Журналистика. 1 курс
Производственная (профессионально-творческая) практика
19 февраля 2018
Преподаватель: Мисонжников Борис Яковлевич, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Знакомство с общими требованиями отдела практики и правилами прохождения практики. Типичные ошибки практикантов. Этика взаимодействия магистранта и редколлегии.

Занятие 2. Изучение баз практик. Обзор ведущих отечественных деловых медиахолдингов и СМИ (на примере онлайн-версий газет или электронных СМИ). Выступление с докладами (регламент 5-7 минут). Обзор рынка СМИ Северо-Западного региона, требования к журналистам.

Занятие 3. Обзор ведущих зарубежных деловых медиахолдингов и СМИ (на примере онлайн-версий газет или электронных СМИ). Выступление с докладами (регламент 5-7 минут).

Занятие 4. Подготовка описания редакции – места прохождения практики. Выполнение исследовательской работы прикладного характера (изучение аудитории редакции, ее реакции на публикации материалов деловой тематики, анализ публикаций редакции, посвященных проблемам бизнеса и др.).

Занятие 5. Изучение графика деловых мероприятий в период прохождения практики.

Занятие 6. Социальный компонент в бизнес-публикации. Анализ материалов современной деловой прессы. Идеи для business-story.

Занятие 7. Big-data в деловой журналистике.

Занятие 9. Встреча с корреспондентом делового издания.

Занятие 10. Государственная экономическая политика и ее освещение в деловых СМИ. Кейс-стади.

Занятие 11. Освещение финансовых рынков в деловых СМИ. Анализ материалов.

Занятие 12. Методики работы журналиста в деловых СМИ. Взаимодействие с экспертами и экспертными группами. Составление собственной базы экспертов. Задание: подготовить аналитическое заключение о творческой лаборатории журналиста делового издания к текущему контролю.

Занятие 13. Кастинг-встреча с главным редактором делового издания.

Занятие 14-15. Разработка тем для инициативного освещения. Разбор «завалов». Консультация по работе над конкретным редакционным материалом.

Внутрисеместровый контроль

Требования к отчету

К финалу работы в семестре магистранты готовят отчет, представляющий собой аналитическое заключение, написанное в свободной форме и посвященное методам профессиональной деятельности одного или нескольких ведущих журналистов издания, занимающихся деловой тематикой. Базовым элементом аналитического заключения может стать интервью с ними. В данном материале магистрант анализирует работу ведущих журналистов издания по следующим направлениям: специфика сбора журналистской профессиональной информации для написания материала, темы и поднимаемые проблемы, особенности работы над текстом произведения (лексические, стилистические приоритеты, методы решения композиционной задачи — выбор модели текстопостроения в зависимости от использования наиболее сильного аргумента и проч.). Магистрант также должен определить уровень дискурсной составляющей произведений, выражающийся в их взаимосвязи с актуальной деловой проблематикой. Объем аналитического заключения — от 3 до 9 печатных страниц.

Текущий контроль

Для прохождения текущего контроля магистранту необходимо сдать отчет в письменном виде.

Критерии оценки (текущий контроль)

Текущий контроль считается пройденным, если студент посещал занятия, выступал с докладами, выполнял задания, а также подготовил отчет – аналитическое заключение, посвященное методам профессиональной деятельности одного или нескольких ведущих журналистов издания, занимающихся деловой тематикой.

Список обязательной литературы

1. Аникина М. Е. Типология периодической печати М., 2009.

2. Большаков С. Н. Бизнес-коммуникации. СПб., 2012.

3. Вырковский А.В. Деловая журналистика. М.: Медиамир, 2010.

4. Голикова Л. Б. Система деловых журналов в России: дисс. …канд. филол. н. М., 2009.

5. Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст. М., 2017.

6. Лейхифф Дж., Пенроуз Д.М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. СПб, 2001.

7. Мельник Г., Виноградова С. Деловая журналистика. 2010.

8. Покровская Е. А. Бизнес-коммуникации. М., 2010.

9. Положение о практике. Магистратура. URL: jf.spbu.ru/upload/files/file_1340099106_956.pdf

10. Тангейт М. Медиагиганты. М., 2006.

Список дополнительной литературы

1. Бершидский Л. Ремесло. М., 2013.

2. Блинова М.В. СМИ в Японии: медиабизнес, традиции, культура. М., 2008

3. Блумберг М. Блумберг о Блумберге. М., 2010.

4. Демин Ю.М. Бизнес-PR – М., 2003 г.

5. Кен Доктор. Newsonomics: 12 новых трендов, которые изменят новости. М., 2013.

6. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. М.,2013.

7. Мисонжников Б. Я. Деловое издание в лабиринте медиарынка // Журналистика: исследования - методология - практика: сборник научных трудов. СПб., 2004.

8. Основы медиабизнеса / Под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2009.

9. Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. М., 2004.

10. СМИ в меняющейся России / Под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2010.

11. Соломатина О. Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения. М., 2016.

12. Теплова Л. А. Типология информационно-аналитических еженедельных журналов (на примере журналов "Коммерсантъ-Weekly", "Деньги", "Эксперт", "Итоги", "Профиль", "Коммерсант-Власть" и "Компания"): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2002.

13. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 2013.

14. Типология печатных СМИ / общ. ред. М. А. Шишкина, науч. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2009.

15. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2007.

16. Шестакова Е. Искусство кратких презентаций. СПб., 2013.

17. Энциклопедия мировой индустрии СМИ / Под ред. Е. Л. Вартановой. М., 2013.

Перечень иных информационных источников

1. Амзин А. Мы и ЖО. URL: themedia.center

2. Библиотека Гумер. URL: gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Index.php

3. Блог Максима Ильяхова. URL: maximilyahov.ru

4. Блог медиатренера Оксаны Силантьевой. URL: sila.media

5. Блог о медиатрендах компании Mediatoolbox. URL: mediatoolbox.ru

6. Главред. Инструмент для редактуры текстов. URL: glvrd.ru

7. Дизайн текста для редактора. Статьи и уроки об управлении вниманием на бумаге и в Интернете. URL: design.glvrd.ru

8. Журналист. URL: jrnlst.ru

9. Журналистика данных. О дата-журналистике на русском языке. URL: datadrivenjournalism.ru

10. История «Бонниер Бизнес Пресс». URL: bonnierrussia.ru

11. Медиаоблако. Клуб журналистов. URL: oblako-media.ru

12. Медиаспрут. URL: mediasprut.ru

13. Медиастанция. Портал для Media Sapiens. URL: mediastancia.com

14. Международная журналистская сеть. URL: ijnet.org

15. Новый репортер. Интернет-журнал для медиаспециалистов. URL: newreporter.org

16. Пособие по журналистике данных. URL:https://ria.ru/files/book/_site/index.html

17. Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 2010-2016 гг. URL: fapmc.ru/mobile/activities/reports.html

18. Тилда. Конструктов лонгридов и сайтов. URL: tilda.cc

19. Уроки журналистики для начинающих. Литература по журналистике. Электронная библиотека. URL: journ-lessons.com/litra.html

20. Школа конвергентных СМИ. Материалы.URL: new-media-school.blogspot.ru

21. Школа текста Александра Колесниченко и Алеси Лонской. URL: shkolatexta.ru

22. Школа эффективного текста Андрея Мирошниченко. URL: aka-media.ru

23. Электронные ресурсы Научной библиотеки им. М. Горького. URL: cufts.library.spbu.ru

 просмотров: 152 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru