Очная форма обучения. 4 курс
Теория и практика международной журналистики
14 сентября 2015
Преподаватель: Курышева Юлия Владимировна, кандидат политических наук
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

15 октября. Конвергенция в журналистике: определение, состояние, перспективы.

Развитие информационных технологий и их влияние на формы и методы журналистики. Теоретические подходы к пониманию конвергенции в журналистике. Экономический, политический, содержательный и технологический аспекты медиаконвергенции. Аудиторный фактор медиаконвергенции: дифференциация, локализация и специализация. Сближение журналистики и межличностной коммуникации. Принципы web 1.0, web 2.0, web 3.0 и журналистика.

22 октября. Трансформация традиционных жанров журналистики в интернет-среде.

Характеристики новых технологий и их влияние на традиционные формы и методы журналистики. Новостная журналистика в условиях конвергенции. Проблема тематического плюрализма как феномен в рамках процесса конвергенции средств массовой информации. Жанрообразующие факторы традиционной журналистики и новые медиа: точки соприкосновения. Взаимосвязь жанров в конвергентной журналистике с классификациями аудитории.

29 октября. Особенности восприятия мультимедийной информации и ее основные характеристики.

Нелинейность восприятия информации, сочетание различных типов информации на одной платформе, интерактивность, гипертекстуальность, фрагментированность. Традиционные жанры в онлайн-изданиях. Ньюсрайтинг для конвергентных СМИ.

05 ноября. Мультимедийная статья, ее основные составляющие.

Статичные изображения, слайд-шоу, карикатура, подкаст, аудиоиллюстрация, аудиоверсия текста, аудиосюжет. Мультимедийная статья и ее основные составляющие.

Видеоиллюстрация, видеосюжет, потоковое видео с места событий, видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий.

12 ноября. Журналистика и гражданская журналистика: сущность и особенности взаимодействия.

Гражданская журналистика: понятие и этапы становления. Принципы журналистики в гражданской журналистике. Функции народной журналистики. Народная журналистика как источник информации. Стратегии использования гражданской журналистики в работе редакции.

19 ноября. Интерактивность в традиционных и новых медиа.

Современные формы интерактивности в СМИ. Интерактивность как типологическая характеристика и как маркетинговая стратегия. Влияние интерактивности на становление жанровой структуры Интернет-СМИ.

26 ноября. Современная международная журналистика в условиях конвергенции.

Международная информация на страницах Интернет версий традиционных изданий. Сущностное различие национальных изданий и глобальных изданий в сети Интернет. Плюрализм и профессионализм в международной тематике. Глобальные сетевые СМИ и функции журналистики.

План практических занятий

Модуль 1. Конвергенция в журналистике: содержательно-технологический аспект.

Занятие 1. Признаки средства массовой информации, принципы традиционной журналистики, основные характеристики СМИ.

Задание: Анализ сетевого ресурса (по выбору студента). Задание выполняется в группах в аудитории, в конце занятия – презентация результатов работы.

Занятие 2. Средство массовой информации в Интернете. Технологические преимущества и недостатки.

Задание: Разработка проекта модернизации сетевого ресурса (по выбору студента, может быть использован ресурс, проанализированный в рамках задания к занятию 1). Проект должен включать себя содержательно-типологическую модель, концепцию дизайна ресурса и принципы работы с аудиторией. Задание выполняется в группах в аудитории, в конце занятия – презентация результатов работы.

Модуль 2. Традиционные жанры в онлайн-среде.

Занятие 3. Анализ информационного контента в онлайн-среде. Специфика подачи новости в различных типах сетевых ресурсов: ленты новостей, онлайн-версии традиционных СМИ (газета / ТВ канал / радио / журнал), сетевые СМИ и др.

Занятие 4. «Мягкая» и «жесткая» новость/ репортаж/ фиче в сетевых версиях традиционных СМИ. Сравнение специфики подачи на страницах печатной версии и сетевой версии на примере различных типов СМИ (российский и зарубежный опыт).

Занятие 5. Аналитическая журналистика в онлайн-среде. Традиционные жанрообразующие факторы и их трансформация под влиянием специфических характеристик Интернет-коммуникации. Аналитические жанры в различных типах сетевых медиа.

Занятие 6. Статья/комментарий в сетевых версиях традиционных СМИ. Сравнение специфики подачи на страницах печатной версии и сетевой версии на примере различных типов СМИ (российский и зарубежный опыт).

Занятие 7. Художественно-публицистические жанры в сетевых СМИ. Трансформация художественно-изобразительных методов подачи. Проблема самостоятельности контента.

Занятие 8. Рецензия/ очерк/ портрет в сетевых версиях традиционных СМИ. Сравнение специфики подачи на страницах печатной версии и сетевой версии на примере различных типов СМИ (российский и зарубежный опыт).

Модуль 3. Конвергентные жанры в онлайн-СМИ.

Занятие 9. Статичное изображение как базовый элемент мультимедийной журналистики. Фотогалереи, слайд-шоу в новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистике в Интернете. Принципы организации и особенности использования.

Занятие 10. Подкаст, аудио слайд-шоу, аудио-иллюстрация, аудиосюжет. Особенности использования в новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистике в сетевых СМИ.

Занятие 11. Видео как элемент мультимедийной журналистики. Видеозарисовка, видеоколонка, видеоиллюстрация, потоковое видео с места события. Самостоятельные жанры и элемент мультимедийного материала.

Занятие 12. Мультимедийный нарратив. Принципы композиции, специфика использования текста, фото, видео, аудио элементов. Задание выполняется в группах в аудитории. Презентация результатов.

Модуль 4. Блоги как элемент массовой коммуникации.

Занятие 13. Блоггер как универсальный журналист. Подготовка сообщения о типах, видах, формах, тематических характеристиках блогов.

Модуль 5. Создание сетевого медиапроекта.

Занятие 14. Концепция сетевого ресурса.

Студентам дается техническое задание на реализацию международного сетевого проекта на базе информационного портала Высшей Школы журналистики и массовых коммуникаций «1 Линия». Во время занятия студенты предлагают свои концепции мультимедийного ресурса, обсуждают эти концепции и выбирают наиболее интересный вариант. Техническое задание презентуется в конце занятия. Рабочие группы сдают проект технического задания в печатном и электронном виде преподавателю не позднее следующего практического занятия.

Занятие 15. Разделение должностных обязанностей между студентами.

Выбираются: редактор, журналисты и модератор (дизайнер) сайта. Составляется окончательная концепция и «сетка» издания.

Занятие 16. Презентация шаблона сайта.

Дизайнер (он же – модератор) проекта презентует шаблон студенческого проекта. Далее – обсуждение формата сайта, а также подготовка предложений по эффективизации функционирования ресурса.

Занятие 17. Подготовка материалов.

Студенты готовят материалы для пилотного проекта. Каждый из журналистов должен подготовить один текстовый материал с фотографиями, один подкаст (аудио) и видеоролик.

Занятие 18. Презентация материалов.

Студенты презентуют редактору и преподавателю подготовленные материалы. Выносится окончательное решение о контенте пилотного выпуска.

Занятие 19. Выпуск сетевого ресурса.

Презентация версии сетевого ресурса. Во время занятий студентам даются практические рекомендации по продвижению своих материалов и ресурсов в целом в социальных сетях, по активизации обратной связи с потенциальной аудиторией, а также, обсуждаются предполагаемые темы для следующих материалов.

Подведение итогов реализации стартовой версии международного сетевого проекта. (2 пары)

Практические занятия ведут: Бекуров Руслан Викторович, канд. полит. наук, доцент, Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент, Смолярова Анна Сергеевна, ст. преподаватель.

Контрольная работа

Занятие 1. Подготовка письменного ответа по одному вопросу из списка (список вопросов приведен ниже, вопросы полностью соответствуют содержанию лекционных занятий). В ответе обязательно использование примеров (минимум по одному примеру на положительный и негативный опыт), во время контрольной работы студенту разрешено пользоваться компьютером преподавателя для поиска примеров. Письменный ответ сдается преподавателю в конце занятия. Полный ответ, отражающий умение студента применить материал лекционных занятий к анализу медиапрактики, оценивается в 10 баллов. Неполный ответ, не содержащий грубых ошибок, оценивается в 8 баллов. В случае письменного ответа, в котором выбранные примеры не отражают суть вопроса, содержатся грубые ошибки, контрольная работа переписывается в рамках практических занятий.

Занятие 2. Разработка плана мультимедийного материала на основе статьи из печатного СМИ. Примерное содержание плана:

анализ принципов мультимедийного нарратива, котороый используетсятем онлайн-ресурсом, для которого готовится материал,

краткая характеристика мультимедийных элементов, с помощью которых предлагается трансформировать текст для онлайн-размещения, обоснование совокупности элементов (их задачи и особенности во взаимодействии с аудиторией),

описание основных интерактивных возможностей,

оценка трудозатрат на создание мультмедийного материала.

Занятие 3. Выступление групп с презентациями планом мультимедийных материалов.

Примерные вопросы к контрольной работе

1.    Современные информационные технологии и их влияние на профессиональную деятельность журналиста.

2.    Влияние интерактивности на становление жанровой структуры Интернет-СМИ.

3.    Новостная журналистика в условиях конвергенции.

4.    Жанрообразующие факторы традиционной журналистики и новые медиа.

5.    Основные характеристики мультимедийной информации.

6.    Мультимедийная статья, ее жанровые характеристики.

7.    Мультимедийная статья: анализ предложенного материала.

8.    Традиционные аналитические жанры в Интернете.

9.    Ньюсрайтинг для конвергентных СМИ.

10.    Блогосфера и журналистика: особенности взаимодействия.

11.    Функционально-содержательная модель современных онлайн СМИ.

12.    Расширение рамок профессии в условиях развития современных информационно-коммуникационных технологий.

13.    Интерактивные сервисы современных СМИ.

14.    Специфика интерактивности сетевого телевидения.

15.    Синхронизация онлайн СМИ с социальными сетями.

16.    Типологическая характеристика сетевых СМИ.

17.    Сетевые СМИ зарубежных стран: особенности функционирования (на примере любой страны).

18.    Влияние сетевой журналистики на традиционную.

19.    Достоверность источника информации в современных условиях.

20.    Сближение журналистики и межличностной коммуникации: примеры зарубежной практики.

Формулировки вопросов могут быть скорректированы преподавателем в рамках тематики лекционных занятий.

Текущий контроль

Студент должен представить материалы, выполненные во время практических занятий:

- текстовый материал с использованием фото- материала, размещенный в сети;

-информационное интервью / репортаж в виде подкаста (аудиоролик), размещенное в сети;

- материал международной тематики в любом жанре с использованием видео- материала (видеоролик), размещенный в сети.

Текстовые версии материалов (расшифровки, сценарный план и т.д.) должны быть подписаны преподавателем и сопровождаться краткой аннотацией с рекомендуемой оценкой за каждый материал.

Данные материалы являются обязательной частью творческого досье студента.

Без выполненной контрольной работы и подготовленных материалов студент НЕ ДОПУСКАЕТСЯ к сдаче экзамена по дисциплине «Теория и практика международной журналистики» в следующем семестре (4 курс, 8 семестр), качество выполненных работ влияет на итоговую оценку за экзамен.

К дате текущего контроля студенты должны выполнить необходимые контрольные работы.

Основная литература

1.    Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.

2.    Журналистика электронных сетей: сборник научных трудов. Вып. 3 / ГОУ ВПО ВГУ; ред. А. И. Акопов. Воронеж, 2010.

3. Калмыков А.А. Интернет журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация. Автореферат. М., 2009.

4. Лукина М.М. Интернет СМИ: теория и практика. М., 2010.

Дополнительная литература

1.    Воронов А.Р. Интернет и СМИ. Монетизация контента. М., 2011.

2.    Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

3.    Монахов В.Н. Свобода массовой информации в интернете. 2005.

4.    Фомичева И.Д. Социология Интернет-СМИ. М., 2005.

5.    Чигринская Л.М. Основы журналистики он-лайн. М., 2010.

6.    Grant A.E., Wilkinson J. Understanding media convergence: the state of the field. Oxfrod University Press, 2008.

7.    Jensen K. Media convergence: three degrees of network, mass and interpersonal communication. New York, 2010.

8.    Killebrew K.C. Managing media convergence: pathways to journalistic cooperation. Blackwell Publishing. 2005

9.    Pagani M. Encyclopedia of multimedia technology and networkin.V.1. 2005.

10.    Grant A.E., Wilkinson J. Understanding media convergence: the state of the field. Oxfrod University Press, 2008.

11.    Jensen K. Media convergence: three degrees of network, mass and interpersonal communication. New York, 2010.

12.    Killebrew K.C. Managing media convergence: pathways to journalistic cooperation. Blackwell Publishing. 2005

13.    Pagani M. Encyclopedia of multimedia technology and networkin.V.1. 2005.

14.    Beck T. Web 2.0: User-Generated Content Online Communities. 2007.

15.    Breakinridge D. PR 2.0: new media, new tools, new audience. New Jersey, 2008.

16.    Beck T. Web 2.0: User-Generated Content Online Communities. 2007.

17.    Breakinridge D. PR 2.0: new media, new tools, new audience. New Jersey, 2008.

Интернет-ресурсы

1.    BBC Global Minds // bbcglobalminds.com

2.    Current TV/ current.com.

3.    Global reporter //www.globalreporter.com.

4.    Media convergence matters / mediaconvergence.org/blog.

5.    Neembus // beta.neembus.com.

6.    Nieman Reports / Nieman Foundation for journalism at Harvard/ nieman.harvard.edu/reportsitem.aspx

7.    Technology news. Media convergence / technewsworld.com

8.    VisionOntv // visionon.tv

9.    www.drugoi.livejournal.com.

10.    You witness news // news.yahoo.com/you-witness-news.

 просмотров: 861 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru