. Корконосенко. – М.: КНОРУС, 2016. – 271 с.

5.    Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Филолог.фак-т, 2012.

6.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

7.    Mariyna L. P. Dynamics of mass media in the context of global communications // Proceedings of the 7-th International conference on Eurasian scientific development. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2015.

Список дополнительной литературы

1.    Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология /пер. с англ. Г. К. Ольховикова под ред.Д. Ю. Куракина. М., 2013.

2.    Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2006.

3.    Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994

4.    Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: учебное пособие. СПб., 2013.

5.    Бодрийяр Ж. Общество потребления / Пер. с фр. Е. А. Самарской. М., 2006.

6.    Бурдье П. О телевидении и журналистике: пер. с фр. М., 2002.

7.    Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. С.П.б., 1999.

8.    Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

9.    Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2002.

10.    Докучаев И. И. Ценность и экзистенция: основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.

11.    Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала 21 века). Чита, 2009.

12.    Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.

13.    Журналистика. Общество. Ценности: колл.монограф. / ред.-сост. В. А. Сидоров. –СПб., 2012.

14.    Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006.

15.    Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социс, 2010, № 1, с. 58-66.

16.    Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учебное пособие. М., 2011.

17.    Корконосенко С. Г. Медиаполис: новая среда для медиаличности // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания; сост. Е. И. Кузьмин А. В. Паршакова. –М., 2013, с.146-156.

18.    Культурология: история мировой культуры: учебник для студ. Вузов / под ред. Н. О.Воскресенской. – 2-е изд., стереотип. – М., 2008.

19.    Кузнецов М. М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. Исследовательские стратегии Т. В. Адорно и М. Маклюэна. М., 2011.

20.    Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Раздумья о России. – СПб. 1999.Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб., 2004.

21.    Марков Б. В. Культура повседневности: учебное пособие. СПб., 2008.

22.    Марьина Л. П. Культурологические аспекты коммуникаций в деловой журналистике. СМИ в современном мире. Сборник межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2007. С.21 -23.

23.    Марьина Л. П. Отражение культурной жизни мегаполиса в СМИ: учебно-методический комплекс. СПб., 2009.

24.    Марьина Л.П. Свобода творчества: социокультурная динамика журналистики // Журналистика в мире политики. Материалы секционного заседания конференции “Дни Петербургской философии - 2009». СПб., 2010.С.59.

25.    Марьина Л. П. Социокультурная динамика СМИ: поиск новой эпистемологии//СМИ в современном мире. Петербургские чтения: материалы 53-й межд. науч.-практ. конф. СПб. 2014.

26.    Марьина Л. П. Арт-журналистика в современном социокультурном пространстве: proetcontro//Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сб. материалов межд. Научно-практ. конференции. М., 2014.

27.    Михалева К.Ю. Молодежные субкультуры и высокая мода//Социология. 2005. №3-4, с.119-130.

28.    Петров М. А. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы. М., 2010.

29.    Постмодернизм: энциклопедия. Минск 2001.

30.    Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание.М., 2003.

31.    Российский гуманитарный энциклопедический словарь. СПб., 2002.

32.    Руднев В. П. Словарькультуры 20 века. М., 1999.

33.    Maryina L. P. Talk show as a modern cultural phenomenon// GlobalSciences of Europe, Praha,2016, p. 90-91.

Перечень иных информационных источников

1.    Журнал социологии и социальной антропологии (ЖССФ). URL://httpwww.jourssa.ru.

2.    Историческая психология и социология истории. URL: http:// elibraryru.

3.    Научная электронная библиотека e-library.URL: http// elibrary.ru.

4.    Социологический журнал. URL: http// isras.ru/Sociological-magazine.html

5.    Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL:http://ecsocman.hse.ru.

 просмотров: 114 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru