Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Правовые основы журналистики
9 февраля 2018
Преподаватель: Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и МК

План лекционных занятий

Занятие 1. Система информационного права в России.

Занятие 2. Право на информацию в законодательстве и практике СМИ.

Занятие 3. Персональные данные.

Занятие 4. Участие СМИ в избирательном процессе.

Занятие 5. Реклама в СМИ.

Занятие 6. Авторское право в СМИ.

План семинарских занятий

Занятие 1. Законодательство о праве на информацию.

Занятие 2. Злоупотребление свободой массовой информации.

Занятие 3. Ущемление свободы массовой информации.

Занятие 4. Особенности правового регулирования сетевых СМИ.

Занятие 5. Правовая культура журналиста.

Семинарские занятия ведет: Колодиев Николай Николаевич, канд. социол. наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Обзор литературы по курсу.

Занятие 2. ФЗ «О средствах массовой информации».

Занятие 3. Профессиональные и правозащитные организации в сфере СМИ.

Внутрисеместровый контроль

Включает учет и оценку активности студентов на семинарских занятиях: максимум – 20 баллов (по 4 балла за занятие) и оценку качества выполнения контрольных работ – максимум 20 баллов.

Контрольные работы готовятся по темам: 1) Персональные данные в практике российских СМИ; 2) Участие СМИ в избирательном процессе.

Контрольная работа должна включать в себя два основных элемента: журналистский текст (фрагмент текста) по теме контрольной работы и правовой анализ этого текста, выполненный студентом самостоятельно, на основании действующего законодательства Российской Федерации.

Внутрисеместровый контроль (оценки за активность на семинарских занятиях и контрольные работы) влияет на экзаменационную оценку (см. критерии оценки).

Вопросы к экзамену

1.    Авторские права – имущественные и неимущественные

2.    Взаимоотношения журналиста с органами следствия

3.    Взаимоотношения журналиста с судом (присутствие и освещение деятельности)

4.    Государственная тайна и ответственность за ее разглашение

5.    Государственные органы правового регулирования, неправительственные правозащитные организации в сфере СМИ

6.    Действие международных правовых норм в российских СМИ

7.    Доступ журналистов к информации в законодательстве и практике СМИ

8.    Закон РФ «О средствах массовой информации»: концептуальная основа и роль в системе информационного права

9.    Законодательное регулирование рекламной деятельности

10.    Законодательство о праве на информацию в России и других странах

11.    Запрос редакции на информацию

12.    Коммерческая тайна и работа с нею в СМИ

13.    Конституционная база законодательства о массовой информации

14.    Конфиденциальная информация и ее использование в СМИ

15.    Обзор литературы по курсу

16.    Персональные данные и работа с ними в СМИ

17.    Порядок аккредитации редакции СМИ

18.    Права и обязанности журналиста

19.    Право и этика СМИ: сходство и различие

20.    Право на информацию: понятие и проблема

21.    Право на ответ и на опровержение в СМИ

22.    Правовая культура в комплексе профессиональной квалификации журналиста

23.    Правовая обязанность должностных лиц реагировать на выступления СМИ

24.    Правовое понятие и содержание информационной безопасности

25.    Правовое регулирование деятельности СМИ в Интернете

26.    Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации

27.    Правовой статус сетевых СМИ

28.    Предмет, объект и субъекты авторского права в СМИ

29.    Профессиональная культура журналиста в освещении правовой тематики

30.    Регулирование отношений СМИ с источниками информации и объектами освещения

31.    Регулирование отношений СМИ с обществом и государством

32.    Система информационного права в России: общая характеристика

33.    Типичные формы злоупотребления свободой массовой информации

34.    Типичные формы ущемления свободы массовой информации

Критерии оценки

По итогам семестра проводится экзамен, охватывающий тематику всего курса. Форма экзамена – устная.

Показатели, характеризующие текущую учебную работу обучающихся:

1.    активность работы на занятиях;

2.    оценка выполнения контрольных работ;

3.    оценка ответа на экзамене.

Критерии оценивания по дисциплине в баллах: активность на семинарских занятиях – 20 (4 балла за занятие), качество выполнения контрольных работ – 20, результаты ответа на вопрос экзамена – 60 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100.

Оценка «отлично» (более 80 баллов) ставится, если обучающийся демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, знание рекомендованной литературы по курсу, умение выполнять задания, предусмотренные программой семинарских занятий, активность на семинарских занятиях. Оценка «хорошо» (60-80 баллов) ставится, если обучающийся в целом успешно справляется с программой по всем показателям. Оценка «удовлетворительно» (30-60 баллов) ставится, если у обучающегося низкие показатели и есть существенные пробелы в знании основного учебного материала. Оценка «неудовлетворительно» (менее 30 баллов) ставится, если у обучающегося низкие показатели и он допускает принципиальные ошибки или проявляет незнание основного учебного материала.

Время на подготовку устного ответа – 20 мин.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены.

Список основной литературы

1.    Бачило И. Л. Информационное право: учебник для магистров. 3-е изд., пер. и доп. М., 2013.

2.    Корконосенко С. Г. Правовой статус средств массовой коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2009.

3.    Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.

Список дополнительной литературы

1.    Арсеньев К. К. Законодательство о печати. СПб., 1903.

2.    Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе: настольная книга по этике прессы. Тарту, 1992.

3.    Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень, 2005.

4.    Бусленко Н. И. Правовые основы журналистики: словарь-справочник. 2-е изд., доп. и испр. Ростов н/Д., 2006.

5.    Быков В. В., Земскова С. И. Судебные грабли: проблемы юридической безопасности работников СМИ / под ред. А. К. Симонова. М., 2004.

6.    Дорский А. Ю. Правовое обеспечение связей с общественностью: учеб. пособие. СПб., 2003.

7.    Европейский суд по правам человека и защита свободы слова в России: прецеденты, анализ, рекомендации. Т. 2 / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. М., 2004. (Журналистика и право; Вып. 43).

8.    Журналист в поисках информации: сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов / под ред. А. К. Симонова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2004.

9.    Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.

10.    Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии (Сравнительный анализ). М., 1998.

11.    Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. М., 2011 (глава «Регулирование журналистской практики»).

12.    Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право: журналистика и права человека: учеб. пособие СПб., 2012.

13.    Минбалеев А. В. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб. пособие. М., 2012.

14.    Освещение частной жизни в СМИ / авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских. М., 2007 (Справочная серия. Юристу и руководителю СМИ).

15.    Полудняков В. И. Суду нужна поддержка СМИ. СПб., 2002.

16.    Рассолов И. М. Информационное право: учебник для магистров. 2-е изд,, испр. и доп. М., 2013.

17.    Рихтер А. Г. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О Средствах массовой информации"». М., 2010.

18.    Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики: хрестоматия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011.

19.    Рихтер А. Г. Правовые основы интернет-журналистики: учебник. М., 2014.

20.    Рихтер А. Г. Свобода массовой информации на постсоветском пространстве. М., 2007.

21.    СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / авт.-сост. В. Н. Монахов. М., 2003.

22.    Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации / сост. Ю. И. Вдовин. СПб., 2002.

23.    Средства массовой информации и правовые вопросы защиты чести и достоинства / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. М., 2004 (Журналистика и право; Вып. 44).

24.    Третьякова О. В. Журналистика и правовая культура общества в контексте развития демократии. Архангельск, 2011.

25.    Тульсанова О. Л., Дорский А. Ю. Этическое и правовое регулирование деятельности средств массовой информации: учеб. пособие. СПб., 2011.

26.    Участие СМИ в избирательных кампаниях / авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских. М., 2007 (Справочная серия. Юристу и руководителю СМИ).

27.    Федотов М. А. Правовые основы журналистики: учебник. М., 2009.

28.    Шевченко А. В. Государственная служба и СМИ: правовое регулирование отношений: учеб. пособие. М., 2007.

Перечень иных информационных источников

1.    Информационно-правовой портал «Гарант»: www.garant.ru

2.    Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: minsvyaz.ru

3.    Общественная коллегия по жалобам на прессу: www.presscouncil.ru

4.    Официальный интернет-портал правовой информации: pravo.gov.ru

5.    Союз журналистов России: www.ruj.ru

6.    Фонд Зашиты гласности: www.gdf.ru

 просмотров: 411 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru