Реклама и связи с общественностью. 1 курс
Устные коммуникации в бизнесе и политике
16 февраля 2018
Преподаватель: Горячев Алексей Александрович, кандидат филологических наук, ст. преподаватель
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

Занятие 1 (03.03). Принципиальные отличия устной коммуникации от письменной. Словесное и несловесное воздействие. Воздействующий потенциал устной речи, его применение в деловой и политической сферах.

Занятие 2 (10.03). Ораторская подготовка эффективного коммуникатора. Публичные выступления как средство тренировки речевых навыков. Эволюция риторических концепций. Способы совершенствования индивидуального речевого стиля. Культура устной речи.

Занятие 3 (17.03). Социальные отношения и их отражение в речи. Установление контакта в ситуации живого общения. Вовлечение аудитории в совместную деятельность. Манипулятивный и актуализирующий стили воздействия, их проявления в политических и бизнес-коммуникациях.

План практических занятий

Занятие 1. Тренировка базовых речевых навыков. Спонтанные и подготовленные речевые действия.

Занятие 2 и 3. Установление контакта. Приёмы, позволяющие управлять вниманием аудитории. Средства управления инициативой в диалогической коммуникации.

Занятие 4 и 5. Виды публичных выступлений. Информирующая речь и её разновидности. Речь-представление.

Занятие 6. Оптимальный алгоритм подготовки публичного выступления. Работа с текстом / планом выступления. Подготовка электронной презентации.

Занятия 7 и 8. Качества, влияющие на убедительность и привлекательность речи. Рациональное и эмоциональное в речи.

Занятие 9. Межкультурная коммуникация в деловом и межличностном общении.

Горячев Алексей Александрович, кандидат филологических наук, старший преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

1.    Спонтанные и подготовленные речевые действия.

2.    Эмоциональное состояние оратора и его отражение в речи.

3.    Способы демонстрации значимости речи.

4.    Управление коммуникативной дистанцией.

5.    Взаимное дискурсивное позиционирование субъектов коммуникации.

6.    Приёмы, позволяющие управлять вниманием аудитории.

7.    Информирующая речь и её разновидности.

8.    Образность, изобразительность, наглядность в устной речи. Работа с иллюстрациями. Мнемонические приёмы.

9.    Выступление с электронной презентацией: речевая специфика, технические аспекты, особенности подготовки.

10.    Культура устной речи. Качества эффективной речи. Типичные ошибки, допускаемые в устной речи специалистами по PR и рекламе.

11.    Подготовка публичного выступления. Разработка структуры и сценария выступления. Учёт особенностей аудитории.

12.    Соразмерность элементов речи. Внутренняя гармония речи. Преодоление неблагоприятных условий порождения речи.

13.    Рациональное и эмоциональное в речи. Убеждающая монологическая речь. Способы аргументации, их восприятие различными типами аудитории.

14.    Суггестивные и несуггестивные тексты. Внушение в устной PR-коммуникации и аудиовизуальной рекламе (в политической и коммерческой сферах). Лингвистические и коммуникативные средства создания суггестивного эффекта.

15.     Эмоциональное воздействие слов и высказываний. Стимулирование эмоциональных реакций с помощью провокации и заражения. Эпидейктическая речь и её разновидности.

16.    Диалогическая коммуникация. Речевые технологии в переговорах и других видах деловой коммуникации. Коммуникативная инициатива и её проявления в речи.

17.    Выявление потребностей. Использование вопросов. Коммуникативные тактики торга. Работа с возражениями и уступками. Фиксация договорённостей.

18.    Теория и практика спора. Анализ ведения спора. Средства выражения согласия и возражения. Организация дискуссии.

19.    Межкультурная коммуникация в деловом и межличностном общении. Социальный символизм.

Критерии оценки

Для допуска к зачёту необходимо:

1)    выполнить не менее 70% обязательных заданий к практическим занятиям;

2)    выполнить последнее отчётное задание (произнести итоговую речь).

Для получения зачёта необходимо устно дать развёрнутый ответ на теоретический вопрос по билету, продемонстрировав знание содержания лекций, а также знакомство со специальной литературой (см. списки литературы, необходимо познакомиться как минимум с 6-8 изданиями). Обучающиеся, выполнившие пп. 1 и 2 своевременно, отвечают на зачёте на один вопрос, в то время как остальные – на два вопроса.

Зачёт не ставится:

1) в случае, если не выполнено хотя бы одно из перечисленных выше условий;

2) если в ходе устного ответа на теоретический вопрос приводится менее трёх самостоятельно подобранных примеров, а также если примеры не соответствуют иллюстрируемым тезисам;

3) если при выполнении заданий и ответе на вопрос обучающийся не демонстрирует владения лекционным материалом и/или знакомства со специальной литературой (например, при произнесении итоговой речи обучающийся не использует изученные на занятиях средства управления вниманием аудитории).

Помимо обязательных заданий могут быть предложены дополнительные задания. В случае активной и успешной работы на занятиях (при условии успешного выполнения не только основных, но и дополнительных заданий) обучающийся может быть по усмотрению преподавателя освобождён от сдачи устной части зачёта либо получить право сдать устную часть зачёта досрочно.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Тестовые задания не предусмотрены. Контроль знаний проводится путём устного опроса (список вопросов приведён выше).

Список обязательной литературы

1.    Борг Дж. Сила убеждения: искусство оказывать влияние на людей. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

2.    Гандапас Р. К выступлению готов. М., 2017.

3.    Ильин Е. П. Психология доверия. М., 2013.

4.    Хьюмс Дж. Секреты великих ораторов: говори как Черчилль, держись как Линкольн. М., 2013.

5.    Шаховский В. И. Эмоции: долингвистика, лингвистика, лингвокультурология / В. И. Шаховский. 2-е изд. М., 2013.

6.    Экман П. Психология эмоций. М., 2013.

7.    Community and communication: oratory and politics in republican Rome / ed. by C. Steel, H. Van der Blom. Oxford, 2013.

Список дополнительной литературы

1.    Азбука делового общения. Встречи. Переговоры. Переписка. М., 1991.

2.    Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1978.

3.    Аминов И. И. Приемы управления вниманием в деловом общении . 2005. URL: www.elitarium.ru/2005/11/09/priemy_upravlenija_vnimaniem_v_delovom_obshhenii.html

4.    Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Изд-во «Азбука», 2000 // URL: www.rodchenko.ru/docs/aristotel.doc Электрон. версия печ. публикации.

5.    Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. М.: ИНИОН АН СССР, 1986. С. 100–143.

6.    Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. М.: Прогресс, 1987. C. 88–125.

7.    Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. М.: Прогресс, 1987. C. 23–43.

8.    Борисова Е. Г. Понимание в интерактивной модели: управление со стороны адресата // Понимание в коммуникации. 2005: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля – 1 марта 2005 г., Москва) // URL: www.srcc.msu.su/uni-persona/site/conf/conf_05/tesi05.htm Электрон. версия печ. публикации.

9.    Борисова Е. Г. Управление вниманием и пониманием: предварительные действия говорящего // Материалы II Международной конференции по когнитивной науке 9-13 июня 2006 года. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, июнь, 2006. С. 218–219.

10.    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

11.    Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.

12.    Власова Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. Л., 1980.

13.    Гандапас Р. Презентационный конструктор. М.: Вершина, 2006.

14.    Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

15.    Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. М., 1990.

16.    Денисюк Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Уральский государственный университет им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2003.

17.    Дилтс Р. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью НЛП / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.

18.    Долинин К. А. Высказывание и ситуация общения // Говорящий и слушающий. СПб.: Союз, 2001. С. 17– 25.

19.    Долинин К. А. Имплицитное содержание высказывания // Вопросы языкознания. 1983. – №6. С. 37–47.

20.    Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. М.: Дело, 2002.

21.    Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.

22.    Иссерс О. С. Речевое воздействие: Учебное пособие. М.: Флинта, 2009.

23.    Иссерс О. С. Зачем приехал Киса Воробьянинов (к вопросу о принципах лингвистического описания коммуникативных стратегий и тактик) // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. СПб.: Сударыня, 2000. Вып. 4. С. 243–266.

24.    Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008.

25.    Иссерс О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 1. С. 74–79. // URL: www.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a074/article.html Электрон. версия печ. публикации.

26.    Карасик В. И. Язык социального статуса . М.: Институт языкознания Российской академии наук, Волгоградский государственный педагогический институт, 1992 // URL: philologos.narod.ru/texts/karasik/status00.htm Электрон. версия печ. публикации.

27.    Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Лабиринт-Пресс, 2000 // URL: www.rodchenko.ru/docs/Karnegi.doc Электрон. версия печ. публикации.

28.    Кибрик А. А., Паршин П. Б. Дискурс // Электронная Энциклопедия Кругосвет . 2001 // URL: www.krugosvet.ru/articles/82/1008254/1008254a1.htm свободный. Доступен 25.09.09. Загл. с экрана.

29.    Кохтев Н. Н. Риторика.М., 1994.

30.    Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им М. В. Ломоносова, 1996.

31.    Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1997.

32.    Культура парламентской речи. М., 1994.

33.    Культура русской речи речи. Учебник для вузов. М., 1998

34.    Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.

35.    Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

36.    Леммерман X. Учебник риторики. М., Интерэксперт, 1999 // URL: www.rodchenko.ru/docs/Lemerman.doc – Электрон. версия печ. публикации.

37.    Леммерман X. Учебник риторики. М., Интерэксперт, 1999 // URL: www.rodchenko.ru/docs/Lemerman.doc – Электрон. версия печ. публикации.

38.    Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.

39.    Лысакова И. П. Риторика в системе лингвистических дисциплин на факультетах журналистики // Статус стилистики в современном языкознании: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: ... Кожина М.Н. (гл. ред.) и др. Пермь, 1992. С.137-142.

40.    Львов М. Р. Риторика.М., 1995.

41.    Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику: Учебное пособие. М.: Наука; Флинта, 2008.

42.    Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. М.: Наука; Флинта, 2007.

43.    Матвеева Г. Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению. – Ростов н/Д: Издательство Донского юридического института, 1999.

44.    Мелихов И. Н. Скрытый гипноз: Практическое пособие . Волгоград, 2002. // URL: lib.aldebaran.ru Электрон. версия печ. публикации.

45.    Михайлова О.А., Голомидова М.В. Шаги к искусной речи. Пермь, 1995.

46.    Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

47.    Оптимизация речевого воздействия: Монография / Редкол.: Котов Р. Г. (отв. ред.) . М.: Наука, 1990.

48.    Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985.

49.    Паршин П. Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. М.: Международный институт рекламы; Издательский дом Гребенникова, 2000.

50.    Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум.М., 1997.

51.    Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. М.: Флинта: Наука, 2004.

52.    Савкова З. В. Искусство оратора. СПб.: Общество «Знание», 2003 // URL: www.rodchenko.ru/docs/Savkova.Iskusstvo_oratora.doc Электрон. версия печ. публикации.

53.    Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 1999 // URL: www.rodchenko.ru/files/doc/SERGEEVICH.doc Электрон. версия печ. публикации.

54.    Скворцов Л.И. Культура русской речи. М., 1995.

55.    Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. М., 1997.

56.    Солганик Г.Я. Русский язык. Стилистика. М.,1995.

57.    Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.

58.    Солсо Р. Когнитивная психология / Пер. с англ. СПб.: Тривола, 2002.

59.    Сопер П. Основы искусства речи. Ростов- на-Дону, 1995.

60.    Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М., 1938.

61.    Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

62.    Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. начн. ст. / РАН, Ин-т языкозн.; редкол.: Н.В. Уфимцева (отв. ред.) . М., 2000. С. 97–112.

63.    Стернин И. А. Практическая риторика: Учебное пособие. М., 2007.

64.    Стернин И. А. Речевое воздействие как интегральная наука // Речевое воздействие. – Воронеж; Москва, 2000. С. 3–6 // URL: www.comch.ru Электрон. версия печ. публикации.

65.    Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007.

66.    Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону. 1994.

67.    Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта, 2006.

68.    Fairclough N. Language and Power. London: Longman, 1989.

69.    Harris Z. Discourse analysis // Language. 1952. Vol. 28, №1. P. 1–30.

70.    Lakoff R. T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples and advertising // Analyzing discourse: text and talk. Georgetown: Georgetown University Press, 1982. P. 25–42.

Перечень иных информационных источников

1.    Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

2.    http://www.americanrhetoric.com/

3.    http://www.kremlin.ru/video

4.    http://old.rodchenko.ru/liter/

 просмотров: 285 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru