Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Стилистика
12 февраля 2018
Преподаватель: Щеглова Екатерина Александровна, к. филол. н., ст. преподаватель
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Интегративность понятия стиль. Предмет, задачи и основные направления стилистики. Функциональный стиль. Речевая системность функционального стиля. Научный стиль. Речевые особенности академического и учебно-научного подстилей. Специальные лексические средства выражения модальности в научном тексте.

Лекция 2. Официально-деловой стиль. Подстили (канцелярский, законодательный, дипломатический). Элементы официально-делового стиля, функционирующие в языке публицистики. Речевые особенности разговорного стиля речи. Возможности использования элементов разговорной речи в публичном дискурсе. Функционирование просторечия в современном медиапространстве.

Лекция 3. Публицистический стиль речи. Общая характеристика. Журналистский, рекламный, ПР-стили как профессиональные стили публицистического стиля. Подстили публицистического стиля речи: газетный, радио- и телеречь, интернет-язык. Стилевые особенности рекламных и пиар-текстов.

Лекция 4. Выражение субъекта речи в журналистском тексте. Выражение мнения в журналистском тексте. Социальная оценочность как принцип использования оценочных средств. Виды оценок в журналистском тексте и средства их выражения. Формы, способы и средства выражения побудительной модальности.

Лекция 5. Монолог. Диалог. Выражение диалогичности в журналистских текстах. Циклы диалогичности: сообщение-оценка; вопрос-ответ; побуждение-выполнение действия. Фатическая речь. Различия между социально и личностно ориентированным общением. Интимизация повествования. Чужая смысловая позиция в журналистском тексте. Прямая, косвенная, несобственно-прямая речь в журналистском тексте.

План практических занятий

Занятие 1. Интегративность понятия стиль. Функциональный стиль. Речевая системность функционального стиля. Научный стиль. Речевые особенности академического и учебно-научного подстилей. Специальные лексические средства выражения модальности в научном тексте.

Занятие 2. Официально-деловой стиль. Подстили (канцелярский, законодательный, дипломатический). Элементы официально-делового стиля, функционирующие в языке публицистики.

Занятие 3. Речевые особенности разговорного стиля речи. Разговорный стиль речи и просторечие. Типы просторечия. Возможности использования элементов разговорной речи в публичном дискурсе. Функционирование просторечия в современном медиапространстве.

Занятие 4. Публицистический стиль. Экстралингвистические основы публицистического стиля: функция, тип содержания, коммуникативные задачи, принципы формирования.

Занятие 5. Выражение субъекта речи в журналистском тексте. Позиция автора-информатора. Объективное и субъективное информирование. Социальная оценочность как принцип использования оценочных средств. Виды оценок в журналистском тексте и средства их выражения. Формы, способы и средства выражения побудительной модальности.

Занятие 6. Комическое в тексте. Диалог. Выражение диалогичности в журналистских текстах. Циклы диалогичности: сообщение-оценка; вопрос-ответ; побуждение-выполнение действия. Чужая смысловая позиция в журналистском тексте. Прямая, косвенная, несобственно-прямая речь в журналистском тексте.

Занятие 7. Фразеология. Понятие о фразеологической единице. Типы. Основные приемы трансформации фразеологизмов. Стилистическое использование. Тропы. Фигуры речи.

Занятие 8. Защита курсовых работ.

Практические занятия ведут: Иванова Любовь Юрьевна, ст. преподаватель, Щеглова Екатерина Александровна, канд. филол. наук, ст. преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Индивидуальное консультирование по написанию курсовой работы. Отработка практических навыков стилистического анализа.

Занятие 2. Индивидуальное консультирование по написанию курсовой работы. Отработка практических навыков стилистического анализа.

Занятие 3. Индивидуальное консультирование по написанию курсовой работы. Отработка практических навыков стилистического анализа.

Внутрисеместровый контроль

В течение семестра преподаватели осуществляют контроль посещаемости лекционных и практических занятий, а также контроль выполнения необходимого объема работ по курсовой работе.

Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи и основные направления стилистики. История и место стилистики в ряду филологических дисциплин. Современная стилистика и медиалингвистика.

2. Интегративность понятия стиль. Функциональный стиль.

3. Речевая системность стиля.

4. Научный стиль. Речевые особенности академического и учебно-научного подстилей.

5. Средства выражения экспрессии в научном тексте.

6. Официально-деловой стиль. Подстили (канцелярский, законодательный, дипломатический). Элементы официально-делового стиля, функционирующие в языке публицистики.

7. Речевые особенности разговорного стиля речи. Разговорный стиль речи и просторечие.

8. Возможности использования элементов разговорной речи в публичном дискурсе.

9. Публицистический стиль речи. Общая характеристика.

10. Лексические и грамматические средства в передаче происшествия, ситуации, факта в журналистском тексте: тематические группы лексики, грамматические особенности передачи действий и состояния.

11. Чужая смысловая позиция в журналистском тексте. Прямая, косвенная, несобственно-прямая речь в журналистском тексте.

12. Монолог. Диалог и полилог.

13. Речевое выражение авторской позиции как основа формирования модальности. Виды модальности.

14. Виды оценок в журналистском тексте и средства их выражения. Социальная оценочность как принцип использования оценочных средств.

15. Лексические и грамматические средства выражения акцентной модальности.

16. Тропы как средства выражения авторской позиции.

17. Фигуры речи как средства выражения авторской позиции.

18. Выражение диалогичности в журналистских текстах.

19. Фатическая речь. Интимизация повествования.

20. Диалогичность медиаречи.

21. Лексические и грамматические средства выражения побудительной модальности.

Критерии оценки

Условия допуска к экзамену:

- наличие оценки «зачёт» за курсовую работу;

- наличие тетради с примерами по вопросам курса.

Форма проведения экзамена – устно-письменная. Один вопрос готовится в письменной форме (стилистический анализ текста СМИ на предмет оценки имеющихся в нем общих признаков медийной речи и свойственных ее разновидностям), по 2 другим (теоретическим вопросам) проводится собеседование.

На подготовку ответа обучающемуся дается 45 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если обучающийся продемонстрировал глубокие знания в области функциональной стилистики и стилистики текста, а также умение точно квалифицировать языково-стилистические факты в предложенном тексте.

Оценка «Хорошо» ставится, если обучающийся продемонстрировал понимание известных стилистических явлений в медиаречи, а также умение выявить и объяснить языково-стилистические факты в предложенном тексте.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если обучающийся имеет представление о важнейших стилистических признаках разновидностей медиаречи, а также способен обнаружить в предложенном тексте соответствующие вопросу стилистические признаки.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если обучающийся имеет примитивное (обиходно-бытовое) представление о стилистических явлениях, а также не способен обнаружить в предложенном тексте соответствующие стилистические признаки.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена на одного обучающегося – 20 минут (не считая времени на подготовку).

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестовых заданий и типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2010.

2. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М., 2012.

3. Стилистика и литературное редактирование. Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2006.

5. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Практическая стилистика современного русского языка. Функциональные стили. М., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения. М., 2005.

2. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.

3. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980.

4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М. 2008

5. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.

6. Васильев А. Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. М., 2003.

7. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., 2001.

8. Горшков А. И. Русская стилистика. М., 2001.

9. Калинин А. В. Лексика русского языка. М., 1966.

10. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003.

11. Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова …». М., 1999.

12. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1999.

13. Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Популярная стилистика русского языка. М., 1984.

14. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. Книга 1. Теория. М., 2006.

15. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М., 2008.

16. Николаенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М.. 2005.

17. Основы научной речи. Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПб, 2003.

18. Панфилов А. К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 1984.

19. Селищев А. М. Язык революционной эпохи. М., 2003.

20. Сиротинина О. Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

21. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб, 2004.

22. Степанов А. В. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями. М., 2005.

23. Суздальцева В.Н. Практикум по современному русскому языку. Лексика. Фразеология. М.,2004.

24. Устюгова Е.Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб, 2006.

25. Химик В.В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен. СПб, 2000.

26. Шапошников В. Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. М., 2006.

27. Язык современной публицистики. Сборник статей. Сост. Г. Я. Солганик. М., 2007.

Перечень иных информационных источников

1. Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

2. Корпорация универсальных научных библиотек (КОРУНБ), виртуальная справочная служба – korunb.nlr.ru/queries_catalog.php

3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – elibrary.ru/defaultx.asp

 просмотров: 420 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru