Очная форма обучения. 3 курс
Профессионально-творческие студии: Жанровые приоритеты прессы
6 марта 2017
Преподаватель: Алексеева Марина Евгеньевна, преподаватель-почасовик
Кафедра: периодической печати

План практических занятий

14 февраля, 21 февраля. Жанровые особенности современных СМИ. Весь спектр информационных и аналитических жанров, сходство и различия между ними. Технология сбора материала для того или иного жанра.

28 февраля, 7 марта. Тенденции развития современной публицистики. Процессы интеграции и дифференциации жанров в современной журналистике. Взаимопроникновение и взаимодействие информационных и аналитических текстов. Проблемно-аналитический репортаж в СМИ.

14 марта, 21 марта. Построение аналитических публикаций. Профессиональные методы работы публициста. Язык и стиль аналитических материалов. Использование выразительных средств, способы привлечения внимания читательской аудитории. Обсуждение конкретных текстов.

28 марта, 4 апреля. Источники информации, порядок направления запросов, выстраивание взаимоотношений с пресс-службами госструктур и коммерческих компаний. Формирование досье экспертов.

11 апреля, 18 апреля. Жанр обозрения в современных СМИ: место, роль, тематика, виды. Примеры обзоров в качественной, деловой и специализированной прессе. Их обсуждение.

25 апреля, 2 мая. Коллоквиум. Для коллоквиума студенты готовят в виде реферата, проекта или творческой работы одно из следующих заданий:

- подготовить досье по аналитическим жанрам журналистики (приветствуются собственные тексты);

- сделать обзор жанровой палитры современной прессы (на основе одного-двух изданий по выбору студента);

- провести сравнительный анализ жанров массовой и качественной газеты;

- провести анализ выразительных средств какого-либо жанра (на примере нескольких текстов одной группы жанров по выбору студента);

Итоги презентации работ студентов учитываются при сдаче зачета по дисциплине.

16 мая (2 занятия). Контрольная работа.

Практические занятия ведет: Алексеева Марина Евгеньевна

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

23 мая (2 занятия). Жанр интервью как самый распространённый и популярных в современных СМИ. Виды. Особенности, Обсуждение написанных интервью.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль включает в себя контроль за посещением занятий и выполнением заданий, предложенных преподавателем во время практических занятий.

Вопросы к зачету

1.    Жанрообразующие факторы.

2.    Аналитические жанры, его типичные особенности, отличие от информационных жанров.

3.    Жанр обозрения в современных СМИ: место, роль, тематика, виды.

4.    Жанр интервью как самый распространённый и популярных в современных СМИ.

5.    Взаимопроникновение и взаимодействие информационных и аналитических текстов на примере создания проблемно-аналитического репортажа.

6.    Авторское «я» в информационных и аналитических жанрах.

7.    Выбор выразительных средств в зависимости от выбора жанра.

8.    Жанровые приоритеты в зависимости от аудитории издания и канала распространения информации.

9.    Особенности жанровой палитры в ежедневном и еженедельном издании.

10.    Особенности жанров интернет-изданий. Влияние современных технологий.

11.    Приоритетные жанры региональной периодической печати.

Критерии оценки

На подготовку ответа студенты дается не более 30 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если студент посещает занятия, демонстрирует всестороннее и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, успешно усвоил основную и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины. А также выполняет все письменные задания по написанию аналитических материалов. Оценка «Незачет» ставится, если студент демонстрирует существенные пробелы в знаниях основного учебного материала

Список основной литературы

1.    Засурский Я. Н. Качественная пресса в медийных структурах. М.: Икар, 2015.

2.    Тертычный А. Жанры периодической печати. М., 2000.

3.    Тертычный А. Аналитическая журналистика. М., 2010.

4.    Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики. URL: www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

5.    Шостак М. Жанры газеты. М., 1999.

6.    Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2011.

7.    Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. М.,2013.

8.    Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. М., 2011.

Список дополнительной литературы

1. Выжутович В. В. Цена успеха, М., 2008.

2. Кобяков А. О жанрах современной газетной журналистики. URL: www.mediasprut.ru/jour/theorie/genr.../ak-genre.shtml

3. Коппервуд Р., Нельсон Р. Как преподносить новости. М., 1998.

4. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

5. Лукина М. Технология интервью, www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/...n/Lyk/index.php

6. Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика www.nethistory.ru/biblio/1043177564.html

7. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

8. Родин Д. Блоговая журналистика: верить нельзя никому. telnews.ru

9. Смирнов В. Система жанров радиожурналистики, www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu...level

10. Соловьев В., Рябинина Н. Редакторская подготовка периодических изданий. URL: www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeri...odIzd/about.htm

11. Телень Л. Поколение Путина. М., 2003.

12. Трейгер И. Блогерская журналистика. URL: russiandenver.50megs.com/bloggs.html

13. Ученова В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. М., 1982.

 просмотров: 204 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru