Очная форма обучения. 2 курс
Правовые основы журналистики
11 февраля 2018
Преподаватель: Корконосенко Сергей Григорьевич, доктор политических наук, профессор
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

13 февраля. Правовая культура журналиста: правовая культура как элемент профессиональной квалификации; уровень правовой компетентности сотрудников российских СМИ; типичные случаи злоупотребления свободой и ущемления свободы массовой информации.

20 февраля. Система информационного права в России: конституционные и международные нормы информационного права; закон РФ «О средствах массовой информации»: концептуальные основы; правовое регулирование отношений СМИ с обществом и государством, учредителями и издателями, источниками информации, потребителями продукции; федеральное и региональное законодательство, законы и подзаконные акты, административные нормативные документы.

27 февраля. Право на информацию: естественные права человека – гражданские свободы – свобода слова – право на информацию; противоречия между правом на информацию и защитой интересов личности и общества; гражданские права в деятельности СМИ; законодательство о праве на информацию в мире и в России.Доступ к информации: права на доступ к информации в информационном законодательстве; запрос на информацию; аккредитация журналиста; организация работы с источниками информации в СМИ; скрытая запись в законодательстве и практике СМИ.

6 марта. Методика труда журналиста в свете права: права и обязанности журналиста; ответственность за распространение недостоверной информации; взаимоотношения журналиста с правоохранительными органами (конфиденциальность информации и ее источников, предоставление информации по запросу следствия и суда, освещение деятельности суда и следствия); публикации на правовые темы в СМИ; обязанность должностных лиц реагировать на выступления СМИ.

13 марта. Информационная безопасность общества и личности: понятие информационной безопасности; общедоступная и конфиденциальная информация; тайны и секреты, степени секретности документов (законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О государственной тайне»); коммерческая тайна в практике СМИ (закон «О коммерческой тайне»).

20 марта.Персональные данные в практике СМИ: понятие, виды и значение персональных данных для информационной безопасности;защита чести и достоинства человека (закон «О персональных данных», УК и ГК). Правовой статус сетевых СМИ;регулирование деятельности СМИ в Интернете.

27 марта. Авторское право в СМИ: предмет, объект и субъекты авторского права в СМИ; права автора и организации; права автора – неимущественные (на авторство, на имя, на неприкосновенность произведения и др.) и имущественные (на воспроизведение, на вознаграждение и др.); авторское право и интеллектуальная собственность.

План семинарских занятий

1 занятие. Законодательство о праве на информацию.

2 занятие. Злоупотребление свободой массовой информации.

3 занятие. Информация ограниченного доступа в практике СМИ.

4 занятие. Персональные данные в практике СМИ.

5 занятие. Законодательное регулирование предвыборной агитации в СМИ.

Семинарские занятия ведут:Воскресенская Марина Аркадьевна, докт.истор. наук, доцент; Колодиев Николай Николаевич, канд. социол. наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1 занятие. Злоупотребление свободой массовой информации.

2 занятие. Персональные данные в практике СМИ.

Занятия ведут:Воскресенская Марина Аркадьевна, докт. истор. наук, доцент; Колодиев Николай Николаевич, канд. социол. наук, доцент.

Внутрисеместровый контроль

В ходе изучения материала обучающиеся выполняют 4 контрольные работы по темам: 1) злоупотребление свободой массовой информации;2)ущемление свободы массовой информации;3) информация ограниченного доступа в практике СМИ; 4) персональные данные в практике СМИ. Работы представляют собой анализ случаев из практики российских СМИ, самостоятельно найденных и проанализированных студентов в свете правовых норм. Текст работы включает в себя вырезку (распечатку) публикации и правовой комментарий (0,5-1,0 станд. стр.). Качество контрольных работ учитывается на экзамене по курсу.

Вопросы к экзамену

1.    Авторские права – имущественные и неимущественные

2.    Взаимоотношения журналиста с органами следствия

3.    Взаимоотношения журналиста с судом (присутствие и освещение деятельности)

4.    Государственная тайна и ответственность за ее разглашение

5.    Государственные органы правового регулирования, неправительственные правозащитные организации в сфере СМИ

6.    Действие международных правовых норм в российских СМИ

7.    Доступ журналистов к информации в законодательстве и практике СМИ

8.    Закон РФ «О средствах массовой информации»: концептуальная основа и роль в системе информационного права

9.    Законодательное регулирование рекламной деятельности

10.    Законодательство о праве на информацию в России и других странах

11.    Запрос редакции на информацию

12.    Коммерческая тайна и работа с нею в СМИ

13.    Конституционная база законодательства о массовой информации

14.    Конфиденциальная информация и ее использование в СМИ

15.    Обзор литературы по курсу

16.    Персональные данные и работа с ними в СМИ

17.    Порядок аккредитации редакции СМИ

18.    Права и обязанности журналиста

19.    Право и этика СМИ: сходство и различие

20.    Право на информацию: понятие и проблема

21.    Право на ответ и на опровержение в СМИ

22.    Правовая культура в комплексе профессиональной квалификации журналиста

23.    Правовая обязанность должностных лиц реагировать на выступления СМИ

24.    Правовое понятие и содержание информационной безопасности

25.    Правовое регулирование деятельности СМИ в Интернете

26.    Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации

27.    Правовой статус сетевых СМИ

28.    Предмет, объект и субъекты авторского права в СМИ

29.    Профессиональная культура журналиста в освещении правовой тематики

30.    Регулирование отношений СМИ с источниками информации и объектами освещения

31.    Регулирование отношений СМИ с обществом и государством

32.    Система информационного права в России: общая характеристика

33.    Типичные формы злоупотребления свободой массовой информации

34.    Типичные формы ущемления свободы массовой информации

Критерии оценки

По итогам семестра проводитсяэкзамен, охватывающий тематику всего курса. Форма экзамена – устная.

Показатели, характеризующие текущую учебную работу обучающихся:

1.    активность работы на занятиях;

2.    оценка выполнения контрольных заданий;

3.    оценка ответа на экзамене.

Критерии оценивания по дисциплине в баллах: активность на семинарских занятиях – 20 (4 балла за занятие), качество выполнения контрольных заданий – 30, результаты ответа на вопрос экзамена – 50 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100.

Оценка «отлично» (более 80 баллов) ставится, если обучающийся демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, знание рекомендованной литературы по курсу, умение выполнять задания, предусмотренные программой семинарских занятий, активность на семинарских занятиях. Оценка «хорошо» (60-80 баллов) ставится, если обучающийся в целом успешно справляется с программой по всем показателям. Оценка «удовлетворительно» (30-60 баллов) ставится, если у обучающегося низкие показатели и есть существенные пробелы в знании основного учебного материала. Оценка «неудовлетворительно» (менее 30 баллов) ставится, если у обучающегося низкие показатели и он допускает принципиальные ошибки или проявляет незнание основного учебного материала.

Время на подготовку устного ответа – 20 мин., общая продолжительность экзамена на курсе – 25 час.

Список обязательной литературы

1.    Бачило И. Л. Информационное право: учебник для магистров. 3-е изд,, пер. и доп. М., 2014.

2.    Корконосенко С. Г. Правовой статус средств массовой коммуникации: учеб.пособие. СПб., 2009.

3.    Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.

4.    Рихтер А. Г.Правовые основы журналистики: хрестоматия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011.

Список дополнительной литературы

1.    Арсеньев К. К. Законодательство о печати. СПб., 1903.

2.    Астахов П. А. Справочник журналиста и руководителя средства массовой информации (учредителя, издателя, главного редактора): все юридические аспекты деятельности. М., 2008.

3.    Бусленко Н. И. Правовые основы журналистики: словарь-справочник. 2-е изд., доп. и испр. Ростов н/Д., 2006.

4.    Дорский А. Ю. Правовое регулирование прикладных коммуникаций: учебник. СПб., 2017.

5.    Журналист в поисках информации: сб. матер.для работников СМИ и будущих журналистов / под ред. А. К. Симонова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2004.

6.    Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии (Сравнительный анализ). М., 1998.

7.    Лабуш Н. С., Пую А. С. Международное гуманитарное право: журналистика и права человека: учеб. пособие СПб., 2012.

8.    Минбалеев А. В. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб.пособие. М., 2012.

9.    Освещение частной жизни в СМИ / авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских. М., 2007 (Справочная серия.Юристу и руководителю СМИ).

10.    Панкеев И. А. Авторское право для журналистов: учеб.пособие. М., 2014.

11.    Политическая журналистика: учебник / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2015.

12.    Полудняков В. И. Суду нужна поддержка СМИ. СПб., 2002.

13.    Путеводитель по информационному праву: в 3 т. / под ред. Г.Ю. Араповой. Воронеж, 2009-2010 (справочник для журналистов и юристов).

14.    Рассолов И. М. Информационное право: учебник для магистров. 2-е изд,, испр. и доп. М., 2015.

15.    Рихтер А. Г.Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О Средствах массовой информации"». М., 2010.

16.    Рихтер А. Г. Правовые основы интернет-журналистики: учебник. М., 2014.

17.    Рихтер А. Г. Свобода массовой информации на постсоветском пространстве. М., 2007.

18.    СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / авт.-сост. В. Н. Монахов. М., 2003.

19.    Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации / сост. Ю. И. Вдовин. СПб., 2002.

20.    Третьякова О. В. Журналистика и правовая культура общества в контексте развития демократии. Архангельск, 2011.

21.    Третьякова О. В.Судебная журналистика: учеб.пособие. М., 2017.

22.    Тульсанова О. Л., Дорский А. Ю. Этическое и правовое регулирование деятельности средств массовой информации: учеб.пособие. СПб., 2011.

23.    Участие СМИ в избирательных кампаниях / авт.-сост. Г. Ю. Арапова, С. И. Кузеванова, М. А. Ледовских. М., 2007 (Справочная серия.Юристу и руководителю СМИ).

24.    Федотов М. А. Правовые основы журналистики: учебник. М., 2009.

25.    Шевченко А. В. Государственная служба и СМИ: правовое регулирование отношений: учеб.пособие. М., 2007.

26.    Richter, Andrei & Richter, Anya. Regulation of online content in the Russian Federation. Strasbourg, 2015.

Перечень иных информационных источников

Законодательство и практика масс-медиа: ежемесячный журнал: www.medialaw.ru

 просмотров: 1054 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru