Журналистика. Очная форма обучения. 2 курс
Научно-исследовательская работа
5 сентября 2016
Преподаватель: Сметанина Светлана Ивановна, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Лекционные занятия не предусмотрены.

План практических / семинарских занятий

Практические / семинарские занятия не предусмотрены.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль включает в себя консультации с аспирантами по следующим темам:

Консультация 1. Информационные ресурсы и современные требования к научной деятельности.

Консультация 2. Основные этапы и методы проведения научного исследования.

Консультация 3. Эпистемологическая ситуация как экстралингвистическая основа научного текста.

Консультация 4.Когнитивные и стилистические доминанты научного текста.

Консультация 5. Смысловая структура и композиция научного текста.

Консультация 6. Образ автора в научном тексте.

Консультация 7. Цитата в научном тексте.

Консультация 8. Оформление научного аппарата исследования.

Консультация 9. Индивидуальная работа с аспирантами по овладению навыками оформления научного аппарата исследования.

Консультация 10. Информативность графики научного текста.

Консультация 11. Основные жанры научной литературы: монография, рецензия, аннотация.

Консультация 12. Основные жанры научной литературы: тезисы, статья.

Консультация 13. Индивидуальная работа с аспирантами: анализ тезисов для научной конференции.

Консультация 14. Индивидуальная работа с аспирантами: анализ научных статей.

Консультация 15. Индивидуальная работа с аспирантами: анализ научных статей.

Консультация 16. Основные жанры научной литературы: реферат, автореферат диссертации.

Консультация 17. Заглавие и оглавление в научном тексте.

Консультация 18. Практикум по анализу заглавий и оглавлений в научном тексте.

Консультация 19. Научный текст в аспекте редактирования.

Консультация 20. Индивидуальная работа с аспирантами по редактированию научных текстов.

Консультация 21. Индивидуальная работа с аспирантами по редактированию научных текстов.

Консультация 22. Основные жанры устной научной речи: доклад, дискуссия.

Консультация 23.Основные принципы подготовки презентации научного сообщения.

Консультация 24. Индивидуальная работа с аспирантами по овладению жанрами научной речи и принципами подготовки презентации научного сообщения.

Консультация 25. Индивидуальная работа с аспирантами по овладению жанрами научной речи и принципами подготовки презентации научного сообщения.

Вопросы к экзамену

1. Информационные ресурсы и современные требования к научной деятельности.

2. Основные этапы и методы проведения научного исследования.

3. Когнитивные и стилистические доминанты научного текста.

4. Смысловая структура и композиция научного текста.

5. Образ автора в научном тексте.

6. Цитата в научном тексте.

7. Информативность графики научного текста.

8. Основные жанры научной литературы: монография, научная рецензия, аннотация.

9. Основные жанры научной литературы: тезисы, статья.

10. Основные жанры научной литературы: реферат, автореферат диссертации.

11. Заглавие и оглавление в научном тексте.

12. Основные жанры устной научной речи: доклад, дискуссия.

13. Основные принципы подготовки презентации научного сообщения.

Примечание: кроме ответа на теоретический вопрос, экзамен предполагает редактирование аспирантами тезисов научной конференции.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена устная.

На подготовку ответа аспиранту дается 50 минут.

Оценку «отлично» получает учащийся, обнаруживший хорошее знание теоретического материала, умение творчески подходить к выполнению практического задания, владеющий основной и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.

Оценку «хорошо» получает учащийся, обнаруживший знание теоретического материала, успешно выполняющий предусмотренные программой курса задания, усвоивший основную литературу по данной дисциплине.

Оценку «удовлетворительно» получает учащийся, обнаруживший знание основного теоретического материала, способный выполнить задания, предусмотренные программой, знакомый с основной литературой по данной дисциплине. Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, когда учащийся допускает неточности и в ответе на экзамене, и при выполнении практического задания, но обладает необходимыми знаниями для их устранения при участии преподавателя.

Оценку «неудовлетворительно» получает учащийся, обнаруживший фрагментарные знания основного теоретического материала, допустивший серьезные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена для группы из 12 человек 4 часа.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Образец текста (тезисы) для анализа на экзамене:

Политический деятель как медийный продукт: светлый образ или «каша на завтрак»

В научной среде ведутся дискуссии относительно процессов коммерциализации и медиатизации политики, которые ведут к деградации публичной сферы. Борьба медиаимперий за преференции в бизнесе в обмен на публичное лоббирование интересов крупного капитала приводит к вытеснению общественных проблем за пределы информационного пространства. А в результате проникновения политического поля в медийное (медиатизации) наблюдается перемещение политических смыслов из реальной области в виртуальную, медийную.

Немецкий социолог Юрген Хабермас высказался об этом так: «Янус двулик: просвещение оборачивается надзором, информация – рекламой, воспитание – манипулированием» (СМИ и политика: учеб. пособие под ред. Л. Л. Реснянской. М., 2007. С. 41).

На стыке этих двух процессов политика переходит в медиа-пространство, где разворачивает борьбу за право создания некой реальности при помощи различных технологий. Политик как политическая единица продается, то есть он становится медийным продуктом и перестает быть реальным.

С одной стороны, сама идея продавать политиков, как «кашу для завтрака», воспринимается как «наивысшее оскорбление демократического процесса». Однако, вспоминая выражение «когда большим деньгам не спится, – не до демократии» и наблюдая однотипность методов маркетинга в бизнесе и в политике, становится очевидным, что и в политической коммуникации лидер или партия предстают в качестве товара.

По словам политолога О. А. Феофанова, «сравнение кандидатов в предвыборных кампаниях с товаром для продажи стало обычным для политических менеджеров-профессионалов» (Цит. по: Т. Э. Гринберг Политические технологии: PR и реклама. М., 2005. С. 159). Председатель республиканской партии Леонард Холл, не стесняясь, рекомендовал в документальном фильме продавать «кандидатов и их борьбу, как бизнес продает свои товары» («На прицеле ваш мозг», реж. Ф. Соболев, В. Олендер. 1985). А создатель первой политической кинорекламы для кандидата в президенты Д. Д. Эйзенхауэра Россер Ривз представлял себе «избирателя между двумя кандидатами, как покупателя, колеблющегося между двумя тюбиками зубной пасты» (Там же).

Конечно, в прямом смысле ни кандидат, ни партия являться товаром не могут и непосредственно не подпадают под определение товара как чего-либо, произведенного с целью купли-продажи. Речь идет о продаже образа политика, о торговле вербально и визуально выраженным представлением о нем.

Компании, вложившиеся в производство медийного продукта политика и получившие через него исключительные права на что-либо, являются своего рода монополистами. Чем больше у них доступ к ресурсу, тем больше они могут наладить объемы производства, тем меньше стоимость единицы их производства и тем выигрышнее у них позиции на рынке перед другими игроками. Такие компании могут не только монополизировать, то есть полностью скупить определённые ресурсы той или иной страны, но и саму власть, вложения в которую также являются частью вложений в производство. Таким образом, исключительное право на ресурс – один из факторов успешности и рентабельности проекта «медийного продукта» того или иного политика, который имеет непосредственное отношение к ресурсу ресурсов – к власти.

Производство иллюзий, наводняющих наш жизненный опыт стало рентабельным бизнесом. Блистательный имидж превратился в главное оружие борьбы за покупателя (голос избирателя). Политики становятся актерами, а телевидение – ареной для шоу, в котором принимает участие вся страна.

Сегодня механизмы сбыта медийных продуктов стали более изощренными и агрессивными. Это уже не просто маркетинговые стратегии, а технологии, направленные на уничтожение основ общества, его нравственных ценностей.

Американский социолог Джозеф Овертон описал технологию изменения представлений общества о некогда принципиальных вопросах, которая впоследствии получила название «окно Овертона». Изучив этапы реализации этой модели, становится понятным, почему теперь мы терпимо относимся к однополым бракам или чернокожим президентам.

В наши дни медийным продуктом может стать кто угодно: спортсмен, актер, ученый, террорист, политик и даже мы сами, главное чтобы позиционирование и рейтинги той или иной персоны, являющейся медийным продуктом, приносили доход его создателям или точнее тем, кто вкладывает в его создание свои деньги.

Список обязательной литературы

1. Воронов В. И., Сидоров В. П. Основы научных исследований / Под ред. М. А. Касаткиной. URL:http://abcvvsuru/Books/osnnauchissl/page0001asp.

2. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение: Учеб. пособие. М., 2010.

3. Резник С. Д. Как защитить свою диссертацию. М., 2009.

4. Рузавин Г. И. Методология научного познания. М., 2013.

5. Основы научных исследований. М., 2009.

6. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований. М., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Алиев Т. А., Заболотская Т. А. Академические работы в вузах: практическое руководство для студентов, магистрантов и аспирантов: учебно-методическое пособие. СПб., 2003.

2. Ануфриев А. Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2004.

3. Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь. 2001.

4. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование. М., 2008.

5. Основы научной речи. М.; СПб., 2003.

6. Розин В. М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М., 2009.

7. Яшина Л. А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2007.

Перечень иных информационных источников

1. Корпорация универсальных научных библиотек (КОРУНБ), виртуальная справочная служба. URL:http://korunbnlrru/queries_catalogphp.

2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL:http://elibraryru/defaultxasp.

3. Российская государственная библиотека. URL: http://wwwrslru.

4. Российская национальная библиотека. URL: http://wwwnlrru.

 просмотров: 138 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru