Очная форма обучения. 2 курс
Основы творческой деятельности журналиста
12 февраля 2018
Преподаватель: Бережная М.А., Клюев В.В., Майдурова О.Ф., Орлова Т.Е.
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Информация в аудиовизуальных СМИ. Информационные жанры на радио и ТВ и их современные трансформации. Литература о новостной телерадиожурналистике.

Лекция 2. Новости на радио и ТВ. Верстка теле-, радионовостей: понятие, виды. Приемы актуализации информации. Выбор, оценка, значение новости на Р и ТВ. Дисфункциональные явления в информационном вещании.

Лекция 3. Информационная повестка дня и картина мира в аудиовизуальных СМИ. Информационные программы в общественно-политическом телерадиовещании: общий обзор, характеристика. Виды информационных программ и новостей. Профессиональные требования к корреспонденту.

Лекция 4. Элементы информационного сюжета: видеоряд, закадровый текст, лайф, стенд-ап, синхрон. Значение и соотношение элементов сюжета.

Лекция 5. Понятие, виды, задачи интервью в информационной теле-, радиожурналистике. Этапы работы журналиста в информационном интервью.

Лекция 6. Драматургия аудиовизуального произведения.

Лекция 7. Метод инфотейнмента в создании теле- и радиопрограмм. Интерактивность в теле- и радиовещании.

План практических занятий

Занятие 1. Введение в план практических занятий. Новость, выбор новости, оценка новости. Тренинг: написание информационного сообщения для телевизионной и / или радиопрограммы. Написание закадрового текста под видеоряд.

Занятие 2. Редактирование и верстка информационных текстов для радио и / или телевидения. Подготовка учебной информационной (общественно-политической и / или тематической) программы. Проблемы и трудности, рекомендации. Алгоритм подготовки информационных текстов.

Занятие 3. Репетиция и запись готовых отредактированных текстов учебной информационной программы. Прослушивание (просмотр) и обсуждение звукового (видео) материала. Анализ результатов.

Занятие 4. Редактирование газетного текста. Тренинг: презентация газетной информации у микрофона (и / или перед видеокамерой). Подготовка и репетиция учебной телевизионной и / или радиопередачи «Обзор газет». Проблемы и трудности, рекомендации. Алгоритм подготовки. Запись. Подготовка монтажных листов. Анализ результатов.

Занятие 5. Виды интервью. Проблемы и трудности подготовки теле-, радиоинтервью и рекомендации. Алгоритм подготовки. Запись интервью. Прослушивание (просмотр) и обсуждение звукового (видео) материала.

Занятие 6. Тренинг: Пресс-конференция. Интервью с участниками пресс-конференции. Написание информационного радиоматериала по материалам пресс-конференции.

Занятие 7. Планирование и подготовка телевизионного и / или радио экспресс−интервью. Запись телевизионного и / или радио экспресс-интервью. Подготовка монтажных листов. Анализ результатов.

Занятие 8. Подготовка к работе с телесуфлером, написание текстов для чтения по телесуфлеру. Работа с телесуфлером в студии: репетиция. Тренинг: запись учебной программы с применением телесуфлера. Подготовка монтажных листов. Анализ результатов.

Занятие 9. Stand-up на телевидении: подготовка текстов для записи. Проблемы и трудности записи в форме stand-up. Основные рекомендации. Работа в журналистском поле. Репетиции и запись. Подготовка монтажных листов. Анализ результатов.

Занятие 10. Работа в «журналистском поле» под руководством преподавателя и самостоятельно. Индивидуальные задания и работа студентов в мини-редакциях (журналист, оператор, редактор).

Занятие 11. Работа в «журналистском поле» под руководством преподавателя и самостоятельно. Индивидуальные задания и работа студентов в мини-редакциях (журналист, оператор, редактор).

Занятие 12. Работа в «журналистском поле» под руководством преподавателя и самостоятельно. Индивидуальные задания и работа студентов в мини-редакциях (журналист, оператор, редактор).

Творческие задания обучающиеся готовят на базе УТРК «Первая линия» (при наличии возможности) или на технической базе ВШЖиМК.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен

Вопросы к экзамену

1. Литература об информационной радиожурналистике.

2. Литература о новостной тележурналистике.

3. Процессы технологической конвергенции в аудиовизуальных СМИ.

4. Процессы организационно-творческой конвергенции в аудиовизуальных СМИ.

5. Приемы актуализации информации в телевизионной и радиожурналистике.

6. Понятие и разновидности верстки информационной программы.

7. Элементы верстки информационных программ.

8. Нормы этического поведения телевизионного и радиожурналиста в новостных программах

9. Достижения и проблемы интерактивного радиовещания.

10. Интерактивность в теле- и радиожурналистике.

11. Информационное интервью на радио: задачи, виды, форматы.

12. Информационное интервью на ТВ: задачи, виды, форматы.

13. Информационные радиопрограммы: виды, форматы, жанровое наполнение.

14. Информационные программы ТВ: виды, форматы, жанровое наполнение.

15. Метод инфотейнмента в создании теле- и радиопрограмм.

16. Понятие и характеристика форматов современных радиостанций.

17. Диалог в информационных программах на радио и ТВ.

18. Понятие и виды радиокорреспонденции.

19. Понятие и виды теле- и радиоотчета.

20. Драматургия информационного сюжета на ТВ.

21. Событийный репортаж на радио.

22. Событийный репортаж на ТВ.

23. Обзор газет на радио: виды, форматы, стилистика.

24. Обзор газет на ТВ: виды, форматы, стилистика.

25. Факторы функционирования аудиовизуальных СМИ.

26. Корреспондент в новостной программе: функции, профессиональные требования.

27. Ведущий в информационной программе: функции, профессиональные требования.

28. Редактор в информационной программе: функции, профессиональные требования.

Третий вопрос в каждом билете

Процесс подготовки теле-, радиопрограммы на примере учебной передачи или иной программы (сюжетов) по дисциплине «Выпуск учебной теле-, радиопередачи».

Требования к экзамену

Практические занятия ведут преподаватели кафедры телерадиожурналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ.

План практических занятий может корректироваться преподавателем в группе в зависимости от расписания занятий, а также от уровня подготовленности студентов к выполнению творческой работы в рамках дисциплины. Текущий контроль осуществляется после практического занятия 5, к которому должны быть выполнены все задания предыдущих занятий.

Монтаж учебных программ студенты выполняют преимущественно самостоятельно в учебные часы дисциплины и / или вне учебного времени по письменным заявкам, с учетом графика работы ТРК «Первая линия» и расписания в 404 ауд. (основы монтажа освоены студентами в процессе учебной дисциплины «Техника и технология СМИ»).

Студент приходит на экзамен с распечаткой текстов (сценариев) программ (сюжетов), подготовленных в рамках дисциплин ОТДЖ и Выпуск учебной телерадиопередачи, а также с аудио-видеоматериалами, подготовленными в течение семестра. Описание процесса подготовки данных материалов и аналитическая оценка результата самим студентом является содержанием третьего вопроса в экзаменационном билете. При отсутствии указанных творческих материалов за третий вопрос в билете выставляется оценка неудовлетворительно.

Критерии оценки на экзамене

Отлично – студент глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 2 несущественных недочетов; практические работы выполнены на высоком уровне.

Хорошо – студент недостаточно глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, но может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 3 несущественных недочетов; практические работы выполнены на достаточном уровне.

Удовлетворительно – студент слабо и поверхностно знает теоретический материал учебной дисциплины, не может подкрепить его сильными и правильными аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 4 и более грубых недочетов; практические работы выполнены слабо, качество и количество работ не соответствует предъявляемым требованиям.

Неудовлетворительно – студент не ориентируется в теоретическом материале учебной дисциплины, не может подкрепить его правильными аргументами, верными примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 5 и более грубых недочетов; практические работы не выполнены.

В экзаменационную ведомость оценка неудовлетворительно выставляется также в том случае, если студент пользуется на экзамене записями и материалами, средствами коммуникации и связи.

Спиcок обязательной литературы

1.    Волынец М. М. Профессия: оператор. М., 2011.

2.    Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики. Сборник статей. Вып. 4 / под ред. С. Н. Ильченко. СПб., 2014. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1418202901_5192.pdf

3.    Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. М., 2012.

4.    Ковалев-Случевский К. П. Тележурналистика XXI века. М., 2012.

5.    Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012.

6.    МакКуэйл Дэнис Журналистика и общество / Пер. с англ. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2013.

7.    Медынский С. Е. Оператор. Пространство. Кадр. М., 2011.

8.    Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии: Учеб. пособие. СПб., 2015. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1443169013_7294.pdf

9.    Рихтер С. Г. Цифровое радиовещание. М., 2012.

10.    Роднянский А. Е. Выходит продюсер. М., 2013.

11.    Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. А. Бережной. М., 2015.

12.    Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения / под общ. ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Ю. В. Клюева. СПб., 2013. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1418205079_9311.pdf

13.    Яременко Н. Н. Как стать радиожурналистом. М., 2011.

Список дополнительной литература

1.    Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Санкт-Петербурга). СПб., 2003.

2.    Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009.

3.    Васильева Т. В., Ковтун В. Г., Осинский В. Г. Позывные мужества. Опыт Ленинградского блокадного радио. СПб., 2009.

4.    Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

5.    Васильева Т. В., Осинский В. Г., Рукавишников Л. А. Теле- и радиоинформация. Л., 1987.

6.    Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Сборник статей. Вып. 2 / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. СПб., 2004.

7.    Дмитриев В. Б. К истории советского радиовещания. Л., 1972.

8.    Егоров В. В. Основы государственной политики в области электронных СМИ. М., 2001.

9.    Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М., 1997.

10.    Зарва М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 1977.

11.    Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.

12.    Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

13.    Каминский А. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М., 2007.

14.    Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга (1980-2000 годы). СПб., 2006.

15.    Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. 1: Радиожурналист и политика. Кн. 2: Основы мастерства: опыт, практические советы / Под ред. Г. А. Шевелева. М., 2007.

16.    Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, 2001. URL: evartist.narod.ru/text1/09.htm

17.    Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.

18.    Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб., 2004.

19.    Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

20.    Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.

21.    Палладин П. А., Зегер М. Г., Вьюник А. А. Ленинградское радио: от блокады до «оттепели». М., 1991.

22.    Петров Г. Н. Телевизионная драматургия. СПб., 1999.

23.    Познин В. Ф. От пиктограммы до интернета. СПб., 2008.

24.    Пронин А. А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.

25.    Радиожурналистика / под ред. проф. А. А. Шереля. М.: МГУ, 2000. URL: evartist.narod.ru/text5/44.htm

26.    Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. / Под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. М., 2007.

27.    Рохлин A. M. Так рождалось дальновидение. Части I и 2. М., 2000.

28.    Светана С. В. Телевизионная речь. Функции и структура / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1976.

29.    Саппак В. С. Телевидение и мы. М., 2008.

30.    Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002. URL: evartist.narod.ru/text9/40.htm

31.    ТВ - времена перемен? / Сост. С. А. Муратов, М. Б. Топаз. М., 2010.

32.    Телевизионная журналистика / редколлегия Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М.: МГУ, 2002. URL: evartist.narod.ru/text6/23.htm

33.    Служба общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работы / Под ред. И. Банержи, К. Сеневиратне (русское издание). ЮНЕСКО, 2006.

34.    Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.

35.    Фортунатов А. Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход. Курс лекций. Нижний Новгород, 2007.

36.    Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. М., 2010.

37.    Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М., 2002.

38.    Шеин В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика. Минск, 2010.

39.    Шеремет Павел. TV. Между иллюзией и правдой жизни. М., 2009.

 просмотров: 591 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru