Журналистика. 2 курс
Методология и методы исследований в сфере СМИ
11 сентября 2017
Преподаватель: Блохин Игорь Николаевич, доктор политических наук, доцент; Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Занятие 1. Медиапространство как объект изучения, его элементы и структура. Системный подход как основа исследовательской практики. СМИ как объект исследования. Проблема соотнесения теоретических знаний с практикой функционирования СМИ. Исторические, филологические, политологические, социологические и психологические исследования СМИ и журналистики. Актуальность, цели и задачи исследований в сфере СМИ. Типология СМИ.

Занятие 2. Методология составления программы диссертационного исследования (введения). Программа исследования и ее составные части. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Актуальность и новизна. Цель и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Интерпретация и операционализация. Логический анализ основных понятий. Рабочие гипотезы. Теоретическая и эмпирическая базы. Взаимосвязь задач и структуры.

Занятие 3. Теоретические основания исследований в сфере СМИ. Общая характеристика методов исследования и его этапов (подготовка; сбор, обработка и анализ информации; реализация). Принцип адекватности методов целям и задачам исследования. Общетеоретические методы. Методы организации исследования. Методы сбора информации. Методы обработки информации. Методы интерпретации данных.

Занятие 4. История и современная практика исследований СМИ. Основные центры медиаисследований в России. Исследование сообщений (текстов). Исследование организаций (редакций) и персонала (журналистов). Исследование аудитории. Характеристика источников информации. Принципы работы с базами данных. Информация исследовательских фирм: информационные продукты, их особенности, возможности адаптации.

Занятие 5. Общетеоретические методы в исследованиях массовой информации. Анализ и синтез. Методы научного познания. Индукция и дедукция. Эмпирические и прикладные исследования. Монографическое исследование. Метод системного анализа. Понятия системы, структуры и функции. Структурный и функциональный анализ. Анализ института и организации. Компоративный принцип в исследованиях. Историко-сравнительный метод. Диалектический метод и его разновидности.

Занятие 6. Методы организации исследования. Выборочный метод в исследованиях СМИ. План исследования. Организация технологического процесса. Вероятностные и целенаправленные принципы определения выборочной совокупности. Объем выборки. Доверительный интервал. Метод типичных представителей. Биографический метод. Метод создания медиапортрета. «Анализ случая».

    Занятие 7. Методы сбора информации. Общая характеристика методов, применяемых при изучении СМИ. Опрос как метод сбора информации. Виды опроса. Функции и классификация вопросов. Анкетирование. Интервью. Метод экспертной оценки. Специфика опроса в социальных сетях. Подготовка инструментария опроса. Проведение опроса. Критерии качества данных опроса. Виды и особенности интервьюирования. Аудитория как потребитель информации. Сегментирование аудитории. Социальный портрет. Интересы, предпочтения, потребности. Потребительские характеристики аудитории.

Занятие 8. Особенности методологии качественного исследования. Виды качественных исследований. Изучение восприятия информации. Качественные методы: общая характеристика, особенности, границы применения. Наблюдение, эксперимент, фокус-группа, холл-тест и их применение в исследовательской практике. Редакционный коллектив как объект качественного исследования. Наблюдение. Виды и программа наблюдения. Эксперимент. Виды экспериментов. Валидность. Фокус-группы: понятие и задачи, организация, отбор участников, требования к модератору.

Занятие 9. Особенности медиатекста. Стилистический анализ. Основные стилистические черты публицистики. Функции текста СМИ. Жанры. Специфика структуры текста СМИ. Алгоритм анализа медиатекстов. Структурный и тематический анализ, анализ профилей материалов, анализ цитируемости, анализ аргументации, этнометодологический анализ.

Занятие 10. Методы анализа документов. Понятие и виды документов. Анализ документов в исследовательской практике. Принципы и правила изучения информации прессы, радио, телевидения. Герменевтическая природа интерпретации текстов. Текст как культурно-семиотический конструкт, позволяющий описывать процесс производства и трансляции смыслов.

Занятие 11. Дискурс-анализ. Понятие дискурса и дискурс-анализа. Критический дискурс-анализ. Методики выполнения дискурс-анализа. Социолингвистический и психолингвистический виды анализа. Пропагандистский анализ. Анализ слухов. Метод нахождения контекстов. Контент-мониторинг. Ивент-анализ. Когнитивное картирование. Интент-анализ. Мотивационный анализ.

Занятие 12. Процедура контент-анализа. Подготовка к контент-анализу. Выборка для контент-анализа. Единицы анализа. Проведение содержательного и структурного контент-анализа. Измерение в контент-анализе. Достоинства и недостатки метода. Проблемы, возникающие в ходе контент-анализа.

Занятие 13. Особенности исследований рынков прессы, радио, телевидения, Интернета. Прогнозирование изменений рынка СМИ. Взаимозависимость структуры массовой информации и социальной структуры. Принципы организации мониторинга. Исследования рекламы. Оценка эффективности рекламы. Продвижение СМИ как товара. Опросы на месте продаж. Оценка эффективности подписной и рекламной кампании.

Занятие 14. Анализ данных, полученных с помощью неформализованных методов. Анализ данных фокус-групп. Анализ данных включенного наблюдения. Анализ биографических данных. Анализ визуальных образов. Фотография как объект анализа. Анализ фотографий как вспомогательный элемент исследования. Неформализованный анализ фотографий.

Занятие 15. Обобщение и использование результатов исследования. Обработка данных. Использование статистических методов. Шкалы измерений. Многомерное шкалирование. Принципы обработки информации, полученной в ходе опросов. Кодификация. Классификация высказываний. Программное обеспечение обработки количественной информации. SPSS, WAAL-2000, WebScan и др.

Занятие 16. Анализ информации, полученной в ходе исследования. Приемы обработки данных. Группировка и визуализация эмпирических данных. Средние показатели вариационного ряда. Меры вариации и рассеяния. Приемы работы с динамическим рядом.

Занятие 17. Индексы. Статистика хи-квадрат. Корреляционный, факторный, кластерный, типологический, регрессионный, причинный, дискриминантный, сетевой виды анализа и возможности их использования. Q-методология.

Занятие 18. Описание и объяснение данных. Построение таблиц и диаграмм. Подготовка и написание научного отчета. Представление данных в научной публикации.

План практических / семинарских занятий

Практические / семинарские занятия не предусмотрены.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к зачету

1.    Медиапространство как объект изучения, его элементы и структура.

2.    Системный подход как основа исследовательской практики. СМИ как объект исследования.

3.    Типология СМИ.

4.    Методология составления программы диссертационного исследования (введения).

5.    Программа исследования и ее составные части.

6.    Теоретические основания исследований в сфере СМИ. Общая характеристика методов и их иерархия.

7.    Общая характеристика методов исследования и его этапов (подготовка; сбор, обработка и анализ информации; реализация).

8.    История и современная практика исследований СМИ. Основные центры исследования СМИ в России.

9.    Общетеоретические методы в исследованиях массовой информации. Методы научного познания.

10.    Методы организации исследования. Выборочный метод в исследованиях СМИ.

11.    Биографический метод. Метод создания медиапортрета.

12.    Методы сбора информации. Опрос как метод сбора информации.

13.    Метод экспертной оценки.

14.    Аудитория как потребитель информации. Сегментирование аудитории.

15.    Особенности методологии качественного исследования. Виды качественных исследований.

16.    Наблюдение. Виды, программа, фиксация результатов наблюдения.

17.    Эксперимент. Понятие и условия проведения. Виды экспериментов.

18.    Методы анализа документов. Герменевтическая природа интерпретации текстов.

19.    Особенности текста СМИ. Стилистический анализ. Алгоритм анализа текстов СМИ.

20.    Структурный и тематический анализ текста, анализ профилей материалов, анализ цитируемости, анализ аргументации, этнометодологический анализ.

21.    Процедура контент-анализа. Контент-мониторинг.

22.    Дискурс-анализ. Критический дискурс-анализ.

23.    Социолингвистический и психолингвистический виды анализа.

24.    Ивент-анализ. Когнитивное картирование. Интент-анализ. Мотивационный анализ.

25.    Особенности исследований рынков СМИ. Принципы организации мониторинга.

26.    Исследования рекламы. Медиапланирование.

27.    Анализ данных, полученных с помощью неформализованных методов.

28.    Обобщение и использование результатов исследования. Обработка данных. Использование статистических методов.

29.    Анализ информации, полученной в ходе исследования. Корреляционный, факторный, кластерный, типологический виды анализа и возможности их использования.

Критерии оценки

Форма проведения зачета – устная.

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1.    посещаемость занятий;

2.    оценка ответа на зачете.

На подготовку ответа аспиранту дается – 20 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 48% (3% за занятие); результаты ответа на вопрос к зачету – 52%. Максимальное количество, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Оценка «Зачет» ставится, если аспирант демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, умение выполнять практические задания, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины. Оценка «Незачет» ставится, если аспирант демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование: Учебник. М., 2011.

2.    Рузавин Г. И. Методология научного познания: учебное пособие. М., 2013.

3.    Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина. С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

4.    Социология журналистики: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

5.    Теории журналистики в России: зарождение и развитие. СПб., 2014.

Список дополнительной литературы

1.    Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

2.    Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернет-сетей // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.

3.    Белановский С. А. Метод фокус-групп. Учеб. пособие. М., 2001.

4.    Березина В. Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999.

5.    Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

6.    Васильев В. П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды. М., 1986.

7.    Выровцева Е. В. Журналистский текст как выражение позиции автора // Журналистика 2003: обретения и потери, стратегии развития: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 3-6 февр.2004 г. М., 2003.

8.    Гадамер Х.-Г. Истина и метод, М., 1988.

9.    Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология. Методология и методы: Учеб. пособие. М., 2011.

10.    Грушевская Т. М. Политический дискурс в аспекте газетного текста. СПб., 2002.

11.    Грушин Б. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

12.    Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е.Войскунского. М., 2000.

13.    Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

14.    Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М., 2004.

15.    Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. М., 2003.

16.    Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. Пер. с англ. М., 1982.

17.    Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. М., 1983.

18.    Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.

19.    Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.

20.    Мангейм Дж. Б., Рич Р. Б. Политология. Методы исследования. М., 1997.

21.    Методы исследования СМИ. Под ред. Коробейникова В. С. М., 1982.

22.    Назайкин А. Н. Медиапланирование: учеб. пособие. М., 2010.

23.    Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997

24.    Попова О. В. Методика и техника эмпирических политических исследований. СПб., 2002.

25.    Розенталь Д. Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980.

26.    Ушакова Т. Н., Цеицов В. А., Алексеев К. И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал, 1998, т. 19, № 4.

27.    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

28.    Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. Ч. 1. Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2003.

29.    Щепилов К. Медиаисследования и медиапланирование. М., 2004.

30.    Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

1.    http://mediametrics.ru/

2.    http://www.mlg.ru/

3.    http://mediascope.net/

 просмотров: 63 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru