Очная форма обучения. 3 курс
История зарубежной журналистики
4 февраля 2017
Преподаватель: Коллективный курс
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Журналистика Великобритании на рубеже XIX – XX веков и в военное время.

Предпосылки резкого скачка в развитии печатной журналистики Великобритании в последней трети XIX века. Журналистика в годы Первой мировой войны. Развитие аудиовизуальных СМИ Британии.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 2. Развитие СМИ Британии в межвоенный период. Журналистика Британии в годы Второй мировой войны.

Регулирование деятельности средств массовой информации в военное время. Концентрация и монополизация

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 3. СМИ Великобритании во второй половине XX века: монополизация и концентрация, типологические особенности.

Основные тенденции в развитии печати Британии после Второй мировой войны. Особенности британской газетной типологии: история и современность. Новые форматы общенациональных газет и современная типология британской печати. Региональная и «национальная» печать в Британии.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 4. Электронные СМИ Великобритании во второй половине XX века.

Радио в Британии после Второй мировой войны. Пиратские станции: история и современность. Законодательство в сфере радио, коммерциализация вещания в 1990-е. Развитие региональных частных сетей. Появление частного телевидения (1954). Современное состояние Би-Би-Си. Законодательство о СМИ.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 5. Развитие газетно-журнального дела в США на стыке двух веков, в годы Первой мировой войны и межвоенное время.

Развитие газетно-журнального дела в США на стыке двух веков. «Макрекерство» («разгребатели грязи»). Американская журналистика в годы первой мировой войны. Развитие американской журналистики в межвоенный период. Монополизация прессы. Появление «журналов новостей». «Тайм», Г. Люс и Б. Хадден. Создание журнала перепечаток «Ридерс дайджест». Начало развития электронных СМИ.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 6. СМИ США в годы Второй мировой войны и послевоенное время.

Великая депрессия и американская журналистика. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Начало второй мировой войны. Цензура и самоцензура. Учреждение Комитета военной информации. Бум развития американской военной печати. Радиовещание как один из важнейших каналов массовой информации.

Журналистика США в послевоенные годы. «Холодная война». Маккартизм. Информация и пропаганда в американских СМИ.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 7. Развитие СМИ США во второй половине XX в.

Американский «новый журнализм» 1960-1970-х гг. Расследовательская журналистика. Взаимоотношения прессы и власти. Дифференциация и специализация американских СМИ.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 8. Современное состояние и тенденции развития американских СМИ.

Типологическая характеристика современных американских СМИ. Законодательное регулирование деятельности средств массовой информации Соединенных Штатов Америки. Этические кодексы.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

Лекция 9. Журналистика Германии в 1918 – 1933 годах.

Роль революции 1918 года в развитии журналистики Германии. Журналистика Веймарской республики. Буржуазно-либеральная пресса. Пресса НСДАП. Концентрация прессы: концерны Гугенберга, Моссе, Стиннеса, Ульштайна. Начало регулярного радиовещания (1923).

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель.

Лекция 10. Журналистика Германии в период нацизма (1933 – 1945 годы).

Пропагандистская машина Геббельса. «Фелькишер беобахтер» - «ежедневное массовое собрание у фюрера». «Штюрмер» Юлиуса Штрайхера. «Дас Райх» - газета для интеллектуального круга читателей. Роль аудиовизуальных СМИ и кинематографа в гитлеровской пропаганде.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель.

Лекция 11. Журналистика Германии второй половины XX века. СМИ ГДР.

Информационная политика оккупационных властей Германии в 1945-1949 годах. Пресса ГДР (1949 – 1990): становление системы, структура и типология. Центральная и окружная печать СЕПГ. Информационное агентство АДН. Развитие журналистики Западной Германии в послевоенное время.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель.

Лекция 12. Средства массовой информации ФРГ.

Этапы и типы концентрации прессы. Дело «Шпигеля» 1962 года. Альтернативная молодежная печать. Типологическая характеристика современных СМИ ФРГ: надрегиональная, региональная и местная печать. Особенности телерадиовещания ФРГ. Общественно-правовое телевидение и радио. Частное вещание в Германии. СМИ объединенной Германии. Современная журналистика Германии.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель.

Лекция 13. Журналистика Франции в первой половине XX века.

Пресса Франции в начале XX века. Французская пресса в годы Первой Мировой войны. Пресса в период межвоенного двадцатилетия. Пресса в период Народного фронта.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель.

Лекция 14. СМИ Франции в годы Второй мировой войны.

Оккупация Франции и разделение печати на две территориальные зоны функционирования. СМИ Франции в период Освобождения.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель.

Лекция 15. СМИ Франции периода Четвертой и Пятой республики.

Кризис печати и Генеральные штаты прессы 2008 года. Современная типология печати Франции. Система телевидения: общественные и частные сегменты.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель.

Лекция 16. Современное состояние французского медиарынка.

Типология средств массовой информации Франции. Тенденции развития французских СМИ.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель.

План семинарских занятий

Занятие 1. Вводное занятие. Аудиторная практическая работа № 1 (отчет с обобщением результатов проведенной работы сдается в письменном виде в конце занятия).

Занятие 2. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 3. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 4. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 5. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 6. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 7. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 8. Аудиторная практическая работа № 2 (тест по материалу курса).

Занятие 9. Дискуссия на актуальную тему по материалу курса.

Занятие10. Дискуссия на актуальную тему по материалу курса.

Занятие 11. Дискуссия на актуальную тему по материалу курса.

Занятие 12. Дискуссия на актуальную тему по материалу курса

Примерные темы эссе и презентаций

ФРАНЦИЯ

Документы:

1.    Хартия журналистов 1935 г.

2.    Закон о телевидении 29 июля 1982 г.

Личность:

1.    Интеллектуалы и журналистика (Ж.-П.Сартр, А. Камю, А. Жид, Ф. Мориак, Ф. Соллерс, А. Турэн)

2.    Вторая генерация журналистов (профессионалы) (Эдви Пленел, Патрик Пуавр д`Арвор, Жан-Мари Коломбани, Серж Жюли, Франсуаза Жиру, Кристин Окрен)

3.    Фотографы (Анри Картье-Брессон, Робер Капа)

4.    Репортеры (Альбер Лондр, Джозеф Кессель (публиковался в русских изданиях), Пьер Мак Орлан, Анри де Монфрейд)

Издания:

1.    «Монд»

2.    «Либерасьон»

3.    «Уэст-Франс»

4.    «Шарли Эбдо и сатирическая пресса»

5.    «Журнальная (нишевая) периодика»

6.    «Юманите» и Жан Жоре (с 1904) (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb327877302/date.r=L%27Humanit%C3%A9+%3A+journal+socialiste+quotidien.langEN)

7.    Эко де Пари (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb34429768r/date.r=L%27%C3%89cho+de+Paris.langEN)

8.    «Франс-тирер» и пресса в годы сопротивления (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32777201w/date.r=Lib%C3%A9ration.langEN)

Телеканалы: ФрансТелевизьон, ТФ1, М6, Каналь+ (http://www.ina.fr)

События:

1.    Мировые войны

2.    Период Освобождения

3.    Создание Пятой Республики 1958 г.

4.    События 1968 года

ГЕРМАНИЯ

Документы:

1.    Конституция Веймарской республики

Личность:

1.    Роза Люксембург

2.    Эгон Эрвин Киш

3.    Лени Рифеншталь

4.    Пауль Йозеф Геббельс

5.    Гюнтер Вальраф

Издания:

1.    Иллюстрированная пресса в период Веймарской республики

2.    Документалистика в период Третьего Рейха

3.    «Бильд»

4.    «Шпигель»

5.    Расследовательская журналистика Германии во второй половине XX века

События:

1.    Свержение монархии, журналистика Веймарской республики

2.    Журналистика Третьего Рейха

3.    Журналистика Германии в условиях оккупации (1945-1949)

4.    Новая журналистика Германии после формирования ФРГ

5.    Студенческие волнения 1960-х и журналистика

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Документы:

1.    Акт о защите государства (1914 г.)

2.    Королевская хартия об общественном вещании (1927 г.)

3.    «Кодекс практики» (1990)

Личность:

1.    Альфред и Гарольд Хармсворты (лорд Нортклиф и лорд Ротермир)

2.    Артур Пирсон

3.    Уинстон Черчилль («Сухожилия мира. 5 марта 1946 г.» и др.)

4.    Маргарет Тэтчер («Пробудись, Британия» и др.)

Издания:

1.    «Таймс» (http://www.thetimes.co.uk/tto/archive/)

2.    «Индепендент» (http://www.independent.co.uk/article-archive/)

3.    «Дейли Мейл»

4.    «Ньюс оф зе Уорлд»

События:

1.    Появление и деятельность пиратских станций в Великобритании

2.    Работа Королевской комиссии по делам печати (1947 г.; 1961 г.; 1974 г.)

3.    Трансформация сектора деловой журналистики в 80-90-е гг. XX в. («Файнэншл Таймс», «Экономист», «Рейтер»)

4.    Первая и Вторая мировые войны (тематика изданий, регулирование деятельности СМИ)

США

Документы:

1.    Закон о шпионаже (1917) (Espionage Act of 1917 - www.firstworldwar.com/source/espionageact.htm

2.    Переписка сенатора Дж. Маккарти и президента Г. Трумэнеа (http://www.archives.gov/education/lessons/mccarthy-telegram/images/telegram-page-1.gif; www.archives.gov/education/lessons/mccarthy-telegram/images/truman-reply.gif www.archives.gov

3.    Кодексы этики американских изданий.

Личность:

1.    Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) («Беседы у камина»)

2.    Джозеф Маккарти («Речь Джозефа Маккарти. Уиллинг, Западная Виргиния», «Джозеф Маккарти – президента Гарри Трумэну. 11 февраля 1950 г. и др.)

3.    Мартин Лютер Кинг («У меня есть мечта», «Я был на вершине» и др.)

4.    Билл Клинтон («Я согрешил. Речь 11 сентября 1998 года»)

Издания:

1.    «Нью-Йорк Таймс»

2.    «Вашингтон Пост»

3.    «Уолл-Стрит Джорнал»

4.    «Тайм»

5.    «Бизнесуик»

События:

1.    Великая депрессия и американская журналистика

2.    Уотергейтский скандал (публикации Карла Бернстина и Боба Вудворда // История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2008. С. 85 – 121)

3.    Военные операции США во Вьетнаме и в Ираке.

Рекомендуемые источники для практических занятий

1.    История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия / Сост. Г. В. Прутцков. М., 2007. – 397 с.

2.    История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского; Сост. Г. В. Прутцков. М., 2008. – 222 с.

3.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том первый. М., 2003. – 416 с.

4.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том второй. М., 2003. – 464 с.

5.    Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004. – 440 с.

Семинарские занятия ведут: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, ст. преподаватель; Тюркин Михаил Вячеславович, ДГПХ.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя предполагает работу с текстами первоисточников (8 часов).

Внутрисеместровый контроль

Форма внутрисеместрового контроля – участие в семинарских занятиях и выполнение необходимых заданий, определенных программой дисциплины.

Показателями, характеризующими учебную работу слушателей в семестре, являются:

1. посещаемость занятий и работа на занятиях;

2. выполнение заданий, предложенных преподавателем.

Каждый студент в ходе семинарских занятий должен:

1. Выполнить две аудиторных практических работы (на семинарских занятиях 1 и 8).

Задания для выполнения практической работы в аудитории студенты получают перед началом соответственно 1 и 8 семинарских занятий. Содержание работы связано с изучением документов, сравнительным анализом исторических источников и иных материалов по курсу истории зарубежной журналистики. Письменный отчет о результатах проделанной работы сдается студентом в конце занятия.

2. Подготовить эссе на основе анализа первоисточника и выступить на семинарском занятии с презентацией.

Эссе готовится во время самостоятельной внеаудиторной работы. Объем эссе 5-6 тыс. знаков с пробелами, шрифт – 14, гарнитура – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный. Тематика может быть связана с историческим событием, личностью журналиста, периодическим изданием или документом. Эссе, написанное студентом, должно являться авторским текстом – в случае установления факта прямого плагиата, работа не засчитывается.

К эссе прикладывается текст проанализированного источника с полным и корректным библиографическим описанием, копии проанализированных документов и т.д. с указанием выходных данных.

Студент выступает с сообщением, посвященным теме эссе в рамках семинарских занятий 2, 3, 4, 5 6, 7. Продолжительность выступления – не менее 10 минут.

Выступление в аудитории сопровождается презентацией в формате Power Point., презентация в электронном виде сдается преподавателю.

При написании эссе обязательным требованием является работа с первоисточником, анализ документов (журналистских текстов, речей государственных и общественных деятелей, публикаций в СМИ и т.д.). На базе аналитической работы с первоисточником, студент должен сделать выводы об основных направлениях в творчестве журналиста, политике того или иного издания, позиции журналиста или издания.

Студент должен выбрать одну из предложенных тем, либо предложить собственное направление для анализа. Формулировка темы и документ (первоисточник) для анализа должны быть предварительно согласованы с преподавателем. При отсутствии такого согласования студент не допускается к выступлению, эссе, написанные на темы, которые не были предварительно согласованы, не принимаются. В семинарской группе не допускается дублирование тем.

В начале семинарских занятий составляется график выступлений студентов, в котором определяется, на каком занятии студент должен представить результаты своего анализа и тема выступления, обозначается документ, который взят для анализа.

При нарушении графика (неготовность выступить с презентацией, пропуск занятия по неуважительной причине) при наличии возможности выступление может быть перенесено на резервный день. В случае отсутствия такой возможности и отсутствия у преподавателя информации о причинах пропуска занятия до начала зачетной недели студент не допускается к промежуточной аттестации. Соответственно, студент, не выступивший с устным сообщением в рамках практических занятий, и не сдавший необходимые письменные работы, не допускается к промежуточной аттестации.

Ниже приводится вариант примерного графика выступлений студентов

№    ФИО студента    Тема эссе    Название документа (первоисточника) для анализа    Дата выступления

                

1.        

            

2.        

            

3.        

            

4.        

            

5.        

            

3. Принять участие в дискуссии на актуальную тему по материалу курса (семинарские занятия 9, 10, 11, 12).

Тема дискуссии определяется по согласованию с преподавателем отдельно для каждого занятия. Определяются студенты, которые готовят материалы для дискуссии, и выступают на занятии. Каждый студент должен выполнить индивидуальное задание. К таким заданиям могут относиться:

- подбор документальных, визуальных материалов по теме обсуждения, обозначение темы, ведение дискуссии;

- обзор публикаций зарубежных изданий по выбранной тематике;

- обзор документов;

- обзор научных публикаций;

- составление перечня вопросов для участников дискуссии, а также систематизация аргументов, подтверждающих ту или иную точку зрения и т.д.

Выполнение данного задания подразумевает:

- участие в дискуссии (форма участия оговаривается заранее: ведущий, выступление с обзором материалов и т.д.)

- подготовку материалов для дискуссии (видео, аудио- материалы, копии публикаций в СМИ, копии иных источников, собственные обзоры и т.д.).

Материалы передаются преподавателю в электронном виде в день занятия каждым студентом, что указывает на объем проделанной им работы в процессе подготовки к занятию.

Предполагается выполнение задания в группе из 3-7 человек. Порядок может быть изменен преподавателем.

Накануне семинарских занятий может быть составлена таблица, в которой обозначаются тема дискуссии и задания для студентов.

Дата / занятие    Тема    Ф.И.О. студента    Форма участия в дискуссии    Материалы, которые необходимо подготовить

Занятие 9    Лжесвидетельство Президента США: реакция американских СМИ (Б. Клинтон – М. Левински)    Студент 1    Ведущий дискуссии    Видео из доступных источников, связанное с темой, информация о проблеме, список вопросов к сторонам обсуждения

        Студент 2.    Обзор публикаций прессы    Копии публикаций СМИ

        Студент 3    Обзор научных публикаций    Копии научных публикаций

        Студент 4    Систематизация аргументов команды, вопросы к стороне противника    Список аргументов и вопросов

        Студент 5

(оппонирующая сторона)    Обзор публикаций прессы    Копии публикаций СМИ

        Студент 6

(оппонирующая сторона)    Обзор научных публикаций    Копии научных публикаций

        Студент 7

(оппонирующая сторона)    Систематизация аргументов команды, вопросы к стороне противника    Список аргументов и вопросов

Таким образом, набор документов для прохождения текущего контроля включает:

- аудиторная письменная работа, выполненная на первом семинарском занятии (выполняется на основе раздаточного материала, сдается в конце занятия);

- аудиторная письменная работа, выполненная на восьмом семинарском занятии (выполняется на основе раздаточного материала, сдается в конце занятия);

- эссе (самостоятельный анализ первоисточника – 5-6 тыс. знаков с пробелами);

- текст, который был проанализирован, копии проанализированных документов с выходными данными;

- презентация в формате Power Point, отражающая основные мысли эссе и выступления в аудитории.

Эссе, проанализированный документ с выходными данными и презентация сдаются в электронном виде. Сроки сдачи устанавливаются преподавателем (как правило, не позднее 7 дней после выступления на занятии). Выступление в аудитории с презентацией является обязательным требованием.

- материалы, которые студент готовил для дискуссии.

Контрольная работа

Во время контрольной работы студенты выполняют тест на основе лекционного материала.

Вопросы к экзамену

1.    Британский «новый журнализм»: предпосылки и этапы развития.

2.    Межвоенный период в истории журналистики Великобритании.

3.    Журналистика Великобритании в годы Второй мировой войны.

4.    Концентрация и монополизация британских СМИ: исторический опыт XX столетия.

5.    Би-Би-Си как общественная телерадиовещательная корпорация.

6.    Современная типология британских изданий.

7.    Законодательство Великобритании о СМИ (конец XX в.)

8.    Немецкая политическая пресса на рубеже XIX-XX вв.

9.    Журналистика Веймарской республики: периодизация, характеристика периодов.

10.    Система гитлеровской пропаганды. Пресса Германии периода нацизма.

11.    Информационная политика оккупационных властей на территории Германии в послевоенный период.

12.    Система СМИ ГДР.

13.    Концентрация прессы ФРГ.

14.    Пресса и студенческое движение 1960-х годов в Германии. Шпигель-скандал.

15.    Своеобразие аудиовизуального рынка Германии.

16.    Особенности развития журналистики Франции на рубеже XIX – XX столетий.

17.    Информационная пресса и пресса мнения во Франции в начале XX века.

18.    Французская пресса в годы Первой мировой войны.

19.    Становление французского радиовещания и его роль для медиа-рынка.

20.    Оккупационный режим и пресса Франции. Вишистский режим печати.

21.    Период Пятой республики и развитие французских СМИ.

22.    Современные французские медиа: состояние печати и телевидения.

23.    Развитие газетно-журнального дела в США на cтыке XIX и XX веков.

24.    Прогрессивное десятилетие в журналистике США. Макрекерство.

25.    Монополизация журналистики США в межвоенный период.

26.    Феномен «журнала новостей» и «дайджесты» в американской журналистике.

27.    СМИ США в годы Второй мировой войны и послевоенный период.

28.    Типологическая характеристика печати и США конца XX в.

29.    Американские аудиовизуальные СМИ: история и современность.

30.    Регулирование деятельности американских СМИ.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – устная. Студент готовит устный ответ на 2 предложенных преподавателем вопроса из списка вопросов к экзамену.

Формальным допуском к экзамену является положительная оценка работы на семинарских занятиях (для этого необходимо: выполнение заданий в рамках внутрисеместрового контроля). Если какое-либо задание оказывается невыполненным, студент не может получить положительную оценку за экзамен. Добросовестное выполнение всех заданий, активное участие в дискуссиях, демонстрирующее хорошие знания теоретического материала, а также успешное прохождение письменного теста по материалам лекционных занятий дает возможность студенту сдать экзамен в упрощенной форме: ответить на один из двух вопросов в билете по своему усмотрению, либо получить «автомат». Имена этих студентов озвучиваются преподавателем на последнем семинарском занятии.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Критерии оценки

Оценка «Отлично» ставится, если студент ответил на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, может привести примеры из истории журналистики, прокомментировать их, объяснить значение того или иного события, может грамотно ответить на любой, заданный преподавателем вопрос, связанный с темой вопросов в билете, ответ экзаменуемого является логичным и последовательным.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, однако неполно раскрывает тему вопроса (вопросов), не может привести примеры, иллюстрирующие тот или иной тезис, не имеет четкого представления об основных изданиях исторического периода, о котором идет речь в билете, не может ответить на дополнительный вопрос экзаменатора, связанный с темой вопросов.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент, отвечая на вопросы в билете, неуверенно оперирует основными понятиями, не приводит примеры, иллюстрирующие положения, о которых идет речь, его ответ является кратким, не раскрывает суть вопроса (вопросов), не представляет собой логичного последовательного текста.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определений по теме билета, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя, связанные с темой вопросов в билете.

Использование каких либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного экзамена запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с экзамена, в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно».

Предполагаемая общая продолжительность проведения экзамена – 4 часа.

Список обязательной литературы

1.    История зарубежной журналистики / А. Ю. Быков, Е. С. Георгиева, С. А. Михайлов / под общ. ред. С. А. Михайлова. М., 2014.

2.    Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики (1800-1929). М., 2010.

Список дополнительной литературы

Историческое развитие журналистики зарубежных стран:

1.    Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. М.– Ростов-на-Дону, 2003.

2.    Журналистика западноевропейских стран: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. С. Соколова. Л., 1990.

3.    История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2000 (вариант: История Мировой журналистики. М., Ростов-на-Дону, 2004).

4.    История зарубежной журналистики (1945 - 2008): хрестоматия. М., 2008.

5.    История печати: Антология. М., 2001.

6.    История печати: Антология. Т.2. М., 2001.

7.    История печати: Антология. Т. 3. М., 2008.

8.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. М., 2003.

9.    Серия учебных пособий «Периодическая печать…» (Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1990-2000-е гг.).

10.    Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. Пую А. С. СПб., 2010.

11.    Трыков В. П. История зарубежной журналистики: От истоков до Второй мировой войны: Учеб. пособие. М., 2007.

12.    Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004.

Журналистика Великобритании:

1.    Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

2.    Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. М., 2002.

3.    Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М., 2010.

4.    Любимов Б. И. Семьдесят лет британского вещания. Краткая история радиовещания и телевидения Великобритании. М., 1995.

5.    Соколов В. С, Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000.

Журналистика Германии:

1.    Вороненкова Г. Ф., Вороненков М.Ю. Электронные СМИ Германии: история и современность. М., 2007.

2.    Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М., 1999.

3.    Вороненкова Г. Ф. СМИ Германии в 90-е годы: учеб. пособие. М.,1998.

4.    Литвиненко А. А. Газеты в Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации. М., 2011.

5.    Хеллак Г. Печать, радио и телевидение в Германии. Бонн, 2002.

Журналистика Франции:

1.    Вaчнадзе Г. Н. Печать Пятой республики. М., 1969.

2.    Кирия И. В. Аудиовизуальные СМИ и Интернет в условиях создания информационного общества во Франции. М., 2002.

3.    Попов Ю. В. Публицисты Великой Французской революции. М.,1989.

4.    Пую А. С. Политический плюрализм: опыт Франции. СПб.,1994.

5.    Рыкованов П. Я. Франция: телевидение и власть. СПб., 2001.

6.    Шарончикова Л. Пресса Франции в меняющемся мире (1944-2004). М., 2007.

Журналистика США:

1.    Андрунас Е. Ч. Бизнес и пропаганда. Система контроля крупного капитала США над средствами массовой информации. М., 1986.

2.    Макеенко М. И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. М., 2010.

3.    Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004.

4.    Мкртчян А. А. История журналистики США XVIII—XIX вв. М., 1995.

5.    Правовые вопросы журналистики и телекоммуникаций в США. М., 2005.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.evartist.narod.ru/journ.htm (подборка учебных пособий и хрестоматий по истории журналистики)

2.    http://history.journalism.ku.edu (история американской журналистики XX в.)

3.    http://www.ina.fr (телеканалы Франции)

4.    http://www.newseum.org (музей новостей)

 просмотров: 1344 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru