Журналистика. 1 курс
Методы современной документалистики
15 февраля 2018
Преподаватель: Ильченко Сергей Николаевич, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

Темы лекционных занятий

Занятие 1. Тема 1. Темы и жанры современного хроникально-документального фильма.

Занятие 2. Тема 1. Темы и жанры современного хроникально-документального фильма.

Занятие 3. Тема 2. Социальная и общественно-политическая тема в документальных фильмах.

Занятие 4. Тема 2. Социальная и общественно-политическая тема в документальных фильмах.

Занятие 5. Тема 3. Фильм-портрет.

Темы семинарских занятий

Занятие 1. Тема 1. Концептуальность в документальных фильмах-зарисовках и фильмах-эссе.

Занятие 2. Тема 1. Концептуальность в документальных фильмах-зарисовках и фильмах-эссе.

Занятие 3. Тема 2. Особенности создания фильма-портрета.

Занятие 4. Тема 2. Особенности создания фильма-портрета.

Занятие 5. Тема 3. Социальная проблематика в документальных кино- и телефильмах.

Занятие 6. Тема 3. Социальная проблематика в документальных кино- и телефильмах.

Занятие 7. Тема 4. Темы и образы научно-познавательных фильмов.

Примерные вопросы для зачета

1.    Художественно-публицистические жанры в современной кино- и теледокументалистике

2.    Жанр «зарисовка» как часть документального фильма.

3.    Жанр «эссе» на отечественно телевидении.

4.    Место и роль автора в фильмах-эссе.

5.    «Фильм-портрет» и «портретная зарисовка».

6.    Портретный очерк в кино и на телевидении.

7.    Методы создания фильма-портрета.

8.    Использование методов наблюдения «скрытая камера», «привычная камера» и «метод организованной ситуации».

9.    Создание на экране коллективного портрета.

10.    Тема молодежи в современном документальном фильме.

11.    Образ человека труда в современной документалистике.

12.    Социально активный герой в кино- и теледокументалистике.

13.    Общественно-политические проблемы в современном документальном фильме.

14.    Социальные проблемы на документальном экране.

15.    Российская провинция а документальных кино- и телефильмах.

16.    Документальный фильм в рамках программы «Специальный корреспондент».

17.    Темы и образы в телефильмах программы «Профессия репортер».

18.    «Медийные» лица в документальных телефильмах.

19.    Жанр «мокьюментери» в кино и на телевидении

20.    Фильмы в жанре путевого очерка. Роль ведущего и комментатора.

Критерии оценки (зачет)

Зачет по дисциплине проводится в устной форме . В билете 2 вопроса. Время ответа – 10 минут. Качество ответа на вопрос билета суммируется с оценкой представленного на семинарском занятии анализа документального телефильма (доклад, сообщение, анализ). Зачет ставится в случае, если магистрант регулярно посещал занятия, показал знание вопроса и сделал полноценный доклад или анализ фильма.

Зачет не ставится в том случае, если студент не показал достаточно глубоких знаний по дисциплине и не посетил более 50% семинарских занятий.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не посещал аудиторные занятия (менее 25 процентов) и не смог ответить на вопросы преподавателя во время зачета.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – до 90 минут.

    

Обязательная литература

1.    Абдуллаева З. Постдок: неигровое/игровое. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

2.    Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: «Архитеутура-С», 2012.

3.    Грей Гордон. Кино: визуальная антропология. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

4.    Жижек Славой. Чума фантазий. Х.: изд-во Гуманитарный Центр, 2014.

5.    Ильченко С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности? CПб.: ИВЭСЭП, 2014.

6.    Ильченко С.Н. Политические игры в медиапространстве. СПб.: ИВЭСЭП, 2017.

7.    Тюрин Ю. История и киномистификации. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Болхонцева С.К. Научно – популярное кино//Сб. научных статей. – Ленинград, 1991.

2. Васильков И.А. Искусство кинопопуляризации: Очерки теории научно – популярного кино. – М.: Искусство, 1982.

3. Гинзбург В.Л. Еще раз к вопросу о популяризации науки//Наука и религия. – 2007. - №8. – С. 24

4. Золотухина А.Н. Научно – популярное кино и специфика его пропаганды. – М.: Знание, 1985.

5. КачкаеваА. Что такое научно – популярное вещание?// Радиопрограмма в эфире радио «Свобода» от 01.05.06.

6. Константинова Е.Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистки МГУ// www.mediascope.ru

7. Лапина И.Ю. Научно – популярное телевидение: Драматургия мысли. – М.: Аспект Пресс, 2007.

8. Васильков И. Идея и тема в научно-популярном сценарии. — М.:ВГИК, 1977.

9. Васильков И.А. Научно – популярное кино и современность: Задачи и проблемы. – М., 1982.

10. Дедюхина А. Как они делают это на канале «Дискавери»//Эксперт. – 2003. – № 44.

11. Жирков Г.В. Просветительская миссия журналистики: к 300-летию русской печати // Сб. статей. Вып. 3. – СПб, 2004.

12. Капица С.П., Викторов В.Л., Николаев Н.Л. Между очевидным и невероятным. – М.: Искусство, 1985.

13. Лапина И.Ю. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. М., 2002

14. Лутаенко В.С. Эстетическая культура и научное кино. – Киев: Мыстэцтво, 1989.

15.Научно – популярное кино: Проблемы. Размышления. Споры. – СПб.: ВНИИИ, 1991.

 просмотров: 159 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru