Очная форма обучения. 2 курс
Основы визуальной журналистики
13 марта 2018
Преподаватель: Беленький Александр Иосифович
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

1 лекция. Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе. Газетная (журнальная) полоса как целостный информационный пакет. Функции изображения – информативная, иллюстративная и оформительская. Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе как разновидность журналистского текста. Возможности изображения в передаче информации. Виды изобразительных форм в печатных СМИ: фотографии, рисованная иллюстрация, информационная графика.

2 лекция. Возникновение фотографии, ее эволюция и трансформация творческих возможностей фотоизображения. Изобретение фотографии, творческие возможности, реализуемые посредством фотографии. Эволюция технических процессов (краткий обзор) и трансформация возможностей фотоизображения по адекватному отображению действительности.

3 лекция. Изобразительный язык фотоизображения и возможности визуального повествования. Основные формы взаимодействия слова и изображения на журнальной (газетной) полосе и в Интернете. Иллюстрация и самостоятельная фотопубликация: место и значение текста. Повествовательные возможности изображения. Виды изобразительной речи: объектная речь, изобразительная риторика, художественная речь как диалектическое единство преднамеренного и непреднамеренного. Поэтическая функция изображения.

4 лекция. «Природные склонности фотографии». Ее «тяготение к неинсценированной действительности». Документальная природа фотографии и ее сродство характеру информационного контента журналистики. Документ и образ. Адекватность изображения изображаемому. Объективность и субъективность изображения. Отбор и анализ, как метод работы фотографа. Изобразительно-выразительные средства фотографии. Жанровая палитра фотожурналистики. Серийные жанры изобразительной журналистики: фоторепортаж, фотосерия, (фототема), фотоочерк – общее и специфическое. Критерии выделения этих жанровых конструкций. Монтаж как метод организации изобразительного материала и как важнейшая составляющая повествования. Способы (методы) создания многокадрового повествования.

Лекционные занятия ведет: Беленький Александр Иосифович старший преподаватель.

План практических занятий

1 занятие. Работа фотожурналиста в СМИ, различные задачи. Фотограф и фотожурналист. Одиночные снимки и серии. Факты и интерпретация. Объективное и субъективное. Д.З. №1: Подборка собственных репортажных фотографий (10-25 кадров)

2 занятие. Принципы работы фотокамеры, выдержка и диафрагма. Основные выразительные средства фотографии и способы их технического воплощения. Д.З. №2: Съёмка с использованием разных приёмов: открытая/закрытая диафрагма, короткая/длинная выдержка, высокое/низкое значение ISO (6-10 кадров).

3 занятие. Оптика и объективы. Формирование фотоизображения. Основы оптического построения изображения. Технические аспекты формирования изображения. Объективы и фокусное расстояние. Светосила, дисторсия, аберрация, глубина резкости. Д.З. №3: Съёмка на тему «Натюрморт», эксперименты с композицией и светом.

4 занятие. Основы фотосъемки портрета. Психология и оптика при портретной съемке. Свет и аксессуары. Съёмка на улице и в помещении, групповой портрет. Д.З. № 4: Съёмка: портрета (несколько кадров с одним героем или несколько кадров с разными персонажами).

5 занятие. Основы фотосъемки репортажа. Техника, психология, этика и композиция. Д.З. № 4: Съёмка репортажа (сюжет - на выбор студента).

6 занятие. Работа редакционного фотографа. Съемка для изданий. Съемка по заданию и самостоятельно, сотрудничество с редакциями. Основы бильдредактирования. Сотрудничество с изданиями, договоры, юридические аспекты фотожурналистики. Работа редакционного фотографа. Съемка для изданий. Съемка по заданию и самостоятельный поиск тем, сотрудничество с редакциями.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

7 занятие. Студия и студийный свет. Основы работы в студии. Экспонометрия в студии.

8 занятие. Основы съемки портрета в студии. Постановка света.

9 занятие. Основы обработки фотоснимков в программах, создание архива.

Практические занятия ведет: Беленький Александр Иосифович старший. преподаватель.

Примерный список вопросов к экзамену

1.    Изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе. Многообразие форм их использования.

2.    Слово и изображение в журналистике. Их взаимодействие и способы использования.

3.    Повествовательные возможности фотоизображения. Фотография как разновидность журналистского текста.

4.    Изобразительно-выразительные средства фотографии. Язык фотографии.

5.    «Природные склонности» фотографии (по З. Кракауэру).

6.    «Решающее мгновение» в фотографии. Анри Картье-Брессон и его влияние на фотографию ХХ века.

7.    Функции фотографии в прессе. Формы использования снимков в газете.

8.    Особенности оформления современной журнальной периодики.

9.    Мастера русской, советской и российской фотографии.

10.    Мастера зарубежной фотографии.

11.    Информационная графика и ее роль в процессе оптимизации передачи журналистского сообщения.

12.    Рисунок и графика в оформлении газетного (журнального) номера. Их функции и возможности. Способы использования.

13.    Основные принципы и приемы подачи фотографических материалов в газете (журнале).

14.    Эволюция технических возможностей фотографии и изменение ее изобразительного языка.

15.    Жанры фотожурналистики, принципы выделения жанровых конструкций.

16.    Сюжетно-серийный способ отображения действительности. Серийные жанры изобразительной журналистики: фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк.

17.    Монтаж как способ мышления, монтаж как прием. Виды монтажа.

18.    Основы композиционного построения кадра.

19.    Понятие о глубине резко изображаемого пространства (глубина резкости или ГРИП).

20.    Взаимосвязь значения диафрагмы и глубины резкости. «Нерезкость» изображения как творческий прием и одно из изобразительных средств.

21.    Фотографический объектив и его технические характеристики: фокусное расстояние, светосила, разрешающая способность.

22.    Фокусное расстояние и угол охвата изображаемого пространства.

23.    Объективы с нормальным фокусным расстоянием, широкоугольные объективы и длиннофокусные объективы. Особенности их изобразительных возможностей и случаи использования.

24.    Понятие об экспозиции. Способы определения экспозиции.

25.    Соотношение выдержки и диафрагмы. Скорость снимаемого (движущегося) объекта и значение выдержки. Причины возникновения «смазки» при съемке и использование этого приема в художественных целях.

26.    Основы бильдредактирования, сотрудничество с редакциями, договоры с фотожурналистами. Роль и функции бильдредактора.

27.    Работа редакционного фотографа. Съемка для изданий.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – письменная.

На подготовку ответа студенту дается 20-30 минут. Объем письменного ответа – не менее полутора листов формата А4 в случае рукописного варианта или не менее 1800-2000 знаков машинописного текста (14 кегль, интервал 1,5).

Оценка «Отлично» ставится, если студент уверенно отвечает на все вопросы билета. Оценка «Хорошо» ставится, если студент не очень уверенно отвечает на вопросы билета, но в целом демонстрирует достаточный уровень знания предмета. Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент может ответить только на один из вопросов билета. Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не может внятно ответить на оба вопроса билета.

Основная литература

1.    Беленький А. Фотография – школа мастерства. СПб ., 2006.

2.    Беленький А. Цифровая фотография. Школа мастерства. СПб.,2011.

3.    Беленький А.И. Фотожурналистика в современных СМИ. Метод. Пособие СПбГУ ВШЖМК 2016. 88 с.

4.    Вторая реальность: Сб. ст. по проблемам фотографии и фотожурналистики / . СПб.,1999.

5.    Вторая реальность: Сб. ст. по проблемам фотографии и фотожурналистики / Выпуск 2 . СПб., 2008.

6.    Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. М., 1974.

7.    Лапин А. Фотография как. М., 2003.

8.    Морозов С. А. Творческая фотография. М., 1985.

9.    Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991.

10.    Руйе А. Фотография: Между документом и современным искусством. СПб., 2014.

11.    Camera lucida. Комментарий к фотографии. Р. Барт, М., 2011

Дополнительная литература

1.    Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

2.    Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: Лекции. М., 1981.

3.    Арнхейм Р. Очерки по психологии искусства М., 1994.

4.    Волков-Ланнит Л. Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М., 1968.

5.    Волков-Ланнит Л. Ф. История пишется объективом. М., 1971.

6.    Грегори Р. Л. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия. М., 1970.

7.    Дробашенко С. Феномен достоверности. М., 1972.

8.    Копосов Г., Шерстенников Л. В фокусе – фоторепортер. М., 1967.

9.    Кулешов Л. Основы кинорежиссуры. М., 1995.

10.    Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

11.    1986.

12.    Урсул А. Д. Отражение и информация. М., 1973.

13.    Савчук В. Философия фотографии. СПб., 2005.

14.    Шаповал Ю. Г. Изобразительная журналистика. Львов, 1988. – 170 с.

15.    Беленький А. И. Практическая фотография. Уч., пособ. ВШЖМК 2013

16.    Пожарская С. Г. Фотомастер. М., 2001 – 335 с.

Перечень иных информационных источников

1.    Грация Нери, статья «Фотожурналистика сегодня» URL: www.photographer.ru/cult/practice/400.htm

2.    Алан Коулман Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня. Вопросы и ответы www.photographer.ru/cult/theory/383.htm

3.    Тексты по теории фотографии, колумнисты.URL:http://www.photographer.ru/columnists/

 просмотров: 418 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru