Очная форма обучения. 1 курс
Основы творческой деятельности журналиста
14 февраля 2018
Преподаватель: Лисеев Р.П., кандидат филологических наук, ст. преподаватель-практик
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

1 занятие Общая характеристика аналитических жанров. Понятие интерпретирующей журналистики.

2 занятие Функции аналитических жанров в прессе. Методы обобщения, анализа, синтеза.

3 занятие Комментарий как общий композиционный и стилистический метод аналитических жанров.

4 занятие Корреспонденция и отчет как жанры аналитической журналистики.

5 занятие Статья как универсальный жанр аналитической журналистики.

6 занятие Социальные, духовные, нравственные коллизии личности — преимущественная сфера в художественно-публицистических жанрах. Проблема документализма в ху¬дожественно-публицистических жанрах.

7 занятие Специфика очерковой индивидуализации и типизации, стремление разглядеть в личности социальный тип, в конкретном событии — актуальную проблему.

8 занятие Специфика образа и средства его создания в художественной публицистике. Степень условности и домысла в художественно-публицистическом тексте: фельетон, памфлет.

9 занятие Роль психологического анализа в публицистическом тексте.

План практических занятий

1 занятие Анализ событийной информации по уровням. Эмоционально-образный слой журналистской информации.

2 занятие Социальные ситуации, проблемы, конфликты в аналитических жанрах.

3 занятие Логические средства отражения и отображения действительности.

4 занятие Комментарий как заявка на исследование: от простого тезиса к развернутому аналитическому материалу

5 занятие Корреспонденция: принципы композиционных решений.

6 занятие Обзор прессы в современных СМИ.

7 занятие Обозрение: принципы отбора информации.

8 занятие Рецензия: от традиционных форм к мультимедийным форматам.

9 занятие Воздействие публицистического выступления на общественное мнение

10 занятие Факт и ситуация в художественной публицистике.

11 занятие Гротеск в фельетоне.

12 занятие Эссе как жанр публицистики.

1 3 занятие Фельетон и памфлет в современной периодической печати.

14 занятие Комическое как форма критики в прессе.

15 занятие Портретное интервью: средства создания художественно-документального образа.

16 занятие Подведение итогов.

Практические занятия ведут: Королев Е. А., кандидат политических наук, ст. преподаватель; Павлушкина Н. А., ст. преподаватель, кандидат филологических наук филологических наук

План занятий в присутствии преподавателя

Индивидуальное консультирование студентов по их творческим работам.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль включает в себя учет посещаемости лекционных и практических занятий, а также контроль выполнения заданий, предложенных преподавателем в рамках практических занятий. Кроме того, во время семестра студенту необходимо опубликовать не менее одного материала (в любом жанре) в интернет-издании «Первая линия» или других СМИ. Публикация является допуском к экзамену по дисциплине «ОТДЖ». Результаты внутрисеместрового контроля предоставляются лектору преподавателями практических занятий перед экзаменом. Результаты внутрисеместрового контроля учитываются при выставлении оценок за экзамен.

Вопросы к экзамену:

1.    Журналистика и литература

2.    Социальная роль журналистики

3.    Журналистика как профессия

4.    Профессиональные качества журналиста

5.    Типология современных периодических изданий

6.    Массовая пресса

7.    Качественная пресса

8.    СМИ как комплекс продуцирования и распространения информации

9.    Журналист в информационной среде

10.     Рождение журналистской темы

11.    Замысел журналистского произведения и накопление информации

12.    Планирование познавательного процесса (авторская позиция, авторская версия, авторская концепция)

13.    Природа и назначение факта в журналистском произведении

14.    Факт в информационных жанрах

15.    Факт в аналитических жанрах

16.    Факт в публицистических произведениях

17.    Журналистский текст: определение, свойства, структура

18.    Выразительные средства текстообразования в журналистике

19.    Композиция журналистского текста: понятие и наиболее типичные виды

20.     Заголовочный комплекс: значение и способы образования

21.    Требования к заголовку, приемы повышения его выразительности

22.    Вспомогательные элементы заголовочного комплекса

23.    Система журналистских жанров и жанрообразующие факторы

24.    Информационные жанры

25.    Художественно-публицистические жанры

26.    Аналитические жанры

27.    Новость в СМИ: параметры и структура

28.    Информация (заметка) - основные признаки, разновидности, стилистические особенности

29.    Отчет, репортаж - основные признаки, стилистические особенности

30.    Корреспонденция, рецензия, реплика - основные признаки, стилистические особенности

31.    Статья, обозрение, комментарий - основные признаки, разновидности, стилистические особенности

32.    Очерк, фельетон, памфлет - основные признаки, разновидности, стилистические особенности

33.    Очерк как жанр: особенности, разновидности

34.    Эссе в журналистике

35.    Интервью в печатном издании: технология и поведение интервьюера

36.    Информационное и аналитическое интервью

37.    Обзор и обозрение

38.    Построение вопросов в газетном интервью

39.    Авторская позиция и этика в газетном интервью

40.    Тематический очерк и комментарий: международные стандарты

Критерии оценки (экзамен):

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «отлично» ставится, если студент раскрыл основные понятия, относящиеся к вопросу, аргументировал умозаключения с помощью отсылок к авторам из списка литературы, привел примеры из современной журналистской практики. Оценка «Хорошо» ставится, если студент выполнил два условия из трех. Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент раскрыл основные понятия, относящиеся к вопросу. Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрыл основные понятия, не подтвердил умозаключения отсылками к авторитетным авторам, привел примеры, не имеющие отношения к вопросу билета, отвечал не по существу вопроса.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 5-10 минут.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрено.

Список обязательной литературы

1.    Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. М., 2017. URL: www.newsman.tsu.ru/wp-content/uploads/2015/11/Kolesnichenko_-_Nastolnaya_kniga_zhurnalista.pdf

2.    Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается. СПб., 2016. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1466674039_3087.pdf

3.    Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации. М., 2012.

4.    Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2016.

5.    Основы журналистской деятельности / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2014.

Дополнительная

1.    Засурский Я. Н. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.

2.    Олешко В. Ф. Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002.

3.    Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

4.    Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

5.    Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М., 2000.

6.    Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

7.    Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб., 2002.

8.    Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры / Под ред. проф. В. Ф. Олешко. Екатеринбург, 2005.

9.    Шкондин М. В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. №2.

Перечень иных информационных источников:

1. Большой академический словарь русского языка. Том 9. М., СПб. 2006.

2. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. М., 2002.

3. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 2003.

4.Ожегов С.И. .Словарь русского языка. М., 1987.

5.Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы / ред. – сост. М. Ф. Мэллет. М. – Рестон (США), 1993.

6.Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Пер. с англ. М., 1998.

7. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин др. Минск, 2003.

8.Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2001.

Периодические издания:

1.    «Коммерсант»,

2.    «Известия»,

3.    «Ведомости»,

4.    «Деловой Петербург»,

5.    «МК в Питере»,

6.    «Комсомольская правда»,

7.    «Аргументы и факты»,

8.    «Эсквайр»,

9.    «Русский репортер»,

10.    «Итоги»,

11.    «РБК»,

12.    «Власть».

 просмотров: 448 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru