ЛИТЕРАТУРНАЯ ВЕСНА 21-го ГОДА

Все в этом году было не так: не так, как привыкли; не так, как хотелось-мечталось… И все-таки весна взяла свое, как написано в одном из самых интересных, к сожалению, анонимном эссе, посвященном 7 апреля. «Это был день, когда нам удалось вырваться из оков ковидного карантина и попасть на самую интересную и необычную экскурсию», — в гости к К.Р., в Мраморный дворец.

… «У каждого места есть свои загадки и никакая роскошь не сравниться с шармом таинственности Мраморного дворца. После небольшого вступления и исторической справки о дворце, нашу группу провели по длинному коридору. Все самое интересное началось в небольшой квадратной комнате без мебели и дверей, показавшейся тупиком. Легким движением руки экскурсовод отодвинула плотную занавеску, которая скрывала от зрителя потайную дверь. Мы спустились на первый этаж по винтовой лестнице, напоминавшей черный ход в средневековом замке. Как только последний студент переступил порог, за ним закрыли дверь-зеркало. Оказалось, что мы двигались по потайному пути, с помощью которого члены царской семьи могли быстро перемещаться по дворцу. Сначала побывали в личной библиотеке Константина Константиновича...: посередине комнаты – большой стол, который окружали тяжелые деревянные стулья; вдоль стен - шкафы, заполненные книгами редких (первых) изданий. Некоторые из них были с пометами Великого князя Константина Романова.

Из библиотеки мы попали в музыкальную комнату, которая была выполнена в готическом стиле. Кстати, стены и пол в личных покоях сделаны из дерева, а сами комнаты не очень велики. Узоры на стенах в музыкальной комнате не повторялись, что делало убранство комнаты уникальным. Около стены – черный рояль, который замечательно «вписывался» в готический стиль комнаты. Вдоль стены – скамейки для слушателей.

А далее кабинет Константина Константиновича. Комната поистине удивительная: потолок и часть стен от пола до их середины из настоящего красного дерева, а часть стен, покрыта обоями из кожи с гербом семьи Романовых. На рабочем столе – статуэтка Пушкина, фотография жены, какие-то бумаги, чернильница, письма. Все как у обычного человека – никакой роскоши, никакого пафоса. Много фотографий членов семьи: жены, детей, других родственников. В этой комнате было по-семейному тепло… В кабинете Великий князь хранил все самое дорогое – веру, любовь и вдохновение».

После этой экскурсии вспоминались стихи К.Р.:

Вы помните ль? Однажды, в дни былые,

К пруду мы с вами в полдень забрели,

В воде играли рыбки золотые

И белые кувшинчики цвели.

«Удивительные строки! Удивительные стихотворения! Удивительный автор! К.Р. – внук одного императора, племянник другого, двоюродный брат третьего и двоюродный дядя последнего российского государя. Регалии не позволяли Константину Романову в печати использовать свое имя, поэтому в литературе он стал известен под коротким псевдонимом К.Р.».

У. Тельнюк написала: «Музей не оставил меня равнодушной. Было очень интересно узнать о К.Р. О роли его в жизни страны я ранее не задумывалась. Могла бы я до похода в музей подумать, что Константин Романов лично посещал все военные заведения страны, что работал 11 лет над переводом «Гамлета»? Конечно, нет!».

Другой отзыв: «Я с восторгом "плавала" по покоям! Если Вы являетесь поклонником интерьерных экспозиций – Вам сюда!». Спасибо Наталье Александровне Жуковой, благодаря которой перед нами открылись эти двери!

Второе наше путешествие — в некрополь Александро-Невской лавры. Место в год юбилея Александра Невского особенно важное! «Само территориальное расположение некрополя удивляет. Это тихий уголок в центре большого и шумного города. Находясь там и выглянув за пределы каменного забора, ты видишь современные здания, магазины и проезжающие машины. И понимаешь, что ты здесь, на границе эпох» (Халанская М.). «Сложно описать словами, что чувствуешь, попадая в такое место. Это и дух истории, который буквально в воздухе, и осознание того, какое богатое культурное наследие, какой пласт российской культуры тебя окружает. Но одно я могу сказать точно – это место неповторимо и достойно внимания абсолютно каждого человека, гордящегося нашей страной, считающего ее своей Родиной» (Мустафина М.).

«Здесь просто невероятная энергетика. В таких местах, на самом деле, невольно начинаешь думать о вечном... Тут похоронены люди, которые создали что-то великое, прожили свою жизнь так ярко, что увековечили себя в памяти людей на столетия. А кто-то проживёт свою жизнь и о них никто и никогда даже не вспомнит…» (Дембицкая А.)

«На меня особое впечатление произвело захоронение одного из величайших русских композиторов, чьи произведения стали классикой мирового музыкального искусства. Портретный бюст П.И. Чайковского в некрополе мастеров искусств сразу привлек мое внимание и заставил остановиться и разглядывать его долго. Я не знаю, что привлекло меня больше – тот факт, что это любимый композитор моей бабушки, которая посвятила всю свою жизнь музыке и привила мне эту любовь с самого детства, или же невероятная красота памятника. Когда я с восторгом рассматривала фигуры ангелов, окружающих бюст Чайковского, то невольно начала вспоминать моменты из детства, когда я впервые оказалась на балете и воспринимала балерин в пышных пачках как ангелов, спустившись на землю. Это показалось мне очень символичным и даже застало врасплох, хотя конечно истинное значение фигур ангелов отличается от придуманного мною когда-то. Я не могла не запечатлеть на камеру эту невероятную скульптурную композицию, чтобы дома показать и рассказать своей бабушке о том, какие сильные эмоции я пережила, благодаря ей», - написала после экскурсии К. Третьякова.

А завершить этот ряд впечатлений, наверное, можно признанием О. Шелестюк: «Теперь я понимаю почему это место считается душой Петербурга. Находясь здесь, чувствуешь собственную причастность к истории. Это идеальный уголок, куда можно сбежать от суеты, насладиться искусством и культурой, задуматься о бренности бытия, поразмыслить о жизни. Приду ли я сюда ещё? Обязательно! Только одна, хочу побыть наедине с великими люди, Богом и самой собой!».

И, к сожалению, завершением нашего коротенького весеннего литературного цикла стало традиционное посещение музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме.

Хотя, как написала С. Ломтева, «квартира – более подходящее слово, нежели музей. С первых шагов чувствуется атмосфера прошлого и все, что вам хочется, – нажать на кнопочку звонка и ждать, пока дверь откроет сама поэтесса. В комнате Анны Ахматовой захватывает дух, вы погружаетесь в интимную атмосферу, будто находясь с поэтом наедине и слушая историю жизни в ее собственном изложении».

Правда, с точки зрения А. Модестовой, музей начинается до того момента, как мы переступаем порог Фонтанного дома: «При в ходе во двор с шумного проспекта сразу погружаешься в творческую атмосферу, все стены исписаны стихотворениями Анны Ахматовой и других поэтов, а стена по дороге ко входу в Ахматовский флигель знакомит нас с реалиями той далекой жизни. Мне очень понравилась телефонная будка со стихами Бродского, которые можно было услышать, приложив телефон к уху. Замечательная задумка, очень трогательная! Сразу бросилась в глаза невероятно красивая и интересная картина, на которой мастерски соединили сюжет Пабло Пикассо «Любительница абсента» и фотографию Анны Андреевны. Во дворе действительно можно надолго остаться, так как там очень много интересных деталей и экспозиций».

А. Хафизова признается, что для нее экскурсия «началась с прихожей. По обустройству и вещам, там находившимся, можно подумать, что в квартире до сих пор есть жильцы. Очень интересно было рассматривать детали в столовой и на кухне, они мне напомнили дом моей бабушки в моём родном городе. Неожиданностью для меня стал «Белый зал» – экспозиция с интерактивными элементами, вызывающими смешанные чувства: с одной стороны, замечательно, что музеи не отстают от новых технологий, с другой стороны, эта часть отвлекала от осознания ценности вещей мемориальных. Человек, пришедший на экскурсию, сначала видит прихожую и попадает в XX век, а в «Белом зале» он оказывается в XXI».

И несколько слов о желании первокурсников подключиться к профессиональному освоению литературного пространства Петербурга. По-моему, возникли очень неплохие идеи, к которым музейщикам можно и прислушаться.

А. Барышникова считает, что «для популяризации музея среди молодежи можно использовать интерактивный формат — например, создать «бота» в мессенджере, который будет проводить интерактивную экскурсию по музею в формате дополненной реальности — нажимая кнопки в смартфоне, можно озвучивать комнаты, слышать подходящую под интерьер музыку, читать отрывки произведений. Такой формат будет неким приключением, историей — ее обязательно захочется пройти и пережить все эти захватывающие эмоции».

С. Юденко рекомендует «использовать QR-коды или изображения, которые «оживают» или становятся объемными при наведении на них камеры телефона. Возможно, коды будут содержать ссылку на короткий видеосюжет о жизни великого человека или интересные факты о нем».

М. Хотина создала целую программу для освоения пространства некрополя. Например, она считает, что необходимо, чтобы все музейные события корректно освещались в средствах массовой информации и пресс-релизах Некрополя, создавая ощущение таинства и уникальности мемориального парка и привлекая посетителей.

Также PR-службе Некрополя, думает Мария, не менее необходимо обязательно пользоваться новейшими технологиями для осуществления коммуникаций с общественностью. Так, можно продвигать мемориальный парк в тематических пабликах в Интернете или на соответствующих сайтах, посвящённых культуре и искусству. PR-специалист может договориться с сайтом, выпускающим информацию о том, как провести время в Санкт-Петербурге (например, один из них – KudaGo), чтобы они включили мемориальный парк в список мест для культурного времяпровождения в Петербурге.

Делая акцент на событийном маркетинге, Мария предлагает Некрополю несколько вариантов: сотрудничество с учебным заведением или бизнес-центром; семинары и конференции, посвященные людям, захороненным в Некрополе, их жизни и творчеству…

Маша права, многое можно сделать… Но в реализации идей необходима осторожность, чтобы не уничтожить ощущение уникальности того культурного пространства, которое пока существует! Надеюсь, молодые почитатели Ломоносова и Фонвизина, Жуковского и Достоевского, Чайковского и Шишкина… это почувствовали и распорядятся нашим великим богатством в будущем как должно!

Н.С. Цветова

Наталья Сергеевна Цветова | 22 июня 2021

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль