Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Основы визуальной журналистики
5 марта 2018
Преподаватель: Беленький Александр Иосифович
Кафедра: медиадизайна и и информационных технологий

План лекционных занятий

1 лекция. Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе. Газетная (журнальная) полоса как целостный информационный пакет.Функции изображения – информативная, иллюстративная и оформительская.Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе как разновидность журналистского текста. Возможности изображения в передаче информации. Виды изобразительных форм в печатных СМИ: фотографии, рисованная иллюстрация, информационная графика.

2 лекция. Возникновение фотографии, ее эволюция и трансформация творческих возможностей фотоизображения. Изобретение фотографии, творческие возможности, реализуемые посредством фотографии. Эволюция технических процессов (краткий обзор) и трансформация возможностей фотоизображения по адекватному отображению действительности.

3 лекция. Изобразительный язык фотоизображения и возможности визуального повествования.Основные формы взаимодействия слова и изображения на журнальной (газетной) полосе и в Интернете. Иллюстрация и самостоятельная фотопубликация: место и значение текста. Повествовательные возможности изображения. Виды изобразительной речи: объектная речь, изобразительная риторика, художественная речь как диалектическое единство преднамеренного и непреднамеренного. Поэтическая функция изображения.

4 лекция. «Природные склонности фотографии». Ее «тяготение к неинсценированной действительности».Документальная природа фотографии и ее сродство характеру информационного контента журналистики. Документ и образ. Адекватность изображения изображаемому. Объективность и субъективность изображения. Отбор и анализ, как метод работы фотографа. Изобразительно-выразительные средства фотографии. Жанровая палитра фотожурналистики. Серийные жанры изобразительной журналистики: фоторепортаж, фотосерия, (фототема), фотоочерк – общее и специфическое. Критерии выделения этих жанровых конструкций. Монтаж как метод организации изобразительного материала и как важнейшая составляющая повествования. Способы (методы) создания многокадрового повествования.

Лекционные занятия ведет:Беленький Александр Иосифович старший преподаватель.

План практических занятий

1 занятие. Работа фотожурналиста в СМИ, различные задачи. Фотограф и фотожурналист. Одиночные снимки и серии. Факты и интерпретация. Объективное и субъективное.Д.З. №1:Подборка собственных репортажных фотографий (10-25 кадров)

2 занятие. Принципы работы фотокамеры, выдержка и диафрагма. Основные выразительные средства фотографии и способы их технического воплощения.Д.З. №2: Съёмка с использованием разных приёмов: открытая/закрытая диафрагма, короткая/длинная выдержка, высокое/низкое значение ISO (6-10 кадров).

3 занятие.Оптика и объективы.Формирование фотоизображения. Основы оптического построения изображения. Технические аспекты формирования изображения. Объективы и фокусное расстояние. Светосила, дисторсия, аберрация, глубина резкости.Д.З. №3: Съёмка на тему «Натюрморт», эксперименты с композицией и светом.

4 занятие. Основы фотосъемки портрета.Психология и оптика при портретной съемке. Свет и аксессуары. Съёмка на улице и в помещении, групповой портрет.Д.З. № 4: Съёмка: портрета (несколько кадров с одним героем или несколько кадров с разными персонажами).

5 занятие. Основы фотосъемки репортажа. Техника, психология, этика и композиция.Д.З. № 4: Съёмка репортажа (сюжет - на выбор студента).

6 занятие. Работа редакционного фотографа.Съемка для изданий. Съемка по заданию и самостоятельно, сотрудничество с редакциями. Основы бильдредактирования. Сотрудничество с изданиями, договоры, юридические аспекты фотожурналистики. Работа редакционного фотографа. Съемка для изданий. Съемка по заданию и самостоятельный поиск тем, сотрудничество с редакциями.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

7 занятие. Студия и студийный свет. Основы работы в студии. Экспонометрия в студии.

8 занятие.Основы съемки портрета в студии. Постановка света.

9 занятие. Основы обработки фотоснимков в программах, создание архива.

Практические занятия ведет:Беленький Александр Иосифович старший.преподаватель.

Примерный список вопросов к экзамену

1.    Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе. Многообразие форм их использования.

2.    Слово и изображение в журналистике. Их взаимодействие и способы использования.

3.    Повествовательные возможности фотоизображения. Фотография как разновидность журналистского текста.

4.    Изобразительно-выразительные средства фотографии. Язык фотографии.

5.    «Природные склонности» фотографии (по З. Кракауэру).

6.    «Решающее мгновение» в фотографии. Анри Картье-Брессон и его влияние на фотографию ХХ века.

7.    Функции фотографии в прессе. Формы использования снимков в газете.

8.    Особенности оформления современной журнальной периодики.

9.    Мастера русской, советской и российской фотографии.

10.    Мастера зарубежной фотографии.

11.    Информационная графика и ее роль в процессе оптимизации передачи журналистского сообщения.

12.    Рисунок и графика в оформлении газетного (журнального) номера. Их функции и возможности. Способы использования.

13.    Основные принципы и приемы подачи фотографических материалов в газете (журнале).

14.    Эволюция технических возможностей фотографии и изменение ее изобразительного языка.

15.    Жанры фотожурналистики, принципы выделения жанровых конструкций.

16.    Сюжетно-серийный способ отображения действительности. Серийные жанры изобразительной журналистики: фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк.

17.    Монтаж как способ мышления, монтаж как прием. Виды монтажа.

18.    Основы композиционного построения кадра.

19.    Понятие о глубине резкоизображаемого пространства (глубина резкости или ГРИП).

20.    Взаимосвязь значения диафрагмы и глубины резкости. «Нерезкость» изображения как творческий прием и одно из изобразительных средств.

21.    Фотографический объектив и его технические характеристики: фокусное расстояние, светосила, разрешающая способность.

22.    Фокусное расстояние и угол охвата изображаемого пространства.

23.    Объективы с нормальным фокусным расстоянием, широкоугольные объективы и длиннофокусные объективы. Особенности их изобразительных возможностей и случаи использования.

24.    Понятие об экспозиции. Способы определения экспозиции.

25.    Соотношение выдержки и диафрагмы. Скорость снимаемого (движущегося) объекта и значение выдержки. Причины возникновения «смазки» при съемке и использование этого приема в художественных целях.

26.    Основы бильдредактирования, сотрудничество с редакциями, договоры с фотожурналистами. Роль и функции бильдредактора.

27.    Работа редакционного фотографа. Съемка для изданий.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается 15-20 минут

Оценка «Отлично» ставится, если студент уверенно отвечает на все вопросы билета и на вопросы экзаменатора, связанные с проблематикой, затрагиваемой в билете. Оценка «Хорошо» ставится, если студент не очень уверенно отвечает на вопросы билета, но в состоянии ответить на дополнительные вопросы преподавателя, позволяющие понять его уровень знания предмета. Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент не может ответить на один из вопросов билета, и отвечает не на все дополнительные вопросы. Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не может внятно ответить на оба вопроса билета и путается в ответах на большинство дополнительных вопросов

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 10-12 мин.

Основная литература

1.    Беленький А. Фотография – школа мастерства. СПб ., 2006.

2.    Беленький А. Цифровая фотография. Школа мастерства. СПб.,2011.

3.    Беленький А.И. Фотожурналистика в современных СМИ. Метод. Пособие СПбГУ ВШЖМК 2016. 88 с.

4.    Вторая реальность: Сб. ст. по проблемам фотографии и фотожурналистики / . СПб.,1999.

5.    Вторая реальность: Сб. ст. по проблемам фотографии и фотожурналистики / Выпуск 2 . СПб., 2008.

6.    Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. М., 1974.

7.    Лапин А. Фотография как. М., 2003.

8.    Морозов С.А. Творческая фотография. М., 1985.

9.    Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991.

10.    Руйе А. Фотография: Между документом и современным искусством. СПб., 2014.

11.    Cameralucida. Комментарий к фотографии. Р. Барт, М.,2011

Дополнительная литература

1.    Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

2.    Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: Лекции. М., 1981.

3.    Арнхейм Р. Очерки по психологии искусства М., 1994.

4.    Волков-Ланнит Л.Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М., 1968.

5.    Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. М., 1971.

6.    Грегори Р.Л. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия. М., 1970.

7.    Дробашенко С. Феномен достоверности. М., 1972.

8.    Копосов Г., Шерстенников Л. В фокусе – фоторепортер. М., 1967.

9.    Кулешов Л. Основы кинорежиссуры. М., 1995.

10.    Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

11.    1986.

12.    Урсул А.Д. Отражение и информация. М., 1973.

13.    Савчук В. Философия фотографии. СПб., 2005.

14.    Шаповал Ю.Г. Изобразительная журналистика. Львов, 1988. – 170 с.

15.    Беленький А.И. Практическая фотография. Уч., пособ. ВШЖМК 2013

16.    Пожарская С.Г. Фотомастер. М., 2001 – 335 с.

Перечень иных информационных источников

1.    Грация Нери, статья «Фотожурналистика сегодня» URL:http://www.photographer.ru/cult/practice/400.htm

2.    Алан Коулман Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня. Вопросы и ответы www.photographer.ru/cult/theory/383.htm

3.    Тексты по теории фотографии,колумнисты.URL:http://www.photographer.ru/columnists/

 просмотров: 248 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru