Журналистика. 1 курс
Теория и практика деловой журналистики
19 февраля 2018
Преподаватель: Алексеева Марина Евгеньевна, преподаватель-почасовик
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План семинарских занятий

19 марта. Как просчитать СМИ (печатное, электронное издание). Маркетинговые исследования. Менеджмент, в том числе финансовый, в редакции.

Основные параметры бизнес-плана. Составление бизнес-плана издания своей мечты как важнейшего экономического инструмента издания.

26 марта. Проверка и обсуждение заданий по составлению бизнес-плана. Особенности и отличия бизнес-планов для печатных и электронных изданий.

2 апреля. СМИ и социальная ответственность бизнеса. Субъекты информационного процесса. Источники информации, порядок направления запросов, выстраивание взаимоотношений с пресс-службами госструктур и коммерческих компаний. Критерии оценки.

Способы и формы подачи материала о социальной ответственности бизнеса в корпоративной, местной и федеральной прессе. Коренные отличия подачи материалов этой тематики для рекламной и аналитической статьи. Сделать анализ социального отчета на примере конкретных бизнес-компаний.

24 апреля. Деловая игра «Бюджет города». Студентам двух команд будут предложены основные цифровые данные потенциального бюджета, который им предстоит распределить по сферам деятельности и обосновать свое решение. Участники другой команды выступают в качестве оппонентов и предлагают свое решение распределения доходов и расходов городского бюджета. По итогам этого обсуждения студенты пишут аналитический материал с обязательным комментариями экспертов по этой проблематике. Каждому студенту дается определённое издание (деловое или массовое), в формат которого он должен попасть.

Зачитывание и обсуждение написанного с учетом требований деловой журналистики. Насколько полно использованы все данные цифры и факты. Оценка композиции и стиля делового текста.

Консультация. Подведение итогов, ответы на вопросы.

Внутрисеместровый контроль

Не предусмотрен.

Вопросы к экзамену

1.    Основные экономические категории работы предприятия (организации, бизнес-компании) в условиях рыночной экономики. Предприятия СМИ в условиях рыночной экономики.

2.    Влияние рыночной экономики на деятельность современных СМИ.

3.    Ценовая политика СМИ. Формирование цены для распространения печатных СМИ. Система распространения СМИ. Продвижение на рынке различных типов СМИ.

4.    Рынок деловых СМИ (РФ, СПб)

5.    Социально-экономическая тематика в СМИ. Проблемы доступа к информации.

6.    Сходство и различие в построении редакций корпоративных, деловых, массовых и качественных изданий. Какие направления и темы входят в сферу их интересов.

7.    Формы и способы подачи материалов на экономические темы в деловых, массовых и качественных изданиях. В чем их особенность.

8.    Язык и стиль деловых материалов.

9.    Факты: полнота изложения, точность. Как избежать фактологических ошибок и что делать, если они все-таки обнаружены.

10.    Выстраивание взаимоотношений с пресс-службами госструктур и компаний.

11.    Формирование досье экспертов.

12.    Основные понятия маркетинга. Ключевые понятия медиамаркетинга. Маркетинговые технологии на медиарынке: специфика и особенности вывода на рынок нового издания. Роль отдела маркетинга в издательском доме

13.    Основные параметры бизнес-плана. Уровень экономической эффективности издания.

14.    Понятия и критерии социальной ответственности бизнеса. Цели бизнеса и цели общества. Как подавать материалы на тему социальной ответственности бизнеса.

Критерии оценки

Положительная оценка ставится в тех случаях, когда студент посещает все занятия, демонстрирует свою заинтересованность и глубокое знание программного материала, а также современной учебной и научной литературы. А главное - способен творчески применять полученные знания к решению задач профессионального характера, что подтверждает примерами из своей журналистской (учебной) практики.

Оценку «не зачтено» ставится, если студент демонстрирует существенные пробелы в знаниях основного учебного материала.

Список обязательной литературы

1.    Бизнес-коммуникации: учебное пособие / С. Н. Большаков, М. О. Потолокова. Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций: Кафедра теории коммуникации. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ : Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ, 2012. 137 с.

2.    Мельник Г. С., Виноградова С. М. Деловая журналистика. М.: Юрайт, 2010 (базовый учебник).

3.    Гуревич С. М., Иваницкий В. Л. Назаров А. А., Щепилова Г. Г. Основы медиамаркетинга. М., 2007.

4.    Основы медиабизнеса / Под редакцией Вартановой Е. Л. М., 2009Экономическая политология: отношения бизнеса с государством и обществом : учебное пособие / отв. ред. А. Д. Богатуров. М. : Аспект Пресс, 2012. - 240 с.

5.    Экономика и бизнес. А - Я : словарь-справочник / Н. Уолл, Я. Маркузе, Д. Лайнз, Б. Матрин ; пер. с англ. К. С. Ткаченко. М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Список дополнительной литературы

1.    Финк К. Стратегический газетный менеджмент. М., 2004.

2.    Мирошниченко А. Когда умрут газеты. М., 2011

3.    Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1998.

4.    Кирия И. В. Зарубежный медиамаркетинг. М., 2006.

Перечень иных информационных источников

1. Коммерсант

2. Ведомости

3. Деловой Петербург

4. Форбс

5. Русский репортер

8. Rbc.ru

9. Fontanka.ru

10. СПб ведомости

11. Российская газета

12. Известия

 просмотров: 183 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru