Реклама и связи с общественностью. 1 курс
Антикризисные коммуникации
13 февраля 2018
Преподаватель: Акимович Екатерина Викторовна, кандидат политических наук, старший преподаватель
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

02 марта. Понятие и характеристики риска и рисковой коммуникации. Определение понятия риск и рисковая коммуникация. Цели и функции рисковой коммуникации. Типология рисков и различные подходы к квалификации рисков. Технологии работы с общественностью в условиях рисковых коммуникаций. Коммуникация с общественностью в условиях рисков: технология и инструментарий. Основные принципы конструктивных рисковых коммуникаций в СМИ.

02 марта. Понятие и коммуникативные характеристики кризиса. Подходы к пониманию кризиса. Базовая и коммуникативная дефиниция кризиса. Типология кризисов. Факторы, порождающие кризис. Этапы развития кризиса. Позитивная и негативная динамика развития кризиса. Коммуникативные характеристики кризиса.

09 марта. Понятие и характеристики антикризисной коммуникации. Понятийный аппарат теории антикризисных коммуникаций. антикризисная коммуникация, антикризисный PR, антикризисное управление и кризис-менеджмент. Внутренние коммуникации – основа успешного управления в кризисной ситуации.

09 марта. Планирование антикризисных коммуникаций. Принципы и ценности антикризисной коммуникации. Технологи подготовки к кризису. Документы и планы компании при подготовке к кризису. Кризисный месседж: структура и содержание. Правила Тайленола. Кризисный медиапакет. Медиарилейшнз в условиях кризиса.

План практических занятий

16 марта. Современные теории антикризисной коммуникации. Теория восстановления имиджа (апологии), ситуационная теория антикризисной коммуникации (SCCT). Теория предупреждения (HCUDR model), PADM-подход, теория координации, организационные теории, нарративные теории.

16 марта. Контрольная работа 1.

23 марта. Анализ классических кейсов кризисной коммуникации. Классические кейсы: Exxon, Johnson&Johnson, Pepsi-Cola, Suzuki. Современные кейсы кризисной коммуникации: DeepWaterHorizon, HurricaneKatrina, JetBlueAirways , Казахские авиалинии.

Информационные войны и антикризисные коммуникации Понятие информационной и информационно-психологической войны. Алгоритмическая теория информационно-психологической войны. (2 пары).

30 марта. Основные технологии манипулирования массовым сознанием в информационно-политической войне. Технология информационной атаки на организацию. Защита от информационных атак.

Функция официальных СМИ в информационно-психологических войнах. (2 пары).

06 апреля. Рисковые коммуникации в разных сферах общественной жизни (в соответствии с профилем магистерской диссертации).

06 апреля. Контрольная работа 2.

13 апреля. Разработка программы кризисной коммуникации оффлайн, предложение кризисного медиа-пакета для кейс-стори.

В рамках курса предусмотрены 2 контрольные работы.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Практические занятия ведет: Акимович Екатерина Викторовна, кандидат политических наук, старший преподаватель.

Вопросы к экзамену (текущий контроль)

1.    Дефиниция риска. Соотношение категорий «риск», «вероятность», «опасность».

2.    Подходы к пониманию рисков. Типология рисков.

3.    Понятие, цели и функции рисковой коммуникации.

4.    Этапы развития теории рисковых коммуникаций.

5.    Базовые технологии коммуникации с общественностью в условиях рисков. Вовлечение общественности.

6.    Принципы конструктивных рисковых коммуникаций.

7.    Роль СМИ в восприятии риска.

8.    Медиарилейшнз в условиях риска.

9.    Рисковые коммуникации атомной отрасли.

10.    Подходы к пониманию кризиса.

11.    Базовая и коммуникативная дефиниция кризиса.

12.    Типология кризисов.

13.    Этапы кризисной динамики.

14.    Коммуникативные характеристики кризиса.

15.    Психология менеджмента в условиях кризиса.

16.    Понятийный аппарат теории кризисных коммуникаций.

17.    Кризисная коммуникация, кризисный PR,

18.    Антикризисное управление и кризис-менеджмент.

19.    Факторы, порождающие кризис.

20.    Современные теории кризисной коммуникации: теория восстановления имиджа (апологии).

21.    Современные теории кризисной коммуникации: ситуационная теория кризисной коммуникации (SCCT)

22.    Современные теории кризисной коммуникации: теория предупреждения (HCUDR model)

23.    Современные теории кризисной коммуникации: PADM-подход.

24.    Современные теории кризисной коммуникации: теория координации.

25.    Современные теории кризисной коммуникации: организационные теории.

26.    Современные теории кризисной коммуникации: нарративные теории

27.    Планирование кризисных коммуникаций

28.    Технологи подготовки к кризису.

29.    Документы и планы компании при подготовке к кризису.

30.    Кризисный меседж: структура и содержание.

31.    Кейс Тайленола.

32.    Кризисный медиапакет

33.    Технологии кризисных коммуникаций.

34.    Принципы и ценности кризисной коммуникации.

35.    Работа с группами общественности в условиях кризиса.

36.    Медиарилейшнз в условиях кризиса.

37.    Классические кейсы кризисной коммуникации: Exxon, Johnson&Johnson, Pepsi-Cola, Suzuki.

38.    Современные кейсы кризисной коммуникации.

39.    Понятие информационной и информационно-психологической войны.

40.    Алгоритмическая теория ИПВ.

41.    Основные технологии манипулирования массовым сознанием в ИПВ.

42.    Технология информационной атаки на организацию.

43.    Защита от информационных атак.

44.    СМИ в информационно-психологических войнах.

45.    Технологии кризисных коммуникаций в сетевой среде.

46.    Современные исследования кризисной коммуникации в зарубежной научной периодике

47.    Противодействие негативной информации в интернет-среде

48.    Функция официальных СМИ в современных информационный войнах.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – письменная. В билете содержится три вопроса. Первый – по теории рисковой коммуникации, второй по теории и практике кризисной коммуникации, третий вопрос содержит анализ кейса по кризисной коммуникации.

•    Если в течение семестра студентом сделан доклад по теории кризисных коммуникаций, вопрос по кризисной теории снимается в экзаменационном билете.

•    Если в течение семестра студент сделал доклад по темам семинаров 1-3 или 4-5 и доклад сделан на высоком уровне, то в экзаменационном билете снимается второй вопрос.

•    Если в течение семестра сделан на высоком уровне доклад по проблематике магистерской диссертации, то снимается третий вопрос (анализ кейса)

Оценка «отлично» ставится в том случае, если все три ответа на вопросы билета полные, логичные, структурированные, демонстрируют знание терминологии и понятийного аппарата кризисных коммуникаций. Фактические ошибки при анализе кейса отсутствуют.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если два ответа на вопросы содержат исчерпывающую информацию, демонстрируют теоретическую подготовку студента, один билет содержит фрагментарную информацию или в анализе кейса допущены фактические ошибки.

Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если два вопроса на билеты неполные, допущены более двух фактических ошибок, имеются грамматические, орфографические или пунктуационные ошибки, анализ кейса носит фрагментарный характер.

Оценка «неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

Основная литература

1.    Вишняков Я. Д., Радаев Н. Н. Общая теория рисков. М., 2008.

2.    Гаврилов К. А. Социология восприятия риска: опыт реконструкции ключевых подходов. М., 2009. – C. 38-48.

3.    Иванов А. А., Олейников С. Я., Бочаров С. А. Риск-менеджмент. Учебно-методический комплекс. М., 2008.

4.    Коротков Э. М. Антикризисное управление. М., 2010.

5.    Луман Н. Понятие риска // TESIS. - 1994. - №5. - С. 135-160.

6.    Ольшевский А. С. Антикризисный PR и консалтинг. СПб., 2003.

7.    Студеникин Н. В. PR в условиях кризиса: возможности и риски. М., 2009.

8.    Тихомиров А. А. Кризисная коммуникация как условие эффективного управления репутацией организации (американский опыт). Череповец, 2004.

9.    Улмер Р., Селлнау Т., Сиджер М. Эффективная кризисная коммуникация. От кризиса к возможности. Харьков, 2011.

10.    Федотова М. Г. Связи с общественностью как антикризисный менеджмент: учебное пособие. Омск, 2009.

11.    Чумиков А. Н. Антикризисные коммуникации. Учебное пособие. М., 2013.

Дополнительная литература

1.    Акимов В. А. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. М., 2004.

2.    Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. М., 2004.

3.    Бинецкий А. Э. Паблик рилейшнз. Защита интересов и репутации бизнеса. М., 2003.

4.    Быкова Е. В., Манджиева К. В. Ньюсмейкинг и спиндок-торинг в бизнесе: МТС vs МЕГАФОН //Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: тезисы междунар. науч. конф. 25-26 ноября 2015г. /отв. ред. Ю. В. Таранова. СПб., 2015. Электронный сборник // jf.spbu.ru/conf-pr/5826.html jf.spbu.ru/conf-pr/5826/5862.html

5.    Быкова Е. В. HR и репутация ответственного работодателя // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. Материалы международной научно-практической конференции 25-26 ноября, 2015. СПб., 2015. С. 13-23.

6.    Быкова Е. В. Речевые тактики спиндокрининга в политическом медиадискурсе // Медиалингвистика. 2016 № 2(12) С. 92-103.

7.    Быкова Е. В., Гавра Д. П. Коммуникативные стратегии в оппозиционном дискурсе // Успехи современной науки и образования 2016, №1. С. 122-129.

8.    Гавра Д. П., Быкова Е. В. Кризисные коммуникации в строительном бизнесе: базовые и прикладные аспекты // Российская школа связей с общественностью 2016. №8. С.100-110.

9.    Быкова Е. В., Таранова Ю. В. Геймификация как PR-тренд в бизнес-коммуникации (на примере мобильного приложения POKÉMON GO // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. СПб., 2016. №2. С. 55-63.

10.    Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. М., 2003.

11.    Anthonissen P. Crisis communication: Practical PR strategies for reputation management and company survival. Kogan page. 2008.

12.    Coombs T., Holladay S. The handbook of crisis communication. Blackwell Publishing Ltd., 2012.

13.    Coombs T. Ongoing crisis communication: planning, managing, and responding. Sage Publications, Inc., 2007.

14.    Millar P., Heath R. Responding to crisis.A rhetorical approach to cisiscommunication. LEA’s communication series, 2004.

15.    Fearn-Banks K. Crisis communications: a casebook approach. Routledge Communication series, 2010.

16.    Fink S. Crisis communications. The definitive guide to managing the message. McGraw Hill Education, 2013.

17.    Hagar C. Crisis information management: Communication and technologies (Chandos information professional series). Chandos Publishing (Oxford) Ltd., 2011.

18.    Heath R., O’Hair H. Handbook of risk and crisis communication (Routledge communication series). Routledge, 2010.

19.    Sellnow T., Seeger M. Theorizing crisis communication (Foundations in communication theory). Wiley-Blackwell, 2013.

20.    Sellnow T., Seeger M. Foundations in Communication Theory. Wiley-Blackwell, 2013.

21.    Walaski (Ferrante) P. Risk and crisis communications: Methods and messages. Willey, 2011.

22.    White C. Social media, crisis communication and emergency management: Leveraging Web 2.0 technologies. CRC press, 2011.

23.    Zaremba A. Crisis communication: theory and practice. M. E. Sharpe. 2010.

Перечень иных информационных источников

1.    Научная библиотека им. М. Горького - www.library.spbu.ru

2.    Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU- elibrary.ru/defaultx.asp

3.    Российская государственная библиотека - www.rsl.ru

4.    Российская национальная библиотека - www.nlr.ru

 просмотров: 447 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru