Журналистика. Очная форма обучения. 2 курс
Журналистика
15 сентября 2016
Преподаватель: Хубецова Залина Федоровна, кандидат политических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Занятие 1. Журналистика в структуре публичной политики. Современная демократия, гражданское общество, социальный контроль и журналистика. Журналистика как инструмент управления, институт самоуправления и контроля. Медиаполитическая система России и практика публичной политики.

Занятие 2. Журналистика и современные международные отношения. Глобализация, геополитика, национальная безопасность и журналистика. Информационное сопровождение геополитических проектов: роль журналистики.

Занятие 3. Межэтническая журналистика. Этнические функции журналистики. Этнологическая культура журналиста. Этническая журналистика, этножурналистика и этнографическая журналистика как виды журналистской деятельности. Тревел-журналистика.

Занятие 4. Журналистика и наука. Противодействие распространению лженаучных теорий в СМИ. Борьба с фальсификацией науки о журналистике. Этика научной работы исследователя журналистики.

Занятие 5. Журналистика и социальная сфера. Формы социальной организации в современном мире, социальные среды, коммуникации и сети. Виды и направления социальной активности. Журналистика и медиа в системе гражданской активности. Журналистика как социальная работа и волонтерство.

Занятие 6. Освещение в журналистике чрезвычайных ситуаций. Правила и принципы, этика журналиста.

Занятие 7. Журналистика и культура. Роль журналистики в реализации тенденций массовизации и индивидуализации. Аксиология журналистики.

Занятие 8. Журналистика и современные субкультуры и контркультуры. Ценности субкультуры и контркультуры в системе общества. Девиация и норма в современной культуре.

Занятие 9. Журналистика и религия в современном мире. Религиозное сознание современного человека. Журналистика в системе социальной мифологии. Клерикальные СМИ. Религиозные ценности в содержании современной журналистики.

Занятие 10. Журналистика и экология. Экологический фактор в медиапроизводстве. Экологическое сознание и роль журналистики в его формировании. Экологические проблемы современности и роль журналистики в их разрешении.

План семинарских занятий

Занятие 1. Современные международные информационные отношения. Российско-американские отношения в отечественных и зарубежных СМИ. Принципы организации иновещания. Инопресса как политический и социальный феномен.

Форма работы: Выступления с докладами (с мультимедийными презентациями) по одному из тематических направлений, вынесенных на практические занятия.

Занятие 2. Журналистика как фактор интеграции наднациональных территориальных образований. Массмедиа Евразийского экономического союза. Журналистские объединения стран СНГ. Практика установления гуманитарных контактов в СМИ.

Форма работы: Выступления с докладами (с мультимедийными презентациями) по одному из тематических направлений, вынесенных на практические занятия.

Занятие 3. Виды и направления социальной активности. Журналистика и медиа в системе гражданской активности. Журналистика как социальная работа и волонтерство.

Форма работы: Выступления с докладами (с мультимедийными презентациями) по одному из тематических направлений, вынесенных на практические занятия.

Занятие 4. Освещение в журналистике чрезвычайных ситуаций. Правила и принципы, этика журналиста.

Форма работы: Выступления с докладами (с мультимедийными презентациями) по одному из тематических направлений, вынесенных на практические занятия.

Занятие 5. Освещение в журналистике чрезвычайных ситуаций (продолжение).

Занятие 6. Ценности и антиценности в журналистике. Дискуссия.

Занятие 7. Журналистика субкультур и контркультур. Мониторинг СМИ. Обзор специализированных СМИ. Обсуждение сетевых СМИ.

Занятие 8. Современное состояние религиозного сектора медиасферы. Взаимоотношения конфессиональной журналистики с обществом и государством.

Семинарские занятия ведет: Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

•    Контроль посещаемости занятий;

•    отчетность по заданиям, выполнение которых предусмотрено планом практических занятий;

•    тестирование по теоретическим разделам курса.

Вопросы к экзамену

1.    Журналистика как инструмент управления, институт самоуправления и контроля.

2.    Понятие медиаполитической системы. Медиаполитическая система современной России.

3.    Журналистика и современные международные отношения: глобализация, геополитика, национальная безопасность

4.    Журналистика и информационное сопровождение геополитических проектов.

5.    Массмедиа ЕАЭС и стран СНГ: общая характеристика.

6.    Массмедиа как фактор интеграции наднациональных территориальных образований: практика установления гуманитарных контактов.

7.    Журналистика в мире этнонациональных отношений.

8.    Журналистика в системе современных международных отношений.

9.    Аксиология журналистики.

10.    Девиация и норма в современной культуре, отражение в журналистике.

11.    Роль СМИ в формировании религиозного сознания современного человека.

12.    Журналистика в системе социальной мифологии.

13.    Религиозные ценности в содержании современной журналистики.

14.    Ценности в журналистике.

15.    Взаимоотношения конфессиональной журналистики с обществом и государством.

16.    Религиозная тематика в отражении светской журналистики. Основные тенденции и проблемы.

17.    Проблема религиозного сектантства в осмыслении светской журналистики.

18.    Религиозная проблематика в научных, научно-популярных, общественно-политических и иных светских СМИ.

19.    Журналистика и экология.

Критерии оценки

Показателями, характеризующими текущую учебную работу аспирантов, являются:

1.    посещаемость занятий;

2.    выполнение заданий, предусмотренных планом проведения практических занятий;

3.    тестирование (письменный опрос);

4.    оценка ответа на экзамене.

Аспирант может получить оценку по итогам внутрисеместровой работы по курсу при достижении следующих результатов:

- посетив не менее трех лекций и одного семинара;

- выступив с докладом;

- получив за тест положительную оценку.

При выставлении итоговой оценки по модулю приоритетное значение имеет оценка за тест.

Аспиранты, получившие за тест оценку «неудовлетворительно» или не проходившие тестирование, получают итоговую оценку с учетом ответа на экзамене.

Аспиранты, которые хотят улучшить оценку, полученную по итогам внутрисеместровой работы, сдают экзамен на общих основаниях.

Оценки «отлично» заслуживает аспирант, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой, успешно справившийся с тестированием и выполнивший предусмотренные программой практические задания.

Оценки «хорошо» заслуживает аспирант, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполнивший предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, но не набравший максимального количества баллов за тест или пропустивший большое количество занятий.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется аспиранту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится аспирантам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Форма проведения экзамена – письменная (по билетам).

На подготовку ответа аспиранту дается 30 минут.

Примеры тестовых заданий

1.    КАКИЕ СМИ, СОЗДАННЫЕ В РАМКАХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ СТРАНАМИ СНГ, ВАМ ИЗВЕСТНЫ?

2.    ЗАВЕРШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЭТНИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА – ЭТО…».

Список обязательной литературы

1.    Блохин И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб., 2013.

2.    Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография / Ред.-сост. В. А. Сидоров. СПб, 2012.

3.    Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации: монография / ред. И. Т. Касавина. М., 2012.

4.    Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты: монография. Харьков, 2010.

5.    Политическая журналистика. Учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2015.

6.    Понамарева Е. С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. М., 2013.

7.    Садохин А. П. Мировая художественная культура: учебник. М., 2013.

8.    Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина. С. Г. Корконосенко. СПб., 2011.

9.    Сидоров В. А. Политическая культура журналиста: учеб. пособие. СПб., 2010.

10.    Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях: монография. М., 2014.

Список дополнительной литературы

1.    Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М., 2006.

2.    Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернет-сетей // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.

3.    Баканов Р. П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. Казань, 2010.

4.    Березина В. Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999.

5.    Гадамер Х.-Г. Истина и метод, М., 1988.

6.    Грушевская Т. М. Политический дискурс в аспекте газетного текста. СПб., 2002.

7.    Грушин Б. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.

8.    Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е.Войскунского. М., 2000.

9.    Калмыков А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М., 2009.

10.    Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. Пер. с англ. М., 1982.

11.    Коханова Л. А. Экологическая журналистика, PR и реклама. М., 2007.

12.    Кувакин В. Не дай себя обмануть. Введение в теорию практического мышления. М., 2015.

13.    Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.

14.    Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002.

15.    Мангейм Дж. Б., Рич Р. Б. Политология. Методы исследования. М., 1997.

16.    Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование: Учебник. М., 2011.

17.    Розенталь Д. Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980.

18.    Социологические исследования эффективности журналистики / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1986.

19.    Социология журналистики: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

20.    Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. Учеб. пособие. М., 2003.

21.    Хубецова З. Ф. Информационное обеспечение евразийской интеграции: концептуальные подходы и актуальная практика // Қазақстандағы ақпараттық үдерістер: замана талабы мен талғамы: атты халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция материалдары. 5 желтоқсан 2014 ж., 2015. С. 68-71.

22.    Хубецова З. Ф. Каражаева М. Б. Масс-медиа как фактор формирования единого информационного пространства Евразийского союза: инфраструктура, контент, стратегии продвижения // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС, 2015. T. 6, № 1 (18). С. 118-130. www.sziu.ru/media/uploads/n-trud_2015_t-6_1.pdf

23.    Хубецова З. Ф. Телевидение и формирование единого культурно-информационного пространства ЕАЭС // Актуальные вопросы журналистики и массовой коммуникации. Сборник республиканской научно-практической конференции. 25 сентября 2015 года. Астана, 2015. С. 152-159.

24.    Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. Ч.1. Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2003.

25.    Щепилов К. Медиаисследования и медиапланирование. М., 2004.

Перечень иных информационных источников

1.    http://nazaccent.ru/ - сайт Гильдии межэтнической журналистики.

2.    http://klnran.ru/ - сайт Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

3.    http://mir24.tv/ - информационный портал МТРК «Мир».

4.    http://www.eaeunion.org/ - официальный сайт ЕАЭС.

 просмотров: 212 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru