Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Основы творческой деятельности журналиста
12 февраля 2018
Преподаватель: Почкай Елена Петровна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Информация в аудиовизуальных СМИ. Информационные жанры на радио и ТВ и их современные трансформации. Литература о новостной телерадиожурналистике.

Лекция 2. Новости на радио и ТВ. Верстка теле-, радионовостей: понятие, виды. Приемы актуализации информации. Выбор, оценка, значение новости на Р и ТВ. Дисфункциональные явления в информационном вещании.

Лекция 3. Информационная повестка дня и картина мира в аудиовизуальных СМИ. Информационные программы в общественно-политическом телерадиовещании: общий обзор, характеристика. Виды информационных программ и новостей. Профессиональные требования к корреспонденту.

Лекция 4. Элементы информационного сюжета: видеоряд, закадровый текст, лайф, стенд-ап, синхрон. Значение и соотношение элементов сюжета.

Лекция 5. Понятие, виды, задачи интервью в информационной теле-, радиожурналистике. Этапы работы журналиста в информационном интервью.

Лекция 6. Драматургия аудиовизуального произведения. Метод инфотейнмента в создании теле- и радиопрограмм. Интерактивность в теле- и радиовещании.

Лекция 7. Типология телевизионных и радиоканалов. Понятие и характеристика форматов современных радиостанций.

План практических занятий

Занятие 1. Стенд-ап на телевидении. Проблемы и трудности записи в форме стенд-ап. Репетиции стенд-апа.

Занятие 2. Запись и просмотр стенд-апов.

Занятие 3. Планирование и подготовка телевизионного и / или радио экспресс−интервью.

Занятие 4. Выбор и обсуждение тематики опросов.

Занятие 5. Запись телевизионного и / или радио экспресс-интервью.

Занятие 6. Запись телевизионного и / или радио экспресс-интервью.

Занятие 7. Просмотр/прослушивание экспресс-интервью. Анализ результатов.

Занятие 8. Просмотр/прослушивание экспресс-интервью. Анализ результатов.

Практические занятия ведут: доцент Е. П. Почкай, ст. преподаватель Б.В.Лебедева.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

На занятиях предусматривается работа над монтажными листами экспресс-интервью.

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен

Вопросы к экзамену / текущий контроль/

1.    Природные коммуникативные особенности аудиовизуальных СМИ.

2.    Выразительные средства радио.

3.    Выразительные средства ТВ.

4.    Условия и тип восприятия эфирной информации.

5.    Принципы соотношения слова и изображения на ТВ.

6.    Требования к эфирным текстам.

7.    Информационные жанры аудиовизуальной журналистики. .

8.    Система жанров радио и тележурналистики.

9.    Социальные функции радио и их современные особенности.

10.    Этапы развития радиожурналистики.

11.    Этапы развития тележурналистики.

12.    Современные тенденции развития телерадиорадиожурналистики.

13.    Дисфункциональные явления в современных электронных СМИ

14.    Творческие профессии на радио и телевидении.

15.    Факторы функционирование аудиовизуальных СМИ.

16.    Классификация и типология современных теле - и радиокомпаний.

17.    Приемы актуализации информации в телевизионной и радиожурналистике.

18.    Понятие и разновидности верстки информационной программы.

19.    Нормы этического поведения телевизионного и радиожурналиста в новостных программах

20.    Информационное интервью на радио и телевидении : задачи, виды.

21.    Информационные программы: виды, жанровое наполнение.

22.     Инфотейнмент как инструмент создания теле- и радиопрограммы.

23.    Понятие и характеристика форматов современных радиостанций.

24.     Диалог в информационных программах на радио и ТВ.

25.     Драматургия информационного сюжета на ТВ.

26.    Корреспондент в новостной программе: функции, профессиональные требования.

27.     Ведущий в информационной программе: функции, профессиональные требования.

28.    Редактор в информационной программе: функции, профессиональные требования.

Третий вопрос в каждом билете – описание процесса подготовки информационной телерадиопередачи на примере собственных материалов студента в учебной передаче третьего и четвертого семестра. Студент приходит на экзамен с распечаткой текстов (сценариев) программ (сюжетов), подготовленных в рамках дисциплин ОТДЖ и Выпуск учебной телерадиопередачи.

Критерии оценки экзамена

Отлично – студент глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 2 несущественных недочетов; практические работы выполнены на высоком уровне.

Хорошо – студент недостаточно глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, но может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 3 несущественных недочетов; практические работы выполнены на достаточном уровне.

Удовлетворительно – студент слабо и поверхностно знает теоретический материал учебной дисциплины, не может подкрепить его сильными и правильными аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 4 и более грубых недочетов; практические работы выполнены слабо, качество и количество работ не соответствует предъявляемым требованиям.

Неудовлетворительно – студент не ориентируется в теоретическом материале учебной дисциплины, не может подкрепить его правильными аргументами, верными примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 5 и более грубых недочетов; практические работы не выполнены.

В экзаменационную ведомость оценка неудовлетворительно выставляется также в том случае, если студент пользуется на экзамене записями и материалами, средствами коммуникации и связи.

Экзамен проходит в устной форме. На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Обязательная литература

1.    Бережная М. А. Социальные проблемы в фокусе ТВ: учебное пособие. СПб., 2017.

2.    Журналист в современной медийной сфере. Сборник статей. Под ред. С.Н.Ильченко. СПб., 2017

3.    Ильченко С. Н.Интервью в журналистике. Как это делается: учебное пособие. СПб., 2016.

4.    Ильченко С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб.,2009.

5.    Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии: учеб. пособие. СПб.,2015

6.    Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012.

7.     Майдурова О. Ф. Информационные жанры в региональных новостных телепрограммах: актуальные тенденции. СПб., 2011

8.    Медынский С. Е. Оператор. Пространство. Кадр. М., 2011.

9.    Познин В. Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. СПб., 2015

10.    Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности /под редакцией М. А.Бережной. М.,2015.

11.    Телерадиожурналистика в упражнениях, тренингах и творческих практиках. СПб.,2014

12.    Телерадиоэфир Ленинграда — Петербурга: Время и люди: очерки истории Ленинградского — Петербургского радио и телевидения / С. Ю. Агапитова, И. Н. Апухтин, М. А. Бережная и др.; под общ. ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Ю. В. Клюева. СПб., 2014.

13.    Цвик В. Л. Телевизионная журналистика : М.,2013

14.    Шестакова Е. С. Говори красиво и уверенно. СПб., 2014.

15.    Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения / под общ. ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Ю. В. Клюева. СПб., 2013.

Дополнительная литература

1.    Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Санкт-Петербурга). СПб., 2003.

2.    Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

3.    Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. – СПб., 2007.

4.    Гаймакова Б. Д. Основы редактирования телепередач. М.,2001.

5.    Егоров В. В. Телевидение. Страницы истории. М.,2004.

6.    Ермилов А. Живой репортаж. Профессиональные советы журналисту. М.,2010

7.    Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста. М.,2004.

8.    Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

9.    Кузнецов Г. В. Так работают журналисты. М., 2004.

10.    Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга (1980-2000 годы). СПб., 2006.

11.    Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.

12.    Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб., 2004.

13.    Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

14.    Методика радиожурналистики: Методические указания для студентов

по подготовке к практическим занятиям/ под ред. Л. П. Шестеркиной. – Челябинск,2003.

15.    Поберезникова Е. В.Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. М., 2004

16.    Рохлин А. М. История отечественного телевидения. М.,2008

17.    Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002. URL:http://evartistnarodru/text9/40htm.

18.    Филимоновых Е. Н. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. М., 2002.

19.    Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М., 2002.

20.    Шеин В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика. Минск, 2010

21.    Яременко Н. Н. Как стать радиожурналистом. М., 2011.

 просмотров: 404 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru