Очная форма обучения. 1 курс
Основы теории журналистики
13 марта 2018
Преподаватель: Хубецова Залина Федоровна,кандидат политических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

13 февраля.Знакомство со структурой и литературой по курсу. Распределение заданий к семинарским занятиям.

20 февраля.Задачи и терминологический аппарат курса. Предмет и место курса в программе профессионального образования. Понятия «журналистика», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации», «пресса», «публицистика», «массмедиа» и др.

27февраля.Возникновение и ранние этапы развития журналистики. Предпосылки возникновения журналистики в мировой и отечественной истории. Историческое время зарождения периодической печати. Первоначальные формы прессы и становление системы печати. Идейная и политическая борьба вокруг ранней журналистики.

6 марта.Идейно-теоретические концепции журналистики. Пресса как объект теоретических поисков и дискуссий. Фундаментальные концепции журналистики и журналистской деятельности. Современное состояние теории журналистики, ее состав и направления развития.

13 марта. Модели журналистики и журналистской деятельности. Феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая модели. Формирование моделей журналистики в современной России. Национально-культурное своеобразие российских СМИ.

20 марта.Типология СМИ как способ классификации периодических изданий и программ вещания. Факторы развития типологии СМИ. Критерии типологизации: по учредителю, региону, специализации (тематике и аудитории), издательским характеристикам. Качественная и массовая пресса. Особенности различных информационных каналов и их взаимодействие.

27 марта. Система СМИ.Тенденции и перспективы развития системы СМИ. Интернет как фактор трансформации системы СМИ.

3 апреля. Социально-правовой статус журналиста. Профессиональный успех и карьера в журналистике.Социальный статус журналиста. Правовое определение статуса журналиста. Социальные гарантии журналистской деятельности. Карьера в журналистике. Объединения журналистов. Профессионально-квалификационные характеристики журналиста.

10 апреля. Социальные роли журналистики. Социально-ролевая концепция прессы как отражение многомерной природы журналистики. Соотношение сфер жизни общества и социальных ролей прессы (производственно-экономической, регулирующей, информационно-коммуникативной, духовно-идеологической). Иерархия ролей, их взаимодействие и соблюдение социально-ролевого баланса в практике журналистики.

17 апреля. Социальные функции журналистики. Различие теоретических взглядов на функциональную природу журналистики. Необходимость системного основания для выявления функций. Субъектный подход к определению функций прессы. Многообразие социальных потребностей и ожиданий от прессы. Функции журналистики на уровне социальной системы, социальных институтов и организаций, личности читателя (зрителя, слушателя) и журналиста.

План семинарских занятий

1 занятие.Эффективность журналистской деятельности. Редакционный контроль результативности журналистской деятельности.

Форма работы: презентация подготовленных студентами работ, содержащих оценку эффективности конкретных журналистских выступлений.

В начале занятия проводится письменный опрос по теме семинара.

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1.    Понятие эффективности. Эффективность в журналистике.

2.    Методы оценки эффективности в журналистике.

3.    Контроль эффективности журналистских выступлений.

Литература:

Эффективность журналистской практики // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику : учеб. пособие. М., 2011. С. 197-214.

Далее студенты представляют итоги самостоятельно выполненных работ (мультимедийные презентации приветствуются).

Цель задания: изучить реальную практику редакционного контроля результативности журналистских выступлений.

Студенты должны найти публикации (каждый по одной - две), в которых журналисты оценивают эффективность (или признают полную неэффективность) своих выступлений. Можно анализировать не только печатные СМИ, но и телевизионный или радиоконтент, сетевые издания.

Анализируемые примеры должны быть опубликованы в СМИ не ранее текущего семестра (январь – май 2018 г.).

Заимствование примеров из Интернета недопустимо!

Алгоритм анализа: выявить, когда и какую проблему подняли журналисты, к кому апеллировали авторы публикации, как проблема была решена (полностью, частично или не решена), с каким намерением и через какое время редакция повторно вернулась к освещаемой проблеме. Количество слайдов ММ-презентации не лимитировано.

2 занятие.Свобода печати и журналистской деятельности. Гласность и ее проявления в журналистике.

Форма работы:модерируемая дискуссия «Свобода слова и СМИ в России: миф или реальность?» (2 пары).

Модерируемая дискуссия предваряется письменным опросом по теме семинара.

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1.    Происхождение лозунга свободы печати.

2.    Концепции свободы печати.

3.    Специфика трактовки свободы печати в советский период.

4.    Юридическое признание права на свободу информации и свободу печати.

5.    Понятие гласности. Традиции гласности в России. Проявления гласности в журналистике

Литература:

1.    Гласность и ее проявления в журналистике // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику : учеб. пособие. М., 2011.С.231 -238.

2.    Свобода печати и журналистской деятельности // Корконосенко С. Г. Введение в журналистику : учеб. пособие. М., 2011. С. 215-230.

3 занятие.Социально-профессиональный статус журналиста. Карьера выпускника СПбГУ.

Формы работы:

1.    Обсуждение данных социологического исследования, посвященного изучению представлений российских журналистов-практиков и студентов факультетов журналистики о профессиональном статусе журналиста, проведенного в 2016 г. с участием обучающихся и выпускников Высшей школы журналистики и массовой коммуникации.

2.    Доклады по темам, согласованным с преподавателем.

Семинарские занятия ведут:Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент; Хубецова Залина Федоровна, кандидат политических наук, доцент

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1 занятие. Презентация итогов конспектирования работ, посвященных разным аспектам теории журналистики.

В начале семестра студент выбирает 5 произведений из предложенного списка. При работе с крупными монографическими произведениями или сборниками можно ограничиться конспектированием 1-2 разделов.

Литература для конспектирования

1.    60 лет университетскому журналистскому образованию в России. 1946-2006. Ленинград-Санкт-Петербург, факультет журналистики СПбГУ. – СПб.: Моби Дик, 2006. 192 с. (история Ленинградской - Петербургской научно-образовательной школы журналистики)

2.    Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987.

3.    Декрет о печати // Ленин В. И. О печати. М., 1982 (или другие источники).

4.    И припомним жизни годы лучшие, над Невой любимый факультет. СПб., 2006. 244 с. (история Ленинградской - Петербургской научно-образовательной школы журналистики).

5.    Жирков Г. В. История цензуры в России XIX– XX вв. М., 2001.

6.    Журналистика в мире политики : исследовательские подходы и практика участия / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.

7.    История печати: антология. М., 2001.

8.    Качественная пресса в медийных структурах / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. 344 с. URL:// http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/80d/...8915c0e21e9.pdf.

9.    Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М., 2010.

10.    Кучерова Г. Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая половина XX вв.). Ростов н/Д, 2000.

11.    Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // Полн. собр. соч. Т. 12.

12.    Ломоносов М. В. Рассуждение об обязанностях журналистов // История русской журналистики: Хрестоматия / сост. Б. И. Есин. М., 1991.

13.    МаклюэнМ.Галактика Гутенберга. Киев, 2003.

14.    Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

15.    Победоносцев К. П. Печать // Великая ложь нашего времени. М., 1993.

16.    Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период : право, общество и национальная идентичность. М., 2000.

17.    Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001.

18.     Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

19.     Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012.

20.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

21.    Ученова В. В. У истоков публицистики. М., 1989.

22.    Форссколь П. Мысли о гражданской свободе. Перевод оригинала с рукописи с комментариями. М., 2010. URL: // www.journ.msu.ru/downloads/2010/books/forrskol.pdf

При невозможности найти указанные в списке источники или по рекомендации преподавателя допускается использование других теоретических произведений, однако это не должны быть учебники и учебные пособия.

Конспект выполняется в отдельной тетради, от руки, не на компьютере (не забудьте указать на обложке фамилию и имя, курс, название дисциплины). По содержанию он должен отражать основные идеи источников, имеющие отношение к изучаемым в курсе проблемам.

Внимание: не следует переписывать подряд изучаемые произведения – конспект представляет собой результат самостоятельного осмысления материала и служит формой подготовки к экзамену. Он нужен, прежде всего, самому студенту. Надо постараться сделать работу аккуратно, чтобы ее было удобно читать и проверять, текст тщательно вычитывается; для комментариев оставляются широкие поля; выходные данные произведения и цитируемые страницы точно обозначаются в тексте. Собственные суждения о прочитанном надо графически отделить от цитируемых фрагментов источника.

Не позднее последней недели занятий в семестре (точная дата определяется совместно с преподавателем, ведущим семинары) конспект необходимо сдать на проверку руководителю семинарской группы или лектору (если работа выполнена до начала семинаров). После получения отметки о проверке конспект можно забрать.

Конспект используется на экзамене при ответе на вопрос «обзор литературы по курсу».

Мультимедийная презентация, которая должна быть выполнена по итогам конспектирования и представленная в часы самостоятельной работы в присутствии преподавателя, содержит следующую информацию:

а) ФИО и номер группы автора выполненного конспекта (титульный лист),

б) перечень конспектируемых трудов с указанием их выходных данных,

в) краткое описание биографии исследователя, чья работа конспектируется,

г) описание исторического контекста, в котором создавался труд,

д) выдержки из цитируемого труда;

е) мнение студента о прочитанном.

Количество слайдов ММ-презентации не лимитировано.

Внутрисеместровый контроль

•    Контроль посещаемости занятий,

•    отчетность по заданиям, выполнение которых предусмотрено планом практических занятий;

•    конспект;

•    тестирование по теоретическим разделам курса.

Конспектирование источников и тестирование являются обязательными.

Вопросы к экзамену

1.    Агитационно-пропагандистская функция прессы.

2.    Аудитория СМИ: понятие и взаимоотношения с редакцией.

3.    Буржуазная и социалистическая модели журналистики.

4.    Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати.

5.    Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития.

6.    Гуманитарно-демократическая и коммуникационная концепции прессы.

7.    Декрет о печати (теоретико-правовая и историческая характеристика).

8.    Духовно-идеологическая роль журналистики.

9.    Журналистские союзы и организации.

10.    Информационно-коммуникативная роль прессы.

11.    Информационные службы в системе СМИ.

12.    История журналистского образования в России.

13.    Качественная и массовая пресса.

14.    Классово-политический подход к свободе печати.

15.    Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики.

16.    Нормативно-правовой подход к свободе печати.

17.    Обзор литературы по курсу.

18.    Организаторская функция прессы и массовая работа редакции.

19.    Понятие гласности и ее проявления в журналистике.

20.    Понятие и формы проявления эффективности журналистики.

21.    Понятия журналистики, СМИ, СМК, публицистики, массмедиа.

22.    Производственно-экономическая роль прессы.

23.    Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати.

24.    Профессиональная квалификация журналиста (составляющие и критерии оценки).

25.    Профессиональный успех и карьера в журналистике.

26.    Революционно-демократический взгляд на свободу печати.

27.    Система СМИ и перспективы ее развития.

28.    Система функций журналистики (общая характеристика).

29.    Социально-правовой статус журналиста.

30.    Социально-регулирующая роль прессы.

31.    Типология прессы по региону и специализации.

32.    Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам.

33.    Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики.

34.    Функции журналистики на уровне журналиста.

35.    Функции журналистики на уровне личности.

36.    Функции журналистики на уровне общества.

37.    Функции журналистики на уровне социальных институтов и организаций.

38.    Характеристики журналистской информации.

Критерии оценки

Оценка по дисциплине складывается из следующих параметров:

а) результатов текущей работы в семестре(учёт посещаемости и активности работы на практических занятиях);

б) оценки за выполненные в ходе самостоятельной работы конспекты (оцениваются по системе «зачет/незачет», выдающиеся работы могут быть отмечены преподавателем);

в) итогов письменных опросов (проводятся на семинарских занятиях, оцениваются по системе «зачет/незачет») и тестирования по теоретическим разделам курса;

г) письменного ответа на экзамене.

Студент может получить оценку по итогам внутрисеместровой работы:

а) посетив не менее 70% занятий и приняв участие в интерактивном семинарском занятии (в модерируемой дискуссии);

б) успешно справившись с письменными опросами по темам «Эффективность журналистской деятельности» и «Гласность и свобода слова в России» и выступив с докладом (презентацией самостоятельной работы) на практическом занятии по теме «Эффективность журналистской деятельности»

в) выполнив конспект надлежащего качества, сдав его преподавателю не позднее срока, указанного в УММ (за несвоевременную сдачу конспекта оценка за экзамен снижается).

Приоритетное значение при выставлении оценки по итогам внутрисеместровой работы имеет оценка за тест.

Шкала перевода баллов теста в оценки:

0-19 – неудовлетворительно

20-26 – удовлетворительно

27-33 – хорошо

34-40 – отлично

•    Каждый правильный ответ на закрытый вопрос – 2 балла.

•    Каждый правильный (полный ответ) на открытый вопрос – 3 балла.

•    Отсутствие примеров – минус 2 балла.

Тест является обязательным к выполнению.

Студент, получивший за тест оценку «неудовлетворительно» (или не написавший его в обозначенное в расписании время), переписывает его на экзамене.

Время выполнения теста – 30 минут.

Если работы, описанные в УММ, выполнены не все (отсутствуют данные по одному из критериев оценки), или студент не согласен с предварительной оценкой, итоговая оценка выставляется с учетом выполнения письменной работы на экзамене.

Форма проведения экзамена – письменная(по билетам).

Количество вопросов в билете – два.

На подготовку письменного ответа дается 30 минут.

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении ииспользовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется обучающимся, показавшим систематизированный характерзнаний по дисциплинеи способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходедальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

а) задание открытого типа

1. ЗАВЕРШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ПУБЛИЦИСТИКА – ЭТО ___________________

б) задание закрытого типа

2. В КАКОЙ СТРАНЕ БЫЛ ПРИНЯТ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЗАКОН О СВОБОДЕ ПЕЧАТИ? (выберите один правильный вариант ответа)

1 – В России

2 – В США

3 – Во Франции

4 – В Швеции

Список обязательной литературы

1.    Корконосенко С. Г. Введение в журналистику : учеб. пособие. М., 2016.

2.    Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение : учеб. пособие. М., 2010.

3.    МакКуэл Д. Журналистика и общество. М., 2013.

4.    Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики : учебник. 8-е изд., испр. М., 2012.

5.    Свитич Л. Г. Введение в специальность. Профессия: журналист : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2011.

Список дополнительной литературы

1.    Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики : учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., 2008.

2.    Басков В. Я., Рубинов А. З. Секреты журналистики (социальный корреспондент). М., 2008.

3.    Бережной А. Ф. К. Маркс и Ф. Энгельс – журналисты. М., 1983.

4.    Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.

5.    Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М., 2013.

6.    Друзенко А., Карапетян Г., Плутник А. С журналистикой покончено, забудьте! М., 2007.

7.    Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (в действующей редакции). М., 1992

8.    История печати : антология. Т. 1, 2 / сост. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М., 2001; Т. 3 / сост. Я. Н. Засурский, О. А. Бакулин. М., 2008.

9.    История русской журналистики XVIII–XIX веков : учебник / под ред. Л. П. Громовой. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2013.

10.    Корконосенко С. Г., Кудрявцева М. Е., Слуцкий П. А. Коммуникационная свобода личности: субъекты и гарантии / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012.

11.    Корконосенко С. Г., Кудрявцева М. Е., Слуцкий П. А. Свобода личности в массовой коммуникации / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2010.

12.    Коханова Л.А., Калмыков А.А. Основы теории журналистики : учеб. пособие. М., 2009.

13.    Кучерова Г. Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая половина XX вв.). Ростов н/Д., 2000.

14.    Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации : краткий словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. Екатеринбург, 2007.

15.    Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

16.    Медиасистема России / Под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2015.

17.    Основы журналистской деятельности : учебник / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2013.

18.    Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

19.    Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012.

20.    Солганик Г. Я. Толковый словарь : язык газеты, радио, телевидения. М., 2008.

21.    Средства массовой информации России : учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011.

22.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

23.    Типология периодической печати : учеб. пособие / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2009.

24.    Ученова В. В. Три грани теории журналистики. М., 2009.

25.    Цвик В. Л. Введение в журналистику. 2-е изд. М., 2000.

26.    Christians, C. G., Glasser, T. L., McQail, D. Nordenstreng, K., White, R. A. Normative Theories of the Media: Journalism in Democratic Societies. Urbana (USA), 2009.

27.    Emery, M., Emery, E. Roberts, N. L. The Press and America : An Interpretive History of the Mass Media. Boston (USA), 2000.

28.    Handbook of journalism studies / ed. by K. Wahl-Jorgensen and Th. Hanitzsch. New York (USA), 2009.

29.    McChesney, R. W., Nichols, J. The Death and Life of American Journalism: The Media Revolution that Will Begin the World Again. Philadelphia (USA), 2010.

30.    Merrill, J. C. The Dialectic in Journalism. Toward a Responsible Use of Press Freedom. Baton Rouge; London, 1993.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.fapmc.ru/rospechat.html - официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

2.    http://www.nat.ru/ - официальный сайт Национальной ассоциации телерадиовеещателей

 просмотров: 1399 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru