Очная форма обучения. 4 курс
Коммуникативная культура журналиста
18 сентября 2015
Преподаватель: Прокофьева Наталья Анатольевна кандидат филологических наук, старший преподаватель
Кафедра: речевой коммуникации

Лекции

4 сентября – Критерии эффективной речи

11 сентября – Ортология

18 сентября – Коммуникативная целесообразность речи

25 сентября – Этичность речи

2 октября Эстетичность речи

Практические занятия

1 занятие – Вербальные и невербальные компоненты коммуникации. Практика произнесения спонтанной речи

2 занятие – Контактоустанавливающие средства в устной публичной речи

3 занятие – Критерии эффективной речи

4 занятие – Правильность как основа эффективности речи

5 занятие – Публичное выступление: от замысла к воплощению. Виды речи

6 занятие – Образность, изобразительность, выразительность, наглядность речи. Суггестия речи

7 занятие – Фактор адресата. Речевая манипуляция

8 занятие – Диалог и диалогизация. Беседа, спор, дискуссия

9 занятие – Произнесение итоговой речи. Закрепление полученных навыков

Текущий контроль

1.    Контроль посещаемости лекционных и практических занятий.

2.    Контроль выполнения домашних заданий.

3.    Выступление с итоговой речью.

Вопросы к зачёту

1. Понятие коммуникативной культуры.

2. Понятие речевого воздействия.

3. Критерии эффективности речи.

4. Правильность речи как основа эффективности речевого воздействия.

5. Культурная роль норм.

6. Интенциональность журналистского текста.

7. Коммуникативная целесообразность речи.

8. Аргументация и внушение как виды речевого воздействия.

9. Виды речи: информационная, эпидейктическая, убеждающая, призывающая, фатическая.

10. Фактор адресата.

11. Коммуникативная неудача: виды и причины.

12. Контактоустанавливающие средства в публичном выступлении.

13. Вербальные, невербальные и паравербальные средства в публичном выступлении.

14. План содержания и План выражения. Внутренняя гармония речи.

15. Подготовка публичного выступления.

16. Композиция публичного выступления.

17. Наглядность речи. Работа с иллюстрациями.

18. Монологическая убеждающая речь.

19. Особенности диалогического взаимодействия в условиях публичной коммуникации.

20. Теория и практика спора.

Критерии оценки (зачёт)

Форма проведения зачёта – устная. Обучающемуся предлагается подготовить риторический анализ предложенного текста, а также собеседование по темам лекционного курса и практических занятий. На подготовку отводится 20 минут.

Оценка «зачёт» ставится, если студент демонстрирует понимание основ прагматики текста, имеет базовое представление о риторическом анализе, а также умеет выстраивать публичное выступление, в том числе спонтанное.

Оценка «незачёт» ставится, если студент имеет примитивное представление о прагматике текста, неумение проводить риторический анализ текста, а также не способен построить публичное выступление.

Предполагаемая продолжительность проведения зачёта – 15 минут, без учёта времени на подготовку.

Список основной литературы

1.    Дементьев В. В. Коммуникативные ценности русской культуры: категория персональности в лексике и грамматике. М. Глобал Ком, 2013. 336 с.

2.    Журналистика сферы досуга / Под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. — СПб.: Высш. школа журн. и масс. коммуникаций, 2012. 304 с.

3.    Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: Издательство ЛКИ, 2012. 304 с.

4.    Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта: Наука, 2011. 328 с.

5.    Риторика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. В. Д.Черняк. М., Издательство Юрайт, 2013. 430 с.

6.    Русская речь в массовой информации. Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 399 с.

7.    Русский язык в массмедиа. Коллективная монография. Спб.: изд-во СПбГУ, Изд-во ВВМ, ВШЖиМК, 2013. 224 с.

8.    Стернин И. А. практическая риторика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.

9.    Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. — Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012.882 с.

Дополнительная литература

1. Аннекова И. В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты. — М.: МедиаМир, 2006. 164 с.

2. Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Азбука, 2000. 348 с.

3. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1981. Т. 40. №4. С. 356-367.

4. Балакай А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета. — М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2004. 681 с.

5. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. — М.: Логос, 2001. 304 с.

6. Вежбицка А. Понимание культур через посредство ключевых слов. — М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

7. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. — М.: КомКнига, 2005. 176 c.

8. Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М.: Просвещение, 1983. 109 с.

9. Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 240 с.

10. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. — М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2002. 320 с.

11. Колокольцева Т. Н. Роль диалога и диалогичности в современном коммуникативном пространстве (на материале средств массовой информации) //Проблемы речевой коммуникации. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 50-57.

12. Захарова Е. П. Коммуникативная норма и речевые жанры // Жанры речи. Вып. 2. — Саратов: Колледж, 1999. С. 76-80.

13. Колесов В. В. Культура речи — культура поведения. — Л.: Лениздат, 1988. 271 с.

14. Колесов В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философской интуиции // Язык и этнический менталитет. — Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1995. С. 13-24.

15. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. — СПб.: Юна, 1998. 248 с.

16. Кормилицына М. А. О релевантных различиях в речи носителей разных типов культур // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. — Волгоград — Саратов: Перемена, 1998. С. 28-35.

17. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. — М.: Гардарики, 2005. 287 с.

18. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — СПб.: Златоуст, 1999. 320 с.

19. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: КРАСАНД, 2010. 216 с.

20 Макеева И. И. Этика речевого поведения в русской культуре // Логический анализ языка: Языки этики. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 353-363.

21. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.

22. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.

23. Михальская А. К. Русский Сократ. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 192 с.27Проблемы речевой коммуникации. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 184 с.

24. Рабинович Е. Г. Риторика повседневности: филологические очерки. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. 240 с.

25. Рождественский Ю. В. Теория риторики. — Москва: Добросвет, 1999. 482 с.

30Седов К. Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» // Жанры речи. Вып. 1. — Саратов: Колледж, 1997. С. 188-195.

26. Сиротинина О. Б. О стилистических приёмах современной публицистики, которые могут приводить к коммуникативной неудаче // Жизнь языка: Сб. ст. к 80-летию М. В. Панова. — М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 281-283.

27. Формановская Н. И. Культура общения и русский речевой этикет. — М.: Издательство ИКАР, 2002. 236 с.

28. Юдина Н. В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? — М.: Гнозис, 2010. 293 с.

 просмотров: 888 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru