Очная форма обучения. 2 курс
Профессиональная этика журналиста
19 февраля 2018
Преподаватель: Мельник Галина Сергеевна, доктор политических наук, профессор
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

Занятие 1. Деонтология как наука о морали. Категории, базовые профессионально-этические принципы и нормы как основные компоненты профессионально-нравственных представлений.

Занятие 2. Социальная действительность как источник этических коллизий в профессиональной деятельности журналистов.

Занятие 3. Категория профессионального долга, профессионального достоинства и чести. Профессиональные стандарты журналиста. Псевдоценности в представлении о человеческом и профессиональном достоинстве.

Занятие 4. Нравственная составляющая как необходимый компонент профессионального поведения журналиста Базовые профессионально-этические принципы. Этические кодексы в журналистике.

Занятие 5. Зарубежный и отечественный опыт саморегулирования в СМИ. Аналитические модели решения дилемм

Занятие 6. Этика освещения чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов Этические проблемы расследовательской журналистики.

План семинарских занятий

Занятие 1. Анализ трактовок и концепций этических категорий. Профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений журналиста с социальными институтами, аудиторией, героями.

Занятие 2. Анализ профессиональной позиции журналистов государственных и оппозиционных СМИ.

Занятие 3. Ситуация морального выбора как предпосылка формирования прикладной этики. Профессионально-этические дилеммы: оплата источнику информации; раскрытие источника информации; применение скрытые методы получения информации; работать «на заказ»; использование утечки информации. Принципы и способы разрешения этических дилемм. Особенности «ведомственного» мышления журналистов Информационный успех как единственный критерий профессионального поведения.

Занятие 4. Профессионализм и успех как этико-прикладная проблема. Этическое моделирование.

Занятие 5. Анализ профессиональной позиции журналистов таблоидов.

Занятие 6. Образ профессионала в сфере прикладной

этики: запросы практики. Ситуационные матрицы.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Язык вражды в СМИ. Лингвистический анализ текстов, содержащих признаки злоупотребления свободой слова. Ситуационные матрицы.

Занятие 2. Анализ заголовков публикаций в контексте проблемы правдивости информации

    Семинарские занятия: Колодяжный И. В., Павлушкина Н.А., Королев Е.А.

Внутрисеместровый контроль

Получение промежуточного зачета по дисциплине предполагает выполнение обучающимся письменного задания в компьютерной аудитории.

Вопросы к зачету

1.    Злоупотребление свободой массовой информации: понятие, сущность.

2.    Основные этические принципы профессиональной деятельности журналиста.

3.    Международные кодексы журналистской этики: общая характеристика.

4.    Российские кодексы журналистской этики: общая характеристика.

5.    Социальная ответственность журналиста.

6.    Журналистика и мораль. Условия осуществления профессионально-этических норм в журналистике.

7.    Профессиональная журналистская этика и предмет ее регулирования. Социальная ответственность как моральная категория

8.    Формирование профессионально-этических взглядов в истории российской журналистики.

9.    Смысл и динамика изменений в морали. Состояние профессиональной этики как науки в настоящий момент.

10.    Цивилизационные, религиозные, этнические, групповые и социально-культурные аспекты функционирования морали в обществе.

11.    Этические правила и нормы как основа информационного поведения журналиста.

12.    Профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений журналиста с обществом. Журналист и социальные институты общества.

13.    Журналист и читатель. Журналист и герои его произведений.

14.    Нравственная составляющая как необходимый компонент профессионального поведения журналиста Базовые профессионально-этические принципы.

15.    Этические кодексы в журналистике.

16.    . Свобода и ответственность журналиста – правовые этические –правовые и этические аспекты. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.

17.    Виды ответственности за правонарушения в сфере СМИ Защита чести и достоинства по российскому праву (ситуативная матрица).

18.    Нарушения профессиональной этики, ущемляющие право граждан на получение информации.

19.    Профессионально-этические дилеммы: оплата источнику информации; раскрытие источника информации; применение скрытые методы получения информации; работать «на заказ»; использование утечки информации.

20.    Принципы и способы разрешения этических дилемм. Особенности «ведомственного» мышления журналистов

21.    Информационный успех как единственный критерий профессионального поведения.

22.    Нравственные принципы деятельности журналиста издания.

23.    Служебная этика журналиста.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – письменная. Студент отвечает на один вопрос и решает ситуационную задачу.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 34%; результаты работы в рамках текущего контроля – 26%; результаты ответа на вопрос к зачету – 40%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов.

Оценка «Зачет» (более 75%) ставится, если учащийся демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоил основную литературу, знаком с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявил творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, включенного в программу, посетил более половины лекционных занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.

Оценка «Незачет» (менее 75%) ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий и плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 4 часа.

Примеры задания:

    Ситуация 1. Вы снимаете сюжет о проблемах развития инклюзивного состояния в Вашем городе. Один из респондентов (отец здорового ребенка) говорит – «я не хочу, чтобы мой ребенок учился в одной школе с инвалидом – мне не нравятся эти недоразвитые дети, я не скрываю этого Мой ребенок так просто начнет отставать в развитии – если нам тут уст роят инклюзивную школу».

    Ваши действия.

А. Вы оставляете синхрон в сюжете, так как он отражает реальное отношение многих родителей к инклюзивному образованию

Б. Вы оставляете синхрон, вырезав при монтаже слова недоразвитые дети.

В. Вы не включаете этот синхрон в сюжет, чтобы не обидеть детей инвалидов и их родителей.

Г. Вы включаете этот синхрон в сюжет, сопроводив комментариями специалистов о недопустимости дискриминации инвалидов.

Е. Ваш вариант.

    Ситуация 2. Вашем городе проходит многочисленный митинг протеста против отключения электроэнергии. В редакцию звонят из властных кабинетов и просят не показывать митинг в эфире, чтобы не нагнетать ситуацию», «не раскачивать лодку» в условиях экономического кризиса.

    Ваши действия.

А. Вы даете сюжет о митинге. Ваше дело информировать людей о происходящем в городе (стране).

Б. Вы не выдаете сюжет в эфир – не хотите ссориться с властями, да и нагнетать ситуацию, действительно не стоит. Вы в даете сюжет и предлагаете представителям власти прокомментировать эти события в эфире, чтобы «разрядить ситуацию»

    Примеры вопросов: I) Вопросы для обучающихся, специализирующихся в области телевидения. 1. Какие нарушения профессиональной этики журналиста встретились Вам в передачах федерального и местного телевидения за последнее время? Кратко опишите, в чём проявилось обнаруженное Вами нарушение этики? В каждом примере указывайте название передачи (желательно также имя и фамилию телеведущего), телеканала, по которому она транслировалась, а также, если это возможно, точную дату и время выхода передачи в эфир.

     II) Вопрос о нарушениях в освещении этнических и религиозных проблем. 2) Нарушения в освещении выборов, некорректные высказывания в адрес представителей власти. 2) Некорректное общение с особенно уязвимыми категориями собеседников - дети, инвалиды, пожилые люди, жертвы катастроф и преступлений. 3) Использование в передаче видеокадров, не соответствующих этическим требованиям. 4) Раскройте понятие «заказные» сюжеты. Какие признаки, с Вашей точки зрения, выдают сюжет? 2) Найдите 1-2 примера «заказных» сюжетов на телевидении (новостные, развлекательные передачи, ток-шоу и др.). 2. В каких жанрах, на каких телеканалах встречается, с Вашей точки зрения, наибольшее количество нарушений профессиональной этики?

3) Насилие безнравственно в этическом плане. Возможно ли оправдание неэтичного поведения в следующих случаях: для обуздания преступности; для проведения полезных реформ; для завоевания и удержания власти; для отпора внешнему врагу; в целях воспитания; для материального благополучия своей семьи; в целях бизнеса.

Список обязательной литературы

1.    Абилькенова В.А. Самоопределение журналиста в ситуации дуализма этики профессии и корпоративной этики СМИ (программные аспекты исследования и первые эмпирические результаты) // Ведомости прикладной этики. 2013. № 43. С. 175-190.

2.    Амиров В.М. Этика журналиста в дискурсе современного вооруженного конфликта // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 113. № 2. С. 6-11.

3.    Ахмадиев Ф.В. Свобода слова и ответственность журналиста // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 2. С. 528-530.

4.    Иванова Н.Б. Проблема подмены журналистского творчества PR-деятельностью: культурно-этический аспект // Культура. Наука. Интеграция. 2013. № 4 (24). С. 29-31.

5.    Ионова Т.А. Проблемы правового регулирования размещения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 63-68.

6.    Клушина Н.И. Этические аспекты массовой коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2014. № 1. С. 59-66.

7.    Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учебник. М., 2011. – 224 с.

8.    Latonero, M., Sinnreich, A. The Hidden Demography of New Media Ethics // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2014. Vol. 17 Issue: 5 Pp: 572-593.

9.    Oates, J. The ethics of working with the media // 2013. Psychologist. Vol. 26 Issue: 9 Pp.: 621-622.

10.    Plaisance P. L. Virtue in Media The Moral Psychology of US Exemplars in News and Public Relations // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2014. Vol. 91 Issue: 2 Pp: 308-325.

11.    Tanta, I., Lesinger, G. Ethics of the Profession of Public Relations - Does the Public Relations Affects on Journalism in Croatia? // Collegium Antropologicum. 2013. Vol.: 37 Issue: 3 Pp: 685-690.

12.    Wright, K. Should journalists be 'virtuous'? Mainstream news, complex media organisations and the work of Nick Couldry // Journalism. 2014. Vol.: 15. Issue: 3 Pp. 364-381.

Список дополнительной литература

1.    Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

2.    Анненков А.И. Представления о реально должном в профессиональной журналистской морали (На основе анализа публикаций современных общероссийских изданий) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 – Режим доступа: mediascope.ru

3.    Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Моральный выбор журналиста. Тюмень, 2002.

4.    Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии:

миссия, кодекс, поступок. / Монография / Тюмень: НИИ прикладной

этики ТюмГНГУ, 2005. С. 10-11.

5.    Банисар Д. Свобода информации и доступ к правительственным документам. Обзор законодательства по доступу к информации в мире. М., 2006.

6.    Глобальная этика журналистики. Опека, Стивен Дж.А. Монреаль: McGill-Queen's University Press, 2010.

7.    Деструктивные сетевые социальные структуры как средство информационной войны и угроза безопасности России. URL: http.://www/ old.geopolitica.ru/Articles/1218Ефимов А. Роль СМИ и интернета в свержении египетского режима Центр стратегических оценок и прогнозов (АНО) www.csef.ru/index.php

8.    Дорский А. Ю. Этика и право публичных коммуникаций: регулирование брэндинга: Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

9.    Землянова Л.М. «Коммуникатио»: защита гуманитарной миссии СМИ // Меди@льманах. 2014. № 1. С. 66-69.

10.    Изобретение этики журналистики: путь к объективности и вне. Опека, Стивен Дж.А. Монреаль: McGill-Queen's University Press, 2005.

11.    Информационные споры: как в них победить? Решения, рекомендации, экспертные заключения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ. М., Галерия, 2002. 392 с.; Изд. 2-е, перераб. и доп.

12.     Казаков Ю. В. Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. М., 2004.

13.    Киричек П. Н., Федотова О. В. Этика журналиста: учеб. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 140 с.

14.    Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

15.    Кризис совести – взгляды на этику журналистики. Карл Хосмен. Нью-Йорк, Harper Collin, 1992.

16.    Кумылганова И. А. Профессиональная этика журналиста в

США. Учебно-методические материалы к спецкурсу. Институт проблем информационного права. Сер. «Журналистика и право».

Вып. 55. Этический консилиум. Ведомости. Вып. 29 / под ред. В. И.

Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2006.

17.    Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста : учебн. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 208 с.

18.    Мельников М. А. Государство и саморегулирование прессы. «Медиа Эксперт». 2004. № 3. www.library.cjes.ru id=655&c id=7762.

19.    Мельников М. А. Информационные конфликты: проблемы институализации и разрешения // Конфликтология — теория и практика. СПб., 2004.

20.    Прохоров Е. П., Пшеничный Г. М., Хруль В. М. Правовые и этические нормы в журналистике. М.: Аспект Пресс, 2004.

21.    Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. Хрестоматия. М.: Ин-т проблем информационного права. М., 2004. 352 с.

22.    Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Дом «Стратегия», 2004. 400 с.

23.    Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Дом «Стратегия», 2004. 400 с.

24.    Хорошие новости, дурные вести – этика журналистики и общественный интерес (Критические исследования в коммуникации и в культурных отраслях промышленности) Джереми Иггерсом (Нью-Йорк, Westview Press, 1998).

25.    Эпштейн М. Стереоэтика: двойственность добродетелей и алмазно-золотое правило. URL:www. еmory.edu/INTELNET/mt_stereoethics.html.

26.    Этика журналистики — Справочное Руководство (Современные Этические Проблемы) отредактированный Эллиотом Д. Коэном и Дени Эллиотом (Abc-Clio, 1998)

27.    Этика СМИ. Вне Границ: Глобальная Перспектива. Опека, Стивен Дж.Э. и Херман Вассерман, редакторы Нью-Йорк: Routledge, 2010.

28.    Язык вражды после Норд-Оста // Центр «СОВА». Национализм и ксенофобия xeno.sova-center.ru /21371EF/17B8FC0

29.    International encyclopedia of ethics. Ed. J.K. Roth. London Chicago: FD. Professional ethics. P.703-706.

30.    Singer P. Practical ethics. Cambridge University Press, 1993.

 просмотров: 192 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru