Очная форма обучения. 3 курс
Теория и практика современной прессы
14 февраля 2018
Преподаватель: Лисеев Р.П., кандидат филологических наук, ст. преподаватель-практик
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

1 занятие Общая характеристика аналитических жанров. Понятие интерпретирующей журналистики.

2 занятие Функции аналитических жанров в прессе. Методы обобщения, анализа, синтеза.

3 занятие Комментарий как общий композиционный и стилистический метод аналитических жанров.

4 занятие Корреспонденция и отчет как жанры аналитической журналистики.

5 занятие Статья как универсальный жанр аналитической журналистики.

6 занятие Социальные, духовные, нравственные коллизии личности — преимущественная сфера в художественно-публицистических жанрах. Проблема документализма в ху¬дожественно-публицистических жанрах.

7 занятие Специфика очерковой индивидуализации и типизации, стремление разглядеть в личности социальный тип, в конкретном событии — актуальную проблему.

8 занятие Специфика образа и средства его создания в художественной публицистике. Степень условности и домысла в художественно-публицистическом тексте: фельетон, памфлет.

9 занятие Роль психологического анализа в публицистическом тексте.

План практических занятий

1 занятие Исследование типологии информационных потребностей: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения.

3-4 занятие Виды аудитории (активная и пассивная; первичная и вторичная; реальная, потенциальная, расчётная (целевая)).

5-6 занятие Функционирование коммуникативной модели "Автор - Текст - Адресат".

7-8 занятие Механизмы создания аналитического текста: специфика понимания и интерпретации.

9-10 занятие . Специфическое построение внешних и внутренних структур текста в зависимости от личностных качеств автора.

11-12 занятие Принципы работы с базами данных при создании аналитического текста.

Практические занятия ведет: Щербакова А. М., ст. преподаватель

План занятий в присутствии преподавателя

Индивидуальное консультирование студентов по их творческим работам.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль включает в себя учет посещаемости лекционных и практических занятий, а также контроль выполнения заданий, предложенных преподавателем в рамках практических занятий. Результаты внутрисеместрового контроля предоставляются лектору преподавателями практических занятий перед экзаменом. Результаты внутрисеместрового контроля учитываются при выставлении оценок за экзамен.

Вопросы к экзамену:

1.Качественно-содержательный принцип деления системы печатных СМИ.

2.Информационные потребности аудитории: необходимость в получении информации.

3. Аудитория как потребитель аналитического медиаконтента. Политика СМИ в отношении аудитории.

4. Аналитический текст как объект и продукт авторской деятельности.

5. Понятие информативности и информационной напряженности аналитического текста

6. Основные приемы подачи информации об объекте отображения

7. Концепция и тематическая направленность. Комплексный характер журналистской деятельности. Литературная деятельность, редакторская деятельность, организаторская, оформительская.

8. Принципы нарративной организации аналитического текста.

9. Конкуренция на рынке аналитических печатных СМИ: рейтинг издания и авторского материала.

10. Конфликтность в медиатексте и ее причины. Специфика анализа текстов со скрытой коммуникативной функцией.

Критерии оценки (экзамен):

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «отлично» ставится, если студент раскрыл основные понятия, относящиеся к вопросу, аргументировал умозаключения с помощью отсылок к авторам из списка литературы, привел примеры из современной журналистской практики. Оценка «Хорошо» ставится, если студент выполнил два условия из трех. Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент раскрыл основные понятия, относящиеся к вопросу. Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрыл основные понятия, не подтвердил умозаключения отсылками к авторитетным авторам, привел примеры, не имеющие отношения к вопросу билета, отвечал не по существу вопроса.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 5-10 минут.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрено.

Список обязательной литературы

1.    Гавра Д. П., Быкова Е. В. Стратегическая кризисная коммуникация: базовые характеристики и интегративное воплощение // Век информации. 2016. № 2. С. 122-126.

2.    Дорский А. Ю. Правовое регулирование прикладных коммуникаций : учебник / А. Ю. Дорский. СПб. : C.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2017. 176 с.

3.    Инфобизнес. Зарабатываем на продаже информации : научно-популярная литература / А. А. Парабеллум, Н. С. Мрочковский. СПб. : Питер, 2013. 256с.

4.    Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития / отв. ред. А. А. Акаев, А. В. Коротаев, Г. Г. Малинецкий, С. Ю. Малков. М. : Книжный дом "Либроком", 2017. 488 с.

5.    Проекты и риски будущего. Концепции, модели, инструменты, прогнозы / отв. ред. А. А. Акаев, А. В. Коротаев, Г. Г. Малинецкий, С. Ю. Малков. М. : КРАСАНД, 2017. 432 с.

Дополнительная литература

1.    Безгодов А. Планетарный проект: от устойчивого развития к управляемой гармонии : монография. - СПб.: Питер, 2016. 272 с.

2.    Броган Крис. Агенты влияния в Интернете. Как использовать социальные модели для продвижения бизнеса. СПб., Питер, 2012.

3.     Кузнецов Е., Лапшов А. Коммуникации в сфере инноваций. К вопросу концептуализации мировой и российской практики // Медиаскоп. 2011. №1. URL: www.mediascope.ru

4.    Мельник Г. С., Виноградова С. М. Деловая журналистика. М.: Юрайт, 2010 (базовый учебник).

5.    Супрун В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в ХХI веке : монография. - 3-е изд. М. : ЛЕНАНД, 2016.

 просмотров: 193 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru