Очно-заочная форма обучения. 3 курс
Теория и практика телерадиожурналистики
12 февраля 2018
Преподаватель: Ковтун Валентин Гурьевич, канд. ист. наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Занятие 1. 13 февраля. Предмет, функции аналитической журналистики. Характеристика аналитических программ и авторских материалов на отечественном РТВ.

Занятие 2. 20 февраля. Современные тенденции развития аналитической журналистики на радио и телевидении. Журналистские расследования на отечественном радио и телевидении. Проблемный репортаж на отечественном РТВ.

Занятие 3. 27 февраля. Беседа на отечественном телевидении и радио. Виды беседы. Место роль автора в беседе. История и эволюция жанра. Ток - шоу на отечественном РТВ. Виды ток-шоу. Автор, ведущий ток-шоу.

Занятие 4. 6 марта. Комментарий на отечественном радио и телевидении. Виды комментария. Аргументация в комментарии. Комментаторы на отечественном РТВ: история и современная практика. Автор и ведущий аналитических материалов (программ). Слагаемые мастерства. Сценарий аналитической РТВ - программы или авторского аналитического материала

Промежуточный контроль осуществляется по результатам посещаемости лекций студентами. Если студент пропустил более одного занятия, то он обязательно пишет реферат (10—12 страниц) по теме лекций, предложенной преподавателем. Без выполнения данного задания студент не может быть допущен к экзамену.

План практических занятий (16 часов)

1 занятие. Виды и формы телевизионного репортажа. Анализ телевизионного контента.

2-3 занятие. Технология создания событийного телерепортажа: тренинг.

4-5 занятие. Технология создания проблемного репортажа: тренинг.

6-7 занятие. Подготовка индивиального телевизионного репортажа на актуальную тему.

8 занятие. Подготовка информационной ТВ-программы группами (мини-редакции).

Примечание. Исходя из уровня подготовки группы (с учетом индивидуальных особенностей и творческого потенциала студентов) преподаватель может предложить некоторым авторам для реализации их творческой идеи использовать жанр комментария (проблемный комментарий), оговорив условия телевизионного формата, в котором данный жанр будет представлен.

Практические занятия ведет - Кобелев Константин Александрович, старший преподаватель.

Внутрисеместровый контроль: текущий контроль, в ходе практических занятий предусмотрены 2 контрольные работы (тема - по усмотрению преподавателя).

Вопросы к зачету (экзамену)- устно

Жанры современной аналитической теле - радиожурналистики на федеральных и региональных РТВ каналах

Проблемный репортаж на отечественном радио и телевидении.

Беседа на отечественном радио и телевидении.

Ток - шоу на отечественном РТВ. Виды ток-шоу.

Журналистские расследования на отечественном РТВ. Приемы и методы.

Этические и нравственные проблемы при подготовке материалов аналитической РТВ журналистики..

Выразительные средства аналитической РТВ журналистики.

Комментарий и комментаторы на отечественном РТВ. История, опыт проблемы

Виды обратной связи на современном РТВ. Современные технологии интерактивности.

Сценарий аналитической РТВ - программы или аналитического материала.

Литература об отечественной аналитической РТВ журналистике.

Аналитическая РТВ - журналистика в зеркале прессы.

Авторские аналитические программы на отечественном РТВ. Их типы и ведущие..

Творческий портрет журналиста – аналитика отечественного РТВ.

Слагаемые мастерства журналиста(ведущего) аналитических программ.

Критерии качества экранных диалогов (полилогов).

Критерии оценки

«Зачет» заслуживает студент, прослушавший полный курс лекций, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, зачет выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

«Незачет» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «незачет» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

При оценке теоретических и практических знаний и навыков студентов учитывается их активность и аргументированность при анализе творческих материалов коллег по группе, практические навыки и мастерство при подготовке собственных авторских материалов.

Оценка «Отлично» ставится, если студент посещал все лекционные и практические занятия, творчески разбирается в теоретических вопросах по проблемам аналитической РТВ журналистики, профессионально состоятелен и активен в группе. Оценка «Хорошо» ставится, если студент был не очень активен и не всегда убедителен в доводах при обсуждении материалов коллег по группе, не был изобретателен и доказателен при подготовке собственного аудио или видео комментария. Оценка « Удовлетворительно» ставится, если студент не совсем профессионально справился при подготовке собственного авторского материала, не проявлял активности при обсуждении материалов коллег по группе, «плавал» при ответе на теоретические вопросы по аналитической РТВ журналистике. Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не посещал большинство лекционных и практических занятий и не выполнил профессионально свой авторский замысел, не знает литературу вопроса и не разбирается в теории аналитической РТВ журналистики.

Основная литература

1. Журналистское расследование: история метода и современная практика. Пб.- М., 2012

2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. М.,2011

3. Вакурова Н.В.и др. Типология жанров современной экранной продукции. М., 2010

4. Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры.М., 2012

5. Иванов И. М. Российский журналист в постоталитарную эпоху. М., 2011.

6. Электронные СМИ и политическая жизнь общества.// Сб. статей под редакцией С.Н.Ильченко. СПб. 2018.

Дополнительная литература

1. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб.,2004

2. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху М., 1996.

3. Муратов С.А. ТВ - эволюция нетерпимости. М., 2001

4. Муратов С.А. Встречная исповедь. Размышление о культуре телевизионного диалога. М.,1988

5. Мельник Г.С.Масс-медиа: психологические процессы и эффекты. СПб,1996.

6. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. Учеб. пособие. М., 2004.

7. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.

 просмотров: 208 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru