Очная форма обучения. 1 курс
Современный русский язык
12 февраля 2018
Преподаватель: Малышев Александр Александрович, канд. филол. наук
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

1 неделя. Введение в грамматику. Морфология и ее техники. Грамматическая семантика. Части речи (знаменательные и служебные слова). Особое положение местоимения среди частей речи. Противоположение имени и глагола как основа изучения морфологии.

2 неделя. Именные формы речи: существительное, прилагательное, числительное (разряды, формы, склонение, синтаксические функции и значения форм).

3 неделя. Глагол, его формы и категории (вид, время, переходность, наклонение, лицо, спряжение, залог). Семантико-грамматические разновидности глаголов. Синтаксические функции глаголов в предложении; взаимозаменяемость глагольных форм лица, времени, вида, наклонения.

4 неделя. Причастие как именная форма глагола, его синтаксические функции, отношение к имени прилагательному. Деепричастие, его синтаксические функции, отношение к наречию. Принципы русской пунктуации (грамматический, смысловой, интонационный). Пунктуация при деепричастных и причастных оборотах.

5 неделя. Наречие, их виды по словообразовательной структуре. Типы наречий по значению, синтаксические функции наречия. Предикативные наречия. Положение категории состояния как части речи; грамматическая и синтаксическая специфика этого класса слов. Переход одной части речи в другую.

6 неделя. Служебные слова. Предлоги, их виды (первообразные, отыменные, отглагольные предлоги), синтаксические функции предлогов. Союзы, их виды (конкретизаторы, корреляты; простые и составные союзы, двухместные союзы). Союзные слова. Частицы, их виды (первообразные и непервообразные, формообразующие, отрицательные и вопросительные, модальные частицы); функции частиц. Междометия как особый класс слов: первообразные и непервообразные междометия; функции междометий.

7 неделя. Словоформа как лексическое целое в единстве с грамматическими значениями. Словосочетание как строевая номинативная единица предложения. Виды синтаксической связи в словосочетании; типы словосочетаний по структуре, по главному слову, по семантическим отношениям между словами. Актуальные процессы в структуре словосочетания (опрощение, переразложение, аналогия; явление синтаксического аналитизма).

8 неделя. Понятие предложения как коммуникативной единицы языка. Предикативность как соотнесение содержания предложения с действительностью. Предикативный минимум предложения и структурная схема предложения. Лексико-синтаксические категории времени, модальности и лица. Модальные средства и значения; вводно-модальные слова.

9 неделя. Высказывание как единица речи. Предикативная рамка высказывания и понятие пресуппозиции. Морфолого-синтаксические формы типов предложений по цели высказывания, их модальные значения. Перформативные предложения. Три аспекта изучения предложения.

План практических занятий

Занятие 1. Пунктуация в простом предложении. Проверочная работа на пунктуационную грамотность.

Занятие 2. Результаты проверочной работы. Части речи. Знаменательные и служебные слова; их различия при совпадении форм. Особое положение местоимения среди частей речи, виды местоимений.

Занятие 3. Имя существительное: грамматический разбор; разряды имен существительных, их использование в текстах разной стилевой принадлежности. Семантика падежных форм существительных на примере конкретных текстов.

Занятие 4. Имя прилагательное: грамматический разбор: разряды, полная и краткая формы, степени сравнения; склонение прилагательных.

Занятие 5. Имя числительное: разряды, особенности склонения. Трудности в употреблении разных числительных.

Занятие 5. Глагол, его формы и категории. Семантико-грамматические разновидности глаголов (акциональные, статические, модусные, перформативные; недостаточные, избыточные; правильные, неправильные). Синтаксические функции глаголов в предложении.

Занятие 6. Глагол (продолжение темы). Взаимозаменяемость глагольных форм лица, времени, вида, наклонения.

Занятие 7. Причастие и деепричастие: грамматический разбор; связь с прилагательным и наречием. Принципы русской пунктуации (грамматический, смысловой, интонационный). Пунктуация при деепричастных и причастных оборотах.

Занятие 8. Наречие, их виды по словообразовательной структуре. Типы наречий по значению, синтаксические функции наречия. Правописание наречий. Категория состояния, грамматическая и синтаксическая специфика этого класса слов.

Занятие 9. Служебные слова. Предлоги, их виды (первообразные, отыменные, отглагольные предлоги), синтаксические функции предлогов. Союзы, их виды (конкретизаторы, корреляты; простые и составные союзы, двухместные союзы). Союзные слова. Правописание составных предлогов

Занятие 10. Частицы, их виды (первообразные и непервообразные, формообразующие, отрицательные и вопросительные, модальные частицы); функции частиц. Междометия как особый класс слов: первообразные и непервообразные междометия; функции междометий.

Занятие 11. Переход одной части речи в другую (прилагательных и причастий в существительные; причастий в прилагательные; кратких прилагательных и деепричастий в наречие; разных частей речи в категорию состояния; существительных с предлогом в составные предлоги). Изменения в семантике.

Занятие 12. Предмет синтаксиса и его единицы (номинативные, коммуникативные). Словоформа и словосочетание как строевые единицы предложения. Виды синтаксической связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Типы словосочетаний: по структуре, по главному слову, по семантическим отношениям между словами. Актуальные процессы в структуре словосочетания (опрощение, переразложение, аналогия; явление синтаксического аналитизма).

Занятие 13. Предложение. Опыт построения предложений по структурным схемам. Значение предикативности (реальность, ирреальность, оценочность). Разбор предложений с установлением средств выражения модальности, времени и лица. Субъективно-модальные значения и средства их выражения.

Занятие 14. Отличие высказывания от предложения. Разбор видов предложений по цели высказывания. Разновидности вопросительных и побудительных предложений.

Занятие 15. Перформативные предложения.

Практические занятия ведут:

Редькина Тамара Юрьевна – канд. филол. наук, доцент; Четырина Анна Михайловна – канд. филол. наук, старший преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Языковая компетентность обучающихся контролируется на протяжении всего семестра по результатам всех видов занятий. Она должна соответствовать уровню общей грамотности и специальных знаний, с которыми возможно дальнейшее успешное образование на факультете. Для проверки знаний и навыков по методическим материалам предусмотрены контрольно-проверочные работы, проверочная работа по пунктуации.

Форма проведения экзамена за годовой курс обучения – устно-письменная. Обучающийся получает билет с одним теоретическим вопросом (по материалам 1-го и 2-го семестра) и практическое задание.

На подготовку ответа дается 30 минут.

Вопросы к экзамену

1. Язык как многоуровневая система. Язык и речь.

2. Понятие о современном русском литературном языке (термины «русский», «литературный», «современный»).

3. Языковая норма, ее признаки. Причины изменения норм.

4. Слово как основная номинативная единица языка. Типы лексических значений. Виды переносных значений слов.

5. Компонентная структура лексического значения. Сема. Коннотации.

6. Полисемия и омонимия, их разграничение. Виды омонимов. Паронимы.

7. Синонимы и антонимы, их типы. Родовидовые отношения между словами (гипонимы и гиперонимы).

8. Узуальные и не узуальные словосочетания. Типы фразеологизмов (сращения, единства, сочетания, выражения). Трансформация фразеологизмов в медиаречи.

9. Исторические изменения лексики. Типы заимствованных слов.

10. Лексика активного и пассивного словарного запаса (историзмы, архаизмы; неологизмы, окказионализмы).

11. Социальная дифференциация лексики. Специальная лексика. Слова ограниченного использования в медиаречи.

12. Нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Стилистические возможности нейтральной лексики. Эвфемизмы.

13. Лексикография. Типы словарей (характеристика словарной статьи). Система стилистических помет в словаре.

14. Морфемика. Классификация морфем, их экспрессивно-стилистические функции.

15. Словообразование. Способы русского словообразования (морфологический, морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический). Продуктивные модели современного словообразования.

16. Правила и принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, исторический, дифференцирующий).

17. Морфология как грамматика слова. Грамматическая техника и грамматическая семантика. Служебные и знаменательные слова.

18. Имя существительное (его разряды; категории рода, числа, падежа). Грамматическая семантика падежей имени существительного.

19. Имя прилагательное (его разряды; склонение; полная и краткая форма, степени сравнения).

20. Грамматическая категория числа. Имя числительное (его разряды; склонение составных числительных).

21. Особое положение местоимения в ряду частей речи. Разряды и речевые типы местоимений. Прономинализация.

22. Наречие; его виды по словообразовательной структуре. Типы наречий по значению, синтаксические функции наречия.

23. Категория состояния, грамматическая и синтаксическая специфика этого класса слов. Переход одних частей речи в другие.

24. Глагол и его категории. Морфология вида, времени, наклонения. Залог глагола, его синтаксическое значение.

25. Взаимозаменяемость глагольных форм лица, вида, времени, наклонения. Их коммуникативно-стилистические возможности.

26. Причастие как именная форма глагола; его синтаксические категории, функции. Отношение причастия к имени прилагательному.

27. Деепричастие: его синтаксические категории, функции. Отношение деепричастия к наречию.

28. Служебные слова (общая характеристика). Междометия как особая группа слов, их функции в предложении.

29. Предлоги, их виды (первообразные, отыменные, отглагольные предлоги). Синтаксические функции предлогов.

30. Союзы, их виды (конкретизаторы, корреляты; простые и составные союзы, двухместные союзы). Союзные слова. Синтаксические функции союзов и союзных слов.

31. Частицы, их виды (первообразные и непервообразные, формообразующие, отрицательные и вопросительные, модальные частицы). Функции частиц.

32. Понятие словоформы и словосочетания как строевых номинативных единиц предложения. Грамматическое значение словоформы.

33. Словосочетание и его разряды по структуре, по главному слову, по характеру отношений между словами. Типы связи в словосочетаниях

34. Активные процессы в области синтаксиса словосочетаний: опрощение, переразложение, аналогия; явление синтаксического аналитизма.

35. Понятие предложения как коммуникативной единицы языка. Категория предикативности как совокупность значений времени, модальности и лица.

36. Предикативный и номинативный минимум предложения. Понятие структурной схемы предложения.

37. Лексико-синтаксические средства выражения модальности. Вводные и вводно-модальные слова.

38. Высказывание как единица речи. Модальная рамка высказывания, понятие пресуппозиции.

39. Типы предложений по цели высказывания, их морфолого-синтаксические формы и разновидности. Перформативные предложения.

40. Принципы русской пунктуации (грамматический, смысловой, интонационный). Пунктуация при деепричастных и причастных оборотах.

Критерии оценки (экзамен)

Общая оценка складывается по результатам ответов (теоретический вопрос и практическое задание). При оценке ответа на теоретический вопрос учитывается, во-первых, умение обучающегося мыслить с использованием категорий знания, входящих в его лексико-грамматическую компетенцию, и во-вторых, умение связать теоретический вопрос с полученным практическим заданием. При оценке практического задания учитывается отсутствие/наличие ошибок, правильность грамматических и семантических характеристик языковых/речевых явлений в текстах задания.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся не продемонстрировал знание теории и умение справиться с практическим заданием.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся не продемонстрировал хорошее знание теории, но сумел справиться с практическим заданием.

Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся продемонстрировал удовлетворительное знание теории, сумел справиться с практическим заданием, но не ответил на все вопросы преподавателя по ходу разбора текста.

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся продемонстрировал хорошее знание теории, сумел справиться с практическим заданием и ответил на все вопросы преподавателя по ходу разбора текста.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Смотреть может всякий, у кого есть глаза. Видеть — только тот, у кого, кроме глаз, имеются голова и сердце, кто неутомим в своем стремлении познать окружающий мир... Можно смотреть на знаменитое полотно Левитана «Весна. Большая вода» и не видеть*, как робко тянут вверх свои ветви тонкоствольные молодые березки. Можно изо дня в день ходить по улице и ничего не знать о ней, даже не з а п о м н и т ь окраску домов.

– Лексико-семантическая характеристика слов, выделенных курсивом:

характеристика слов (с точки зрения типов лексического значения и системных отношений в лексике; с точки зрения активного и пассивного запаса лексики, ее социальной и стилистической дифференциации);

– Морфемный и словообразовательный анализ слова:

словообразовательный разбор единицы, отмеченной полужирным шрифтом;

морфемный разбор слова, выделенного р а з р я д к о й.

– Морфологическая характеристика подчеркнутых слов:

грамматический разбор слова по категориям части речи.

– Характеристика предикативной части предложения, отмеченного звездочкой*:

найти основу предложения и определить ее предикативное значение (реал., ирреал., оценочн.);

определить значение модальности (утвердительное, отрицательное, долженствовательное, кажимость, уверенность и др.) и средство ее выражения;

определить тип предложения по цели высказывания и его формально-синтаксические приметы.

Список обязательной литературы

1. Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Часть 1. М. (любое изд.)

2. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1996.

3. Современный русский язык: Учебник для вузов / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2014.

4. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже ХХ – ХХI веков. М., 2008.

5. Современный русский язык. Сборник упражнений. СПб., 2014.

6. Современный русский язык. Языковые техники создания медиатекстов. Практикум. М., 2016.

Список дополнительной литературы

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

2. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. и др. Современный русский язык. М., 1966 и сл. (любое изд.)

3. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах // Исследования по русской грамматике. – М., 1975.

4. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Часть 1. М. 1967 и др. изд.

5. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971.

6. Золотова Г. А. и др. «Коммуникативная грамматика русского языка» М. 2004 и др. изд.

7. Краснова Т. И. Основы русской грамматики. Слово и предложение. СПб., 2007.

8. Краснова Т. И. Субъективность ― модальность. Материалы активной грамматики. СПб., 2002. URL: www.jf.spbu.ru/medialingvistika/2812/2948/-gr2.html

9. Остин Дж. Слово как действие // Новое в заруб. лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М., 1986.

10. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1974 и сл. изд.

11. Русская грамматика. Т.1. М., 1980.

12. Современный русский язык: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. М., 2002.

13. Химик В. В. Категория субъективности и ее выражение в языке. Л., 1990.

    

Перечень иных информационных источников

Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 884 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru