Журналистика. 1 курс
Основы режиссуры документального фильма
15 февраля 2018
Преподаватель: Познин Виталий Федорович, доктор искусствоведения, профессор
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Вводная лекция. Определяющая роль режиссера в процессе создания документального фильма. Умение подобрать съемочную группу, четко руководить съемочным процессом, добиваясь слаженности действия представителей всех творческих и смежных профессий.

Лекция 2. Работа режиссера в подготовительный и съемочный периоды. Осмотр объекта, знакомство с героями фильма. Режиссерский сценарий как основа будущего фильма и основа для составления сметы и календарного плана, Функции членов съемочной группы.

Лекция 3. Работа режиссера с оператором. Световое и цветовое решение фильма. Творческое использование оптики, оптических сред.

Лекция 4. Работа со звукорежиссером. Роль звука в создании экранного образа. Роль шумов. Создание атмосферы действия (интершум). Создание звуковой партитуры

Лекция 5. Подготовка и проведение монтажно-тонировочного периода. Монтажно-тонировочный период – окончательное формирование композиции фильма, его смысловой и образной структуры.

Лекция 6. Закадровый текст и запись диктора. Подбор музыки и шумов. Процесс монтажа. Использование спецэффектов при монтаже.

План практических занятий

Занятие 1. Работа над сценарием Студенты предлагают темы будущих коротких документальных фильмов. Темы оформляются в виде заявок, затем в виде литературных сценариев или синопсисов.

Занятие 2. Режиссерский сценарий. Студенты проводят работу, которую режиссер должен выполнить во время подготовительного периода, - собирают необходимый материал, продумывают поэпизодное построение фильма, его изобразительное и звуковое решение.

Занятие 3. Монтажно-тонировочный период. Студенты составляют монтажный лист, подбирают музыку, расписывают звуковую партитуру фильма для 2-х звуковых дорожек, прописывают возможные спецэффекты при монтаже, оформляют титры и надписи, указывают использованную фильмотеку и музыку.

Творческие задания обучающиеся готовят на базе УТРК «Первая линия» (при наличии возможности) или на технической базе ВШЖиМК.

Монтаж учебных программ студенты выполняют преимущественно самостоятельно в учебные часы дисциплины и / или вне учебного времени по письменным заявкам, с учетом графика работы ТРК «Первая линия» (основы записи изображения и звука, а также монтажа освоены студентами в процессе учебной дисциплины «Техника и технология СМИ»).

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен

    

Вопросы к экзамену по курсу «Основы режиссуры документального фильма»

1. Коллективный характер творчества при создании документального фильма.

2. Основные этап работы над фильмом.

3. Подготовительный период. Работа над сценарием. Осмотр объектов. Работа с оператором. Операторская экспозиция.

4. Определение стилистики фильма. Понятие «монтажного мышления».

5. Съемочный период. Выбор объектов. Подготовительная работа с героями фильма.

6. Работа с оператором в процессе съемок.

7. Функции участников съемочного процесса.

8. Работа с редактором фильма.

9. Виды сценария. Режиссерский сценарий.

10. Поэпизодное построение фильма.

11. Составление сметы и календарного плана. Оптимальное использование времени.

12. Работа в павильоне, интерьере и на натуре.

13. Работа со звуком. Роль шумов в создании атмосферы эпизода, фильма.

14. Особенности работы с героями фильма. Способы документальной съемки.

15. Отбор фильмотеки и иконографии.

16. Использование специальных видов съемки и спецэффектов

17. Работа с монтажером. Монтажный лист.

18. Использование спецэффектов при монтаже.

19. Звуковое решение фильма. Отбор музыки и шумов.

20. Изображение и текст в документальном фильме.

Критерии оценки на экзамене

Отлично – студент глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 2 несущественных недочетов; практические работы выполнены на высоком уровне.

Хорошо – студент недостаточно глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, но может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 3 несущественных недочетов; практические работы выполнены на достаточном уровне.

Удовлетворительно – студент слабо и поверхностно знает теоретический материал учебной дисциплины, не может подкрепить его сильными и правильными аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 4 и более грубых недочетов; практические работы выполнены слабо, качество и количество работ не соответствует предъявляемым требованиям.

Неудовлетворительно – студент не ориентируется в теоретическом материале учебной дисциплины, не может подкрепить его правильными аргументами, верными примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 5 и более грубых недочетов; практические работы не выполнены.

В экзаменационную ведомость оценка неудовлетворительно выставляется также в том случае, если студент пользуется на экзамене записями и материалами, средствами коммуникации и связи.

Список обязательной литературы

1. Железняков В.Н. Цвет и контраст. М. ВГИК, 2005.

2. Кузнецов И., Познин В. Создание фильма на компьютере. – СПб.: Питер, 2005.

3. Медынский С. Е. Оператор: Пространство. Кадр. М. 2012.

4.Муратов С. А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.

5. Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение решение аудиовизуального произведения. СПб, 2015.

6. Познин В. Ф. Основы монтажа изображения СПб, 2010.

7. Познин В. Ф. Экранное пространство и время: психология восприятия. СПб., 2012.

8. Познин В. Ф. Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика. М., 2016.

9. Пронин А. А.Mass-док: презумпция нерративности. СПб, 2017

Список дополнительной литературы

1. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.

2. БазенА. Что такое кино? М., 1972.

3. Долинин Д.П. Киноизображение для чайников. Интеренет-ресурс

4. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

5. Монтегю А. Мир фильма. "Искусство" Ленинградское отделение, 1969.

6. Познин В.Ф. Экранное пространство и время. СПб, 2012

7. Почкай Е. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио. СПб., 2000

8. Привалова Н.К. Работа над видеосюжетом. М., 2001

9. Рабигер Майкл. Режиссура документального экрана. М., 1999.

10. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., 1998

 просмотров: 203 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru