Журналистика. Очная форма обучения. 1 курс
Научно-исследовательская практика
15 сентября 2016
Преподаватель: Волковский Николай Лукьянович, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Занятие 1. Организация научно-исследовательской работы (НИР). Наука и научное исследование: понятие науки и классификация наук; научное исследование; этапы НИР.

Занятие 2. Методология научных исследований: понятие метода и методологии; философские и общенаучные методы научного исследования; методы исследования журналистики.

Занятие 3. Проблемы категорий в исследовании журналистики: функционирование под различными значениями; продукт исторически развивающегося познания; неоднозначность употребления в языке и науке; «опорные точки» исследователя СМИ; системность категорий; полисемичность понятий и терминов и другие проблемы.

Занятие 4. Сбор научной информации: основные источники; поиск литературы по разрабатываемой теме; исследование журналистской практики; использование средства Интернет.

Занятие 5. Оформление научных исследований: структура научной работы; рубрикация; способы написания текста; язык и стиль научно-исследовательской работы; оформление графического материала; оформление библиографического аппарата; требования к публикации в научном издании.

План практических занятий

Занятие 1. Методы поиска литературных источников по разрабатываемой теме (использование библиотечных каталогов и указателей, реферативные журналы, автоматизированные средства поиска, просмотр периодической литературы).

Занятие 2. Методы исследования изучаемых СМИ.

Занятие 3. Информационные технологии в научных исследованиях.

Занятие 4. Постановка цели исследования. Объект и предмет исследования. Определение главной цели. Определение задач исследования в соответствии с поставленными целями. Построение дерева целей и задач для определения необходимых требований и ограничений (временных, материальных, информационных и др.).

Занятие 5. Методики проведения экспериментальных исследований. Критерии оценки эффективности исследуемого объекта (способа, процесса, устройства). Параметры, контролируемые при исследованиях.

Занятие 6. Обработка результатов исследований и их анализ. Проведение теоретических и экспериментальных исследований. Этапы проведения эксперимента.

Занятие 7. Методы познания. Методы теоретического исследования.

Занятие 8. Обработка результатов исследований и их анализ.

Занятие 9. Проведение теоретических и экспериментальных исследований. Этапы проведения эксперимента.

Занятие 10. Методы познания. Методы теоретического исследования.

Занятие 11. Формулирование научной новизны и практической значимости. Обработка экспериментальных данных. Способы обработки экспериментальных данных. Графический способ. Аналитический способ. Статистическая обработка результатов измерений.

Занятие 12. Требования к оформлению заявки на участие в гранте. Виды грантов. Структура заявки на участие в грантах. Описание проекта.

Занятие 13. Подготовка заявки для участия в гранте.

Занятие 14. Требования к структуре и оформлению научной публикации. Подготовка статьи для научного издания.

Занятие 15. Требования к структуре и оформлению научной публикации. Подготовка статьи для научного издания.

Занятие 16. Обзор и анализ информации по теме диссертационного исследования.

Занятие 17. Презентация результатов научного исследования на конференции и семинаре.

Занятие 18. Научно-методологический аппарат научных исследований.

Занятие 19. Диссертация. Автореферат. Монография. Структура тезисов доклада, статьи, диссертации, автореферата, монографии.

Занятие 20. Выступления с докладами на научных конференциях, симпозиумах, собраниях. Публичная защита диссертации.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

Подготовка научной публикации по теме диссертации.

Вопросы к зачету

1. Составление плана научно-исследовательской работы аспиранта.

2. Методы поиска литературы.

3. Обзор и анализ информации по теме диссертационного исследования.

4. Виды информации.

5. Виды изданий.

6. Постановка цели исследования.

7. Объект и предмет исследования.

8. Определение задач исследования.

9. Методики проведения экспериментальных исследований.

10. Обработка результатов исследований и их анализ.

11. Методы познания.

12. Методы теоретического исследования.

13. Способы обработки экспериментальных данных.

14. Структура заявки на участие в грантах.

15. Особенности подготовки научной публикации.

16. Структура тезисов доклада, статьи, диссертации, автореферата, монографии.

Критерии оценки

Показателями, характеризующими текущую учебную работу аспирантов, являются: активность самостоятельной работы; качество и количество подготовленной научной публикации; оценка ответа на зачете. Форма проведения зачета – устная. На подготовку ответа аспиранту дается – 20 минут. Критерии оценивания по дисциплине: самостоятельная работа – 20%; научные публикации – 40%; результаты ответа на вопросы к зачету – 40%. Максимальное количество баллов, которое получает слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 4 часа.

Оценка «Зачет» (75% и выше – автоматическая) ставится, если аспирант демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, умение подготовить научную публикацию, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины. Оценка «Незачет» ставится, если аспирант демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий – научных публикаций.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К*, 2008. 460 с.

2. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Форум, 2009. 272 с

3. Резник С. Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности : учеб. пособие для аспирантов вузов. – 2-е изд., перераб. М.: ИНФРА-М, 2011. 520 с.

Список дополнительной литературы

1. Кузнецов, И. Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления: учеб.-метод. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К*, 2010. 488 с.

2. Захаров, А. А. Как написать и защитить диссертацию / А. А. Захаров, Т. Г. Захарова. СПб. : Питер, 2007. 160 с.

3. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень: пособие для соискателей. – 9-е изд., доп. и испр. М.: ИНФРА-М, 2010. 240 с.

4. Райзберг Б. А. Практическое руководство по написанию и защите диссертаций. М. : Экономистъ, 2008. 144 с.

5. Резник, С. Д. Как защитить свою диссертацию: . – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 347 с.

Перечень иных информационных источников

1. http://wwwknigafundru/books/122644.

2. http://wwwknigafundru/books/116367.

3. http://wwwknigafundru/books/164452.

4. URL: http://wwwknigafundru/books/149180.

 просмотров: 186 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного управления Н. Г. Бойко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: n.boiko@spbu.ru