Очная форма обучения. 3 курс
Стилистика
14 сентября 2017
Преподаватель: Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: речевой коммуникации

План лекционных занятий

7 сентября. Текст как коммуникативная единица. Соотношение журналистского, рекламного и PR-текста. Сильные позиции текста. Речевое воздействие в текстах массмедиа.

Стилистика жанров. Понятие о жанре. Речевая структура жанра. Классификации жанров в массмедиа.

14 сентября. Информационные жанры. Речевая структура заметки. Информирование в PR и рекламе. Речевая структура репортажа. Репортажность в PR и рекламе.

21 сентября. Речевые особенности интервью. Разновидности интервью. Интервью в журналистике, рекламе и связях с общественностью.

28 сентября. Аналитические жанры в журналистике. Речевая структура статьи. Речевые особенности аналитики в PR и рекламе.

5 октября. Художественно-публицистические жанры в журналистике. Речевая структура очерка. Средства художественной выразительности в рекламной и PR-коммуникации. Комическое в массовой коммуникации.

12 октября. Трансформация традиционных жанров в журналистике, рекламе и PR. Жанровая мимикрия.

19 октября. Стилистические особенности тематических разновидностей массмедийного текста.

План практических занятий

Занятие 1. Повторение курса стилистики. Средства выражения авторского начала в тексте массмедиа.

Занятие 2. Текст как коммуникативная единица. Анализ образцов журналистских, рекламных и PR-текстов. Их сравнительная характеристика.

Занятие 3. Сильные позиции текста. Заголовочный комплекс: структура, функции, сравнительная характеристика.

Занятие 4. Речевая структура заметки. Анализ текстов.

Занятие 5. Особенности информирования в PR. Осведомляющие жанры PR-коммуникации. Пресс-релиз.

Занятие 6. Структура рекламного текста. Особенности информирования в рекламе. Демонстрирующие коммуникативные действия.

Занятие 7. Речевая структура репортажа. Анализ текстов.

Занятие 8. Репортажность в PR и рекламе: речевые особенности.

Занятие 9. Жанровые особенности интервью в журналистике. Виды интервью. Преобразование устной речи в письменную.

Занятие 10. Использование интервью в рекламе и связях с общественностью: композиционно-стилистические особенности.

Занятие 11. Аналитические жанры журналистики: общая характеристика. Речевые особенности аналитических текстов. Анализ речевой структуры статьи.

Занятие 12. Элементы аналитики в рекламе и PR: стилистический аспект.

Занятие 13. Речевые особенности художественно-публицистических текстов. Очерк. Анализ примеров.

Занятие 14. Комическое в массовой коммуникации. Анализ примеров.

Занятие 15. Трансформация жанров в журналистике, рекламе и PR. Анализ текстов.

Занятие 16. Стилистические особенности тематических разновидностей журналистских, рекламных и PR-текстов.

Занятие 17. Обобщающее занятие. Подведение итогов.

Практические занятия ведут: Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, Горячев Алексей Александрович, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Малышев Александр Александрович, кандидат филологических наук, старший преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль предполагает следующие формы: 1) учет посещаемости лекционных и практических занятий, 2) регулярную проверку домашних заданий, 3) написание итоговой контрольной работы по курсу.

Вопросы к экзамену

1. Текст как коммуникативная единица. Сравнительная характеристика журналистского, рекламного и PR-текстов.

2. Сильные позиции текста. Заголовочный комплекс: структура, функции, сравнительная характеристика.

3. Речевая структура заметки.

4. Особенности информирования в PR. Осведомляющие жанры PR-коммуникации. Пресс-релиз.

5. Структура рекламного текста.

6. Особенности информирования в рекламе.

7. Речевая структура репортажа.

8. Репортажность в PR и рекламе: речевые особенности.

9. Жанровые особенности интервью в журналистике. Виды интервью. Преобразование устной речи в письменную.

10. Использование интервью в рекламе и связях с общественностью: композиционно-стилистические особенности.

11. Аналитические жанры журналистики: общая характеристика. Речевые особенности аналитических текстов.

12. Анализ речевой структуры статьи.

13. Элементы аналитики в рекламе и PR: стилистический аспект.

14. Речевые особенности художественно-публицистических текстов.

15. Композиционно-стилистические особенности очерка.

16. Формы проявления комического в массовой коммуникации.

17. Трансформация жанров в журналистике, рекламе и PR.

18. Стилистические особенности тематических разновидностей журналистских, текстов.

19. Стилистические особенности тематических разновидностей рекламных текстов.

20. Стилистические особенности тематических разновидностей PR-текстов.

Критерии оценки

Условием допуска к экзамену является наличие у обучающегося портфолио с примерами публицистических текстов различных жанровых разновидностей.

Форма проведения экзамена – устная. Студенту предлагается ответить на два вопроса, проиллюстрировав свой ответ самостоятельно подобранными примерами текстов. Ответ должен происходить на основе анализа соответствующего примера. Не допускается формальный пересказ теоретического материала безотносительно к анализу конкретного текста.

На подготовку ответа студенту дается 40 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует глубокие знания в области стилистики жанров и владеет методикой анализа текстов.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент демонстрирует знание лекционного материала, но испытывает затруднения при анализе текстов или ответе на уточняющие вопросы преподавателя.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент демонстрирует поверхностное знание лекционного курса и затрудняется аргументировать свой ответ с помощью примеров.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не владеет теоретическим материалом, не умеет анализировать текст, не имеет портфолио с заранее подобранными примерами для анализа.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена в одной группе – 3 часа.

Пример тестового задания

1. Самостоятельно подобрать и произвести сопоставительный анализ интервью (статей, заметок и т. д.) различных типов.

2. Найти очерк (репортаж, отчет и т. д.) и описать его жанровые особенности.

Список обязательной литературы

1. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М., 2010.

2. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб., 2011.

3. Солганик Г. Я. Дроняева Т. С. Стилистика и культура речи русского языка. М., 2012.

4. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

5. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2011.

Список дополнительной литературы

1. Бахтин М. М. К проблеме речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

2. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.

3. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.

4. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

5. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

6. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., 2001.

7. Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М., 1999.

8. Имшинецкая И. А. Речевой стиль коммерческой рекламы в его жанровых разновидностях: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2007.

9. Кара-Мурза Е. С. Лингвистическая экспертиза рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

10. Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

11. Коньков В. И., Потсар А. Н. Стилистический анализ текста. СПб., 2006.

12. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2005.

13. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2002.

14. Купина Н. А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

15. Купина Н. А., Матвеева Т. В. Стилистика современного русского языка. М., 2013.

16. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

17. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

18. Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

19. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

20. Морозова Е. В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

21. Муравьева Н. В. Язык конфликта. М., 2002.

22. Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб., 2007.

23. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999.

24. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб., 2002.

25. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000.

26. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

27. Устюгова Е. Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2006.

28. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста: Учебно-практическое пособие. СПб., 2003.

29. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2006.

30. Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998.

Перечень иных информационных источников

1. www.library.spbu.ru - информационные фонды НБ СПбГУ.

2. medialing.spbu.ru - электронная библиотека ресурса «Медиалингвистика».

3. www.mediascope.ru – электронный научный журнал «Медиаскоп».

 просмотров: 576 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru