Очная форма обучения. 4 курс
Теория и практика визуальной журналистики
13 сентября 2015
Преподаватель: Коллективный курс
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

Занятие 1 (2 часа). «Новые медиа» в контексте современной медиаиндустрии: специфика, отличие от СМИ традиционных. Новые стратегии восприятия информации и взаимодействия с изданием. Принципы визуальной организации известных сетевых медиапроектов в их отношении к дизайну традиционных СМИ.

Занятие 2 (2 часа). Дизайн Интернет-СМИ как синтез эстетики и технологии. Проявление мультимедийной конвергенции в сфере массмедиа: основные понятия и терминология.

Занятие 3 (2 часа). Инструментально-технологические средства веб-дизайна и их применение в производстве продукта конвергентных СМИ (обзор приложений и сервисов). Применение технологического инструментария на разных этапах проектирования и технической разработки Интернет-ресурса.

Занятие 4 (2 часа). Информационная архитектура как основа визуальных решений в Интернет-СМИ. Современные тренды в оформлении навигации. Рубрикация и ее связь с визуальным представлением журналистского материала.

Занятие 5 (2 часа). Выразительные средства в дизайне Интернет-СМИ. Цветовая композиция издания: цветовые модели и правила цветовой сочетаемости.

Занятие 6 (2 часа). Эргономика веб-ресурса (Веб-usability): факторы эффективного взаимодействия пользователя с интернет-изданием.

Занятие 7 (2 часа). Перцептивные аспекты композиции в дизайне веб-публикации: управление вниманием в системе композиционно-графической модели.

Лекционные занятия ведет: Якунин Александр Васильевич, кандидат филологических наук, доцент

План практических занятий

Занятие 1 (2 часа). От традиционного СМИ к инновационному: разработка концепции и принципы проектирования сетевого издания.

Принципы визуальной организации известных сетевых медиапроектов в их отношении к дизайну традиционных СМИ.

Задание: разработка концепции тематического он-лайн-издания.

Занятие 2 (2 часа). Метамоделирование как метод выявления визуальных стереотипов аудитории. Задание: мониторинг конкурентной среды в рамках избранного тематического направления издания.

Занятие 3 (2 часа).

Понятие об оптимальной логистике в структуре веб-проекта: информационная архитектура как основа визуальных решений в Интернет-СМИ .Современные тренды в оформлении навигации.

Рейтинговое задание: «Разработка информационной архитектуры он-лайн-журнала на заданную тему».

Занятие 4 (2 часа). Принципы построения композиции в дизайне веб-проекта. Роль макетирования в обеспечении эффективной коммуникации с ресурсом. Разработка графического прототипа Интернет-СМИ.

Занятие 5 (2 часа). Структурные и функционально-эстетические стили веб-дизайна в современных Интернет-СМИ. Минимализм, ResponsiveWebDesign, EmotionalDesign и другие стилевые тенденции веб-дизайна. Отбор и применение стилевых принципов для будущего Интернет-СМИ, концепция, логистика и графический прототип которого были созданы на предыдущих занятиях.

Занятие 6 (2 часа). Возможности веб-типографики в дизайне современных Интернет-СМИ. Разработка идентификационного комплекса и шрифтового расписания электронного издания.

Занятие 7 (2 часа). Возможности цифровой графики в дизайне электронных СМИ.

Шрифтовые и изобразительные эффекты (имитация объема, монтаж, работа с текстурами и светотенью) в оформлении сетевых СМИ.

Создание элементов интерфейса для оформления авторского медиаресурса (AdobePhotoshop).

Занятие 8 (2 часа). Цветовая композиция в дизайне Интернет-СМИ.

Эргономические и эстетические принципы подбора цветовых сочетаний. Способы управления вниманием с помощью цветовых решений. Разработка цветовой палитры и цветовой композиции для авторского медиапроекта.

Занятие 9 (2 часа). Способы макетирования в веб-дизайне. Симметричный и асимметричный макет как основа различных визуальных решений в проектировании композиции.

Занятие 10 (2 часа). Проектирование современного WEB-интерфейса: формы интерактивности в дизайне Интернет-СМИ. Модели и элементы интерфейса. Разработка форм взаимодействия с пользователем в авторском медиапроекте.

Занятие 11 (2 часа). Принципы «Usability» в проектировании электронных СМИ.

Рейтинговое задание: «Usability-проектирование авторского журналистского проекта».

Занятие 12 (2 часа). Элементы динамической графики в оформлении электронных СМИ. Место слайд-шоу в дизайне электронной публикации. Создание тематического слайд-шоу для авторского медиапроекта.

Занятие 13 (2 часа). Принципы проектирования делового издания. Функциональное и эстетическое в дизайне делового издания.

Занятие 14 (2 часа). Разработка корпоративного имиджевого веб-портала: принципы и подходы.

Занятие 15 (2 часа). Использование инфографики в дизайне электронных СМИ. Возможности интерактивной инфографики в представлении актуальной журналистской информации.

Практические занятия ведет: Якунин Александр Васильевич, кандидат филологических наук, доцент

Занятие 16 (2 часа). Метод верстки разворота издания. Проектирование модульной системы.

Занятие 17 (2 часа). Методы верстки разворота издания. Работа с цветом.

Занятие 18 (2 часа). Разработка обложки издания. Проектирование визуальной концепции и композиции.

Занятие 19 (2 часа). Разработка обложки издания. Работа с форматом и пропорционирование.

Занятие 20 (2 часа). Разработка обложки издания. Цветовая композиция.

Практические занятия ведет: Бертельс Василий Дмитриевич, старший преподаватель

Вопросы по текущей аттестации

1.    Визуализация как основной тренд в представлении сетевого медиатекста.

2.    Жанры и направления современной мультимедийной журналистики.

3.    Специфика on-line-журнала на научно-познавательную тематику.

4.    Модели визуальной организации научного аналитического и информационно-презентационного издания.

5.    Визуализация научных данных в сетевых версиях научно-популярных изданий.

6.    Реализация инфотейнмента в дизайне сетевых СМИ.

7.    Способы представления мультимедийной информации в дизайне интернет-СМИ.

8.    Веб-сайт как главный интерактивный инструмент Интернет-телевидения.

9.    Особенности визуальной организации сайта телеканала, е связь с тематической концепцией и содержательной моделью телеканала.

10.    Специфика разработки мультимедийного портала. Особенности представления мультимедийного контента в электронных журналах о музыке и on-line-кинотеатрах.

11.    Специфика on-line-журнала на научно-познавательную тематику.

12.    Модели визуальной организации научного аналитического и информационно-презентационного издания.

13.    Способы представления мультимедийной информации в дизайне интернет-СМИ.

14.    Разработка корпоративного имиджевого веб-портала: принципы и подходы

15.    Взаимосвязь дизайна с имиджем и PR-стратегией компании.

Критерии оценки (текущий контроль)

Форма проведения аттестации – собеседование по вопросам, обозначенным в билете. Все вопросы соответствуют списку, предполагаемому программой. Студенту предоставляется возможность произвольного выбора билета, на подготовку ответа студенту дается 45 мин, на сам ответ – 15-20 мин.

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует уровень теоретических знаний и практических навыков, полностью соответствующий содержанию темы. Оценка «Хорошо» ставится, если студент испытывает затруднения при ответе на один из вопросов, но в состоянии представить общее понимание стоящей за ним проблемы или уверенно отвечает на вопрос дополнительный. «Удовлетворительно» ставится в случае, если студент способен детально осветить один из вопросов, однако очень слабо ориентируется во втором; при этом способен ответить на два дополнительных вопроса.

Предполагаемая продолжительность проведения аттестации – в расчете 1 час на одного человека.

Основная литература

1.    Джонсон Д. Умный дизайн. Простые приемы разработки пользовательских интерфейсов. СПб., 2012.

2.    Лидвелл У.    Универсальные принципы дизайна. СПб, 2014.

3.    Луптон    Э.    Графический дизайн: от идеи до воплощения. СПб., 2013

4.    Макнейл П. Веб-дизайн. Идеи. Секреты. Советы. СПб., 2012.

5.    Макнейл П. Настольная книга веб-дизайнера. СПб., 2012.

6.    Монтейро М. Дизайн – это работа. Мск., 2013.

7.    Фельке-Моррис Т. Большая книга веб-дизайна. М., 2012.

8.    Шервин    Д.    Креативная мастерская: 80 творческих задач дизайнера. СПб., 2013.

9.    Элам    К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. СПб., 2014.

Дополнительная литература

1.    Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2.    Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

3.    Алексеев А. П. Введение в веб-дизайн: учебное пособие. М. 2008.

4.    Беляев А. А. Особенности графической модели интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ) :Автореф. дис. … кандидата филол. наук / А.А. Беляев. М., 2009.

5.    Иттен И. Искусство цвета. М, 2002.

6.    Калиновский А.И Юзабилити - как сделать сайт удобным / Калиновский А.И – М., 2005. – 220 с.

7.    Круг С. Веб-Дизайн / Круг С. СПб., 2008.

8.    Рудер Э. Типографика. М., 1982.

9.    Унгер Р., Чендлер К. UX-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия. М., 2011

10.    Устин В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб.пособие. М. 2007.

11.    Феличи, Джеймс. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб., 2004.

12.    Херлберт, Аллан. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов, книг. М., 1982.

13.    Чихольд, Ян. Облик книги. М., 1980.

14.    Ши Д., Хольцшлаг М. Е. Философия CSS-дизайна. М., 2005.

15.    Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий: Пер. со словац. Л. Ф. Широковой под ред. и с коммент. Е. Б. Адамова. М., 1982.

 просмотров: 514 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru