Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Профессиональная этика журналиста
14 февраля 2018
Преподаватель: Тепляшина Алла Николаевна, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

14 марта. Профессиональная этика как наука и практическая проблема. Выбор как условие человеческой свободы. Аспекты морального выбора. Моральный выбор: универсальные модели. Медиаэтика как вид профессиональной этики. Профессиональное сознание журналиста как носитель морального опыта общества и опыта профессионально-нравственных отношений. Проблема морального выбора в представлении журналиста. Эксперименты традиционных СМИ в онлайне: этика контента. Этика взаимоотношений с цифровой аудиторией.

21 марта. Отечественная ситуация: российский вариант смены нормативно-ценностных систем. Категории, принципы и нормы как основные компоненты профессионально-нравственных представлений. Дискуссии в соцсетях о журналистской этике. Этичность новых форм сбора, обработки и подачи информации.

28 марта. Категория профессионального долга – ключевое звено в системе регуляторов журналистского поведения. Категория долга как сущность и содержание служебной деятельности. Совпадение требований служебного долга с нравственными побуждениями личности – неотъемлемая сторона профессионализма. Методы анализа данных для стратегической коммуникации с аудиторией.

4 апреля. Профессиональное достоинство и честь журналиста как самооценка личности. Проявление моральной установки в поведении журналиста. Псевдоценности в представлении о человеческом и профессиональном достоинстве. Проблема фейков и проблема манипуляций общественным мнением через избирательную дистрибуцию контента. Негативные последствия персонализации показа заголовков в новостных агрегаторах.

11 апреля. Профессиональная ответственность как частный случай социальной ответственности. Зависимость внутреннего состояния журналиста от оценки его профессионального поведения и результата деятельности со стороны коллег. Профессиональная этика журналиста и блогерский субъективизм.

18 апреля. Профессионально-этические принципы и нормы в деятельности журналиста. Поступки, соответствующие социальной значимости профессии. Трансформация общественного представления о значимости профессии журналиста. Формирование профессионального самосознания субъектов журналистики социальных сетей.

План семинарских занятий

14 марта. Анализ трактовок и концепций этических категорий. Этические правила и нормы как основа информационного поведения журналиста. Профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений журналиста с обществом.

21 марта. Анализ трактовок понятий «профессиональная мораль» и «профессиональная этика». Журналист и социальные институты общества. Журналист и читатель. Журналист и герои его произведений. Нравственная составляющая как необходимый компонент профессионального поведения журналиста. Базовые профессионально-этические принципы. Этические кодексы в журналистике.

28 марта. Анализ профессиональной позиции журналистов государственных СМИ.

4 апреля. Анализ профессиональной позиции журналистов оппозиционных СМИ.

11 апреля. Анализ профессиональной позиции журналистов таблоидов.

18 апреля. Анализ практики журналистских расследований в этическом контексте. Анализ заголовков публикаций в контексте проблемы циркулирования фейков. Цейтнот и такт: выбор журналистом линии поведения. Профессиональный и служебный долг журналиста: причины конфликта и опыт разрешения.

Семинарские занятия: Тепляшина А. Н., доктор филологических наук, профессор

Вопросы к зачету

1. Основные значения понятия «профессиональная этика»: устоявшиеся традиции словоупотребления

2. Профессиональная этика как наука и проблема практики

3. Профессиональная мораль как предмет профессиональной этики

4. Возникновение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества: характеристика основных этапов

5. Профессиональное сознание журналистского содружества как носитель морального опыта общества и опыта профессионально-нравственных отношений

6. Специфика роли категорий, принципов и норм как компонентов блока профессионально-нравственных представлений в регулировании журналистского поведения

7. Профессионально-нравственные отношения отдельного журналиста и журналистского коллектива как поле взаимодействия

8. Категория профессионального долга – ключевое звено в системе регуляторов журналистского поведения

9. Общая формула профессионального долга в представлении мирового журналистского сообщества в современный период

10. Факторы, формирующие профессиональную ответственность журналиста

11. Значение профессиональной ответственности для качественного выполнения профессионального долга

12. Чувство профессионального достоинства и его роль в мотивации ответственного журналистского поведения

13. Употребление понятия «принцип» в этических кодексах и декларациях международного журналистского сообщества.

14. Четыре универсальных профессионально-этических принципа современного журналиста.

15. Нормы, регулирующие отношения журналиста с адресатом информации (аудиторией).

16. Нормы, регулирующие отношения журналиста с источниками информации.

17. Нормы, регулирующие отношения журналиста с действующими лицами публикаций.

18. Нормы, регулирующие отношения журналиста с коллегами.

19. Необходимость разработки норм, регулирующих отношения журналиста и власти.

20. «Работающие» и «неработающие» профессионально-этические нормы деятельности прессы в современных условиях.

21. Специфика профессионально-нравственных представлений, обозначаемых категориями «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть»

22. Нормы, регулирующие профессионально-нравственные отношения журналиста с источниками информации.

23. Соотношение понятий «профессиональная этика» и «служебная этика».

24. Критическая оценка в журналистском выступлении с точки зрения правовой и этической грамотности.

25. Заголовки газетных материалов в контексте проблемы правдивости информации

26. Профессиональный долг и профессиональный такт журналиста: выбор линии поведения.

27. Моральный выбор журналиста в процессе журналистского расследования.

28. Профессиональная ответственность журналиста как фактор предотвращения неправомерного риска.

29. Коллизии между профессиональным и служебным долгом журналиста: причины возникновения и опыт разрешения.

30. Журналист и его герои: этические аспекты взаимодействия.

31. Формирование профессионально-этических взглядов в истории российской журналистики.

32. Международные принципы журналистской этики.

33. Этический подход в освещении преступлений, терроризма, насилия.

34. Профессионально-этические дилеммы в деятельности журналиста.

35. Принципы и способы разрешения этических дилемм.

36. Социальная действительность как источник коллизий в профессиональной деятельности журналистов.

37. Журналистская этика и манипулятивные технологии.

38. Сравнительный анализ кодексов журналистской этики.

39. Характер профессионально-нравственных отношений в журналистике

40. Мировые стандарты профессионального поведения.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. На подготовку ответа студенту дается 40 минут. Оценка «зачет» ставится, если полно раскрыто содержание материала билета, материал изложен грамотно, в логической последовательности, точно используются профессиональные термины, теоретическая часть иллюстрируется примерами из медиапрактики, если продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов, если в дополнение ко всему студент активно работал на практических занятиях и выполнил все задания во время семестра.

Оценка «Незачет» ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебной программы, допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, а так же не выполнены задания, предложенные преподавателями в течение семестра на практических занятиях.

Список обязательной литературы

1. Доступ к информации в Российской Федерации / Тульсанова О.Л., Павлов И. Ю., Голубева Е. Г., Назарова Д. Н., Смирнов Е. Е., Захаревич И. А., Морозов Ф. В. / под общей редакцией канд. филол. наук О. Л. Тульсановой, канд. юрид. наук И.Ю. Павлова : учеб.-метод. пособие. СПб.: филол. ф-т СПбГУ, 2010.

2. Международные стандарты профессиональной этики журналистов: Учебно-методическое пособие. Сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. 102 с. jf.spbu.ru/upload/files/file_1412239663_9146.pdf

3. Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. Журналистика: введение в профессию : учебник. СПб. : Питер, 2017. 215 с. URL:http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1413360101_7542.pdf

4. Правовые и этические нормы в журналистике / сост. Е. П.. Прохоров. – З-е изд. и доп. М.: Аспект-пресс, 2012. 252 с.

5. Тульсанова О. Л., Дорский А.Ю. Этическое и правовое регулирование деятельности средств массовой информации: учеб. пособие. СПб.: Высш. шк. журналистики и массовой коммуникации, 2011. 162 с.

6. Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: материалы международного семинара (3–4 октября 2013 года) / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Санкт-Петерб. гос. университет, филологический факультет, 2013. — 150 с. jf.spbu.ru/about/825-7357.html jf.spbu.ru/upload/files/file_1411465736_7521.pdf

7. Этика речевого поведения российского журналиста / ред.-сост. д. филол. н., проф. Л. Р. Дускаева. СПб.: Астерион. 270 с.

Список дополнительной литературы

1. Богданов В. Л., Засурский Я. Н. и др. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. М.: СЖ России, 1998. 278 с.

2. Вигерлинг К. Этика СМИ / пер. с нем. С. Курбатовой. М.: КноРус, 2003. 260 с.

3. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Виоланта, 1998. 320 с.

4. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали/ Пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Академический проект, 2000.

5. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М.: Логос, 2001. 240 с.

6. Саморегулирование журналистского общества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России – 3-е изд., стереотипное / под ред. Ю. В. Казакова. М., 2004. 400 с.

7. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1999. 192 с.

Перечень иных информационных источников

Сайты для журналистов // www.oshibok-net.ru

 просмотров: 229 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru