Очная форма обучения. 2 курс
Профессиональная культура журналиста-международника
13 февраля 2018
Преподаватель: Смолярова Анна Сергеевна, кандидат политических наук
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

13 февраля. Составляющие профессиональной культуры журналиста

20 февраля.Социология профессии

27 февраля. Формирование национальной журналистской культуры

6 марта. Этические принципы деятельности журналиста-международника

13 марта. Профессиональное сообщество журналистов

20 марта. Нормативная база профессиональной этики

План семинарских занятий

27 марта. Профессиональная культура журналистов в разных странах

3 апреля. Этические конфликты в работе журналиста-международника

10 апреля.Этические кодексы и законодательство о СМИ: сравнительный анализ. Этические нормы и профессиональные стандарты: взаимодействие в регулировании профессиональной деятельности

17 апреля.Профессиональные организации журналистов: задачи и возможности

24 апреля.Саморегулирование журналистского сообщества

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

29 мая.Деловая игра «Общественная коллегия по жалобам на прессу»

Внутрисеместровый контроль

Для получения зачета студенту необходимо

1.    представить результаты самостоятельной работы по методическим материалам в форме презентации на семинаре,

2.    выполнить контрольную работу «Этические кодексы и законодательство о СМИ: сравнительный анализ»,

3.    принять активное участие в деловой игре.

Минимальное количество презентаций зависит от размера семинарской группы. Подготовка презентаций по выбранной теме ведется в группах из 3-4 человек. Задание оценивается по таким критериям, как мастерство презентации, глубина анализа, четкость ответов на вопросы.

Контрольная работа «Этические кодексы и законодательство о СМИ: сравнительный анализ» представляет собой аналитическую работу студента над заданной темой, результатом которой выступает научная статья объемом до 18 тысяч знаков. В структуру статьи должны быть включены теоретический обзор научных публикаций по заданной теме, анализ кейса (страна по выбору), выводы, список литературы (50% источников должны быть опубликованы в последние пять лет, не менее 30% источников - на английском или другом иностранном языке). Оформление статьи согласно ГОСТ 7.0.5-2008.

Деловая игра «Общественная коллегия по жалобам на прессу» включает в себя анализ кейса, по которому Общественная коллегия по жалобам на прессу уже вынесла решение. Группа делится на несколько команд (жюри, представители истца, представители ответчика, эксперты) и проводит заседание коллегии по предоставленному преподавателем кейсу. Игра завершается обсуждением выдвинутых аргументов и принятого решения коллегии.

Вопросы к зачету

1.    Понятие «профессия» в применении к журналистскому сообществу. Основные теоретические подходы.

2.    Устоявшиеся значения понятия «профессиональная этика».

3.    Понятие «журналистская культура»: составляющие, факторы формирования, проявления в профессиональной деятельности.

4.    Особенности национальной журналистской культуры (страна по выбору).

5.    Развитие профессиональной этики журналистского сообщества: факторы и основные этапы.

6.    Сходства и различия в подходах к профессиональной этике в современном мировом журналистском сообществе.

7.    Сравнительный анализ этических кодексов и законодательного регулирования (страна по выбору).

8.    Профессиональные нормы, регулирующие отношения журналиста с аудиторией.

9.    Профессиональные нормы, регулирующие отношения журналиста с источниками информации.

10.    Профессиональные нормы, регулирующие отношения журналиста с действующими лицами публикаций.

11.    Профессиональные нормы, регулирующие отношения журналиста с коллегами.

12.    Трансформация этических норм в современных условиях.

13.    Профессиональная культура журналиста как фактор предотвращения профессионального риска.

14.    Профессионально-этические дилеммы в деятельности журналиста-международника.

15.    Этические дилеммы в освещении терроризма.

16.    Зависимость профессиональных стандартов СМИ от потребностей аудитории.

17.    Инструменты саморегулирования журналистского сообщества.

Критерии оценки

Для получения зачета студенту необходимо набрать 100 баллов, которые складываются из баллов, полученных за выполненные задания в течение семестра и в ходе устного зачета.

1.    За выполнение контрольной работы студент получает

40 баллов, если в статье полностью раскрыта поставленная проблема, проведен оригинальный анализ по выбранной стране, статья соответствует требованиям РУПД и УММ.

30 баллов, если в анализе в основном использованы вторичные источники, представлен неполный теоретический обзор, или статья не полностью отвечает требованиям РУПД и УММ.

20 баллов, если статья представляет собой компиляцию теоретических источников и описание документов, регулирующих деятельность журналистов в выбранной стране.

10 баллов, если контрольная работа выполнена с грубыми нарушениями требований РУПД и УММ как в отношении содержания, так и оформления.

2.    За подготовку презентации студент получает

30 баллов, если в презентации полностью и структурировано раскрыта выбранная тема, проведен оригинальный анализ кейсов, статья соответствует требованиям РУПД и УММ.

20 баллов, если в презентации представлен описательный подход, или презентация не полностью соответствует требованиям УММ.

10 баллов, если презентация выполнена с грубыми нарушениями требований УММ как в отношении содержания, так и оформления.

3.    За участие в деловой игре студент получает

30 баллов, если студент занимает ведущую позицию в ходе деловой игры (спикер от команды, автор резолюции).

20 баллов, если студент принимает активное участие в действиях команды.

10 баллов, если студент участвует в работе команды формально, не вносит собственных предложений в ходе работы, не проявляет себя во время прений и заключительной дискуссии.

4.    Если студент набрал за выполненные задания менее 100 баллов, ему необходимо в устной форме ответить на вопросы во время зачета. Оценка «Зачет» за ответ на каждый вопрос во время устного зачета приравнивается к 30 баллам.

Если студент набрал от 70 до 90 баллов, он отвечает на один вопрос из списка вопросов к зачету.

Если студент набрал от 50 до 70 баллов, он отвечает на два вопроса из списка вопросов к зачету.

Если студент набрал менее 50 баллов, количество вопросов на устном зачете пропорционально недостающему числу баллов.

Форма проведения зачета – устная.

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если полно раскрыто содержание материала вопроса, материал изложен грамотно, в логической последовательности, точно используются профессиональные термины, теоретическая часть иллюстрируется примерами из медиапрактики, если продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов, если в дополнение ко всему студент активно работал на практических занятиях и выполнил все задания во время семестра. В ходе изложения материала возможны одна-две неточности, недочеты при освещении основных вопросов, исправленные по замечанию преподавателя, ошибка или более двух недочетов при ответе на второстепенные вопросы.

Оценка «Незачет» ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебной программы, допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

Список обязательной литературы

1.    Профессиональная этика журналиста : учебник / Г. В. Лазутина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2013.

2.    Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: материалы междынародного семинара (3-4 октября 2013 года) / СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013.

3.    Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ/ С. А. Михайлов, С. Б. Никонов — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т, 2012.

4.    Международные стандарты профессиональной этики журналистов / Сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс.коммуникаций, 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Deuze, Mark (2002). National News Cultures: A Comparison of Dutch, German, British, Australian and US Journalists. Journalism Quarterly 78(1), pp. 134–149. ejc.sagepub.com/content/17/2/237.full.pdf

2.    Esser Frank, Barbara Pfetsch, (ed.): Comparing Political Communication. Theories, Cases, and Challenges. Cambridge, 2004

3.    Hanitzsch, T. (2007). Deconstructing journalism culture: Towards a universal theory. CommunicationTheory, 17

4.    Hanitzsch, T. (2011). Populist disseminators, detached watchdogs, critical change agents and opportunist facilitators: Professional milieus, the journalistic field and autonomy in 18 countries. InternationalCommunicationGazette, 73(6)

5.    Hanitzsch, T., Mellado, C. (2011). What Shapes the News around the World? How Journalists in Eighteen Countries Perceive Influences on Their Work. TheInternationalJournalofPress/Politics, 16

Перечень иных информационных источников

1.    Worlds of Journalism, Pilot Study. URL:http://www.worldsofjournalism.org/pilot.htm

2.    Европейская обсерватория журналистики. URL: ru.ejo.ch

 просмотров: 284 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru