Очная форма обучения. 2 курс
Стилистика
12 февраля 2018
Преподаватель: Дускаева Лилия Рашидовна, доктор филол. наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

1 лекция. Основные понятия стилистики. Интегративность понятия стиль. Основные направления изучения стилистического значения. Функциональная стилистика. Интенциональная стилистика. Системность стиля. Стиль как проявление своеобразия. Функциональный стиль. Речевая системность функционального стиля. Связь стиля с культурой и речевой деятельностью человека.

2 лекция. Из истории научного стиля. Научный стиль. Экстралингвистические факторы, обусловливающие специфику научного стиля. Лексика, морфология, синтаксис. Культура употребления терминов. Особенности выражения личностного начала в научном стиле. Научно-популярный подстиль (2 час).

3 лекция. Официально-деловой стиль. Экстралингвистические факторы, обусловливающие специфику официально-делового стиля. Лексика, морфология, синтаксис. Стандарт в официально-деловом стиле. Из истории официально-делового стиля (2 час).

4 лекция. Художественный стиль. Стиль художественной литературы. Образность как основа художественной речи. Образность как единство изобразительности и выразительности. Образ автора. Метафора. Иностилевые элементы в художественном стиле. Диалект и жаргон в стиле художественной литературы. (1 час) Разговорный стиль (1 час).

5 лекция. Публицистический стиль. Субъект речи как центральная категория медиастилистики. Стилистическое значение языковой единицы и его компоненты. Экстралингвистические основы публицистического стиля: функция, тип содержания, коммуникативные задачи, принципы формирования. Журналистский, рекламный, ПР-стили как профессиональные стили публицистического стиля. (2 часа).

6 лекция. Выражение субъекта сообщающей речи в журналистском тексте. Позиция автора-наблюдателя. Особенности передачи времени и пространства в сообщении. Акцентирование порций информации. Выражение отношений между порциями информации. Эмоциональное отношение к сказанному. Рациональное отношение к сказанному. Реальность/ирреальность происходящего. Виды и формы волеизъявления в медийной речи. Лексические и грамматические средства выражения побудительной модальности (2 часа).

7 лекция. Оценка и оценочность в медийной речи. Виды оценок в журналистском тексте и средства их выражения.

8 лекция. Комическое как выражение субъективности в журналистском тексте. Основные формы выражения комического: юмор, ирония, сатира, гротеск, сарказм. Ирония как философская, поэтическая и языковая категория. Основные языковые приемы создания иронии в медиатексте (2 часа).

9 лекция. Тропы и фигуры речи как средства выражения экспрессивности и диалогичности.

10 лекция. Выражение диалогичности в журналистских текстах. Циклы диалогичности: сообщение-оценка; вопрос-ответ; побуждение-выполнение действия. Метатекст. Фатическая речь. Выражение чужой речи. Изображение речи. Прямая речь. Языковая маска. Несобственно-прямая речь. Сказ. Элементы речи персонажа в авторском повествовании. Диалог и монолог как коммуникативные типы речи. Основные разновидности реплик. Приемы внутренней диалогизации монолога. Метатекст. Цитата.

План практических занятий

1 занятие (первая неделя) – Интегративность понятия стиль. Функциональный стиль. Речевая системность функционального стиля. Публицистический стиль. Экстралингвистические основы публицистического стиля: функция, тип содержания, коммуникативные задачи, принципы формирования.

2 занятие (вторая неделя) – Научный стиль. Речевые особенности академического и учебно-научного подстилей. Специальные лексические средства выражения модальности в научном тексте.

3 занятие (третья неделя) – Официально-деловой стиль. Подстили (канцелярский, законодательный, дипломатический). Элементы официально-делового стиля, функционирующие в языке публицистики.

4 занятие (четвертая неделя) – Речевые особенности разговорного стиля речи. Разговорный стиль речи и просторечие. Типы просторечия. Возможности использования элементов разговорной речи в публичном дискурсе. Функционирование просторечия в современном медиапространстве.

5 занятие (пятая неделя) – Фразеология. Понятие о фразеологической единице. Типы. Основные приемы трансформации фразеологизмов. Стилистическое использование.

6 занятие (шестая неделя) – Выражение субъекта речи в журналистском тексте. Позиция автора-информатора. Объективное и субъективное информирование. Особенности передачи времени и пространства в сообщении. Рациональное отношение к сказанному. Реальность/ирреальность происходящего. Акцентирование участков информации. Выражение отношений между порциями информации. Эмоциональное отношение к сказанному. Позиция журналиста-аналитика. Отношение автора к действительности. Выражение аналитической деятельности в тексте: формы, способы и средства. Выражение мнения в журналистском тексте. Творческая работа.

7 занятие (седьмая неделя) – Социальная оценочность как принцип использования оценочных средств. Виды оценок в журналистском тексте и средства их выражения. Формы, способы и средства выражения побудительной модальности.

8 занятие (восьмая неделя) – Комическое в тексте. Обсуждение курсовых работ.

9 занятие (девятая неделя) – Тропы.

10 занятие (десятая неделя) – Фигуры речи. Творческая работа.

11 занятие (одиннадцатая неделя) – Чужая смысловая позиция в журналистском тексте. Прямая, косвенная, несобственно-прямая речь в журналистском тексте.

12 занятие (двенадцатая неделя) – Диалог. Творческая работа.

13 занятие (тринадцатая неделя) – Защита курсовых работ.

14 занятие (четырнадцатая неделя) – Выражение диалогичности в журналистских текстах. Циклы диалогичности: сообщение-оценка; вопрос-ответ; побуждение-выполнение действия. Фатическая речь. Различия между социально и личностно ориентированным общением. Интимизация повествования.

15 занятие (пятнадцатая неделя) – Фатическая речь в медиа.

Практические занятия ведут: канд. филол. наук, доцент Юлия Михайловна Коняева; канд. филол. наук, доцент Наталья Анатольевна Прокофьева; канд. филол. наук, доцент Алексей Александрович Горячев; канд. филол. наук, ст. преподаватель Александр Александрович Малышев; канд. филол. наук, ст. преподаватель Татьяна Владимировна Жаркова.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль (экзамен)

Форма проведения экзамена – устно-письменная. Один вопрос готовится в письменной форме (стилистический анализ текста СМИ на предмет оценки имеющихся в нем общих признаков медийной речи и свойственных ее разновидностям), по двум другим (теоретическим вопросам) проводится собеседование.

Условиями допуска к экзамену являются:

1.    Положительная отметка за курсовую работу.

2.    Тетрадь с примерами.

Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи и основные направления стилистики. История и место стилистики в ряду филологических дисциплин. Современная стилистика и медиалингвистика.

1.    Интегративность понятия стиль. Функциональный стиль.

2.    Речевая системность стиля.

3.    Научный стиль. Речевые особенности академического и учебно-научного подстилей.

4.    Средства выражения экспрессии в научном тексте.

5.    Официально-деловой стиль. Подстили (канцелярский, законодательный, дипломатический). Элементы официально-делового стиля, функционирующие в языке публицистики.

6.    Речевые особенности разговорного стиля речи. Разговорный стиль речи и просторечие.

7.    Возможности использования элементов разговорной речи в публичном дискурсе.

8.    Публицистический стиль речи. Общая характеристика.

9.    Лексические и грамматические средства в передаче происшествия, ситуации, факта в журналистском тексте: тематические группы лексики, грамматические особенности передачи действий и состояния.

10.    Чужая смысловая позиция в журналистском тексте. Прямая, косвенная, несобственно-прямая речь в журналистском тексте.

11.    Монолог. Диалог и полилог.

12.    Речевое выражение авторской позиции как основа формирования модальности. Виды модальности.

13.    Виды оценок в журналистском тексте и средства их выражения. Социальная оценочность как принцип использования оценочных средств.

14.    Лексические и грамматические средства выражения акцентной модальности.

15.    Тропы как средства выражения авторской позиции.

16.    Фигуры речи как средства выражения авторской позиции.

17.    Выражение диалогичности в журналистских текстах.

18.    Фатическая речь. Интимизация повествования.

19.    Диалогичность медиаречи.

20.    Лексические и грамматические средства выражения побудительной модальности.

Критерии оценки (экзамен)

На подготовку ответа обучающемуся дается 45 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если обучающийся продемонстрировал глубокие знания в области функциональной стилистики и стилистики текста, а также умение точно квалифицировать языково-стилистические факты в предложенном тексте.

Оценка «Хорошо» ставится, если обучающийся продемонстрировал понимание известных стилистических явлений в медиаречи, а также умение выявить и объяснить языково-стилистические факты в предложенном тексте.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если обучающийся имеет представление о важнейших стилистических признаках разновидностей медиаречи, а также способен обнаружить в предложенном тексте соответствующие вопросу стилистические признаки.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если обучающийся имеет примитивное (обиходно-бытовое) представление о стилистических явлениях, а также не способен обнаружить в предложенном тексте соответствующие стилистические признаки.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена одного обучающегося – 20 минут (не считая времени на подготовку).

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2010.

2.    Кожина М. Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М., 2012.

3.    Стилистика и литературное редактирование. Под ред. Л.Р.Дускаевой. М., 2016.

4.    Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2006.

5.    Солганик Г.Я., Дроняева Т.С.Практическая стилистика современного русского языка. Функциональные стили. М., 2010.

Список дополнительной литературы

1.    Аникина А.Б., Каламова Н.А., Калинина И.К. Современный русский язык. Контрольные упражнения по лексике. М., 1985.

2.    Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения. М., 2005.

3.    Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.

4.    Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980.

5.    Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М. 2008

6.    Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.

7.    Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. М., 2003.

8.    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2001.

9.    Горшков А.И. Русская стилистика.М., 2001.

10.    Калинин А.В. Лексика русского языка. М., 1966.

11.    Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003.

12.    Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова …». М., 1999.

13.    Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1999.

14.    Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. М., 1984.

15.    Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. Книга 1. Теория. М., 2006.

16.    Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008.

17.    Николаенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М.. 2005.

18.    Основы научной речи. Под ред. В.В. Химика, Л.Б.Волквой. СПб, 2003.

19.    Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М., 1984.

20.    Селищев А.М. Язык революционной эпохи. М., 2003.

21.    Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

22.    Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб, 2004.

23.    Степанов А.В. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями. М., 2005.

24.    Суздальцева В.Н. Практикум по современному русскому языку. Лексика. Фразеология. М.,2004.

25.    Устюгова Е.Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб, 2006.

26.    Химик В.В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен. СПб, 2000.

27.    Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. М., 2006.

28.    Язык современной публицистики. Сборник статей. Сост. Г.Я. Солганик. М., 2007.

Перечень иных информационных источников

1. Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – elibrary.ru/defaultx.asp

3. medialing.ru

4. medialing.spbu.ru

 просмотров: 1021 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru