ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСЕНЬ НА ЖУРФАКЕ

В этом году литературная осень на нашем факультете случилась долгой: начиналась с музея А. А. Ахматовой, а завершилась спектаклем «Земляки» в театре «Комедианты», поставленному по рассказам В. М. Шукшина. И впечатления были разные. Часть из этих впечатлений войдут в комментарий к моей маленькой заметке.

Главное, о чем я хотела бы сказать, подводя итог завершившегося сезона, это серия литературных и поэтических встреч. Самое интересное, бесспорно, разговор с известным петербургским прозаиком, заместителем главного редактора журнала «Нева» А. Мелиховым о его новом романе, выдвигавшемся в этом году на одну из самых престижных литературных премий – Русский Букер. Но не менее значительными стали в некоторых группах Поэтические часы. Самыми большими выдумщиками оказались студенты первой группы. Посмотрите на фотографию. Она должна привлечь ваше внимание!

Н. С. Цветова

Поэтический вечер в первой группе
































Своими глазами: впечатления участников событий литературной осени

“Под кровлею Фонтанного дворца…”

В самом в центре Петербурга - шедевр архитектуры русского барокко - Шереметевский дворец. Почти три десятилетия сложной и трагичной жизни одну из квартир этого роскошного здания занимала Анна Ахматова. Сегодня здесь располагается музей. В нем сохранены вещи и обстановка первой половины прошлого века. Они живописно и подробно иллюстрируют биографию писательницы, описывают быт и отражают ту непростую эпоху, в которую довелось жить Ахматовой.

5 марта 1953 года вождь народов умрет. Ахматова это отпразднует и будет отмечать этот день каждый год. Она переживет тирана ровно на 13 лет. Но это уже будет происходить вне Шереметьевского дома, который она покинула в 1952 - м, со словами:

... почти всю жизнь

Я прожила под знаменитой кровлей

Фонтанного дворца… Я нищей

В него вошла и нищей выхожу...

Мы оставили Фонтанный дом с глубоким чувством сопричастности к жизни великой поэтессы, к событиям одной из самых трагичных страниц нашей истории.

Дмитрий Тарасов

Мы пришли в музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме 11 октября. В этот день, не прекращаясь, шел дождь, а желтые листья в саду Фонтанного Дома под осенними каплями все осыпались и осыпались (потом, как оказалось, все окна квартиры, в которой жила Ахматова, выходили на этот сад и на эти желтые, октябрьские деревья). Была в этой уличной экскурсионной картине какая-то меланхолия, ощущение глубокого, не такого далекого прошлого. Будто совсем недавно, еще вчера, по этому саду гуляла Анна Андреевна, шла домой, курила, слагала мысленно стихотворения, думала о возвращении и спасении сына, грустила, смеялась – жила. Совсем недавно. А теперь мы идем по этому саду, видим все те же деревья, тот же дом, ту же дорогу. Но теперь вместо самой Ахматовой здесь мемориальный музей.

Нас встретил экскурсовод. Первый вопрос был: «Что вы знаете об Ахматовой?». Мы замялись. В школе мы учили «Сжала руки под темной вуалью…» и пересказывали «Реквием». Нам говорили, что Анна Андреевна – акмеист, и что ее семья страдала от сталинских репрессий. Больше мы не знали ничего. А столько предстояло узнать…

Мы поднялись по лестнице. В прихожей нас встретило пальто Пунина – с ним Ахматова была вместе долгие годы. Как нам рассказали, здесь поменялся интерьер, был сделан ремонт, поставлены новые вещи. Но пальто, которое осталось здесь несколько десятков лет назад после ареста Пунина, так и висит на этой вешалке.

Под высокими потолками квартиры, где жила поэтесса, экскурсовод рассказал нам очень много вещей, о которых раньше мы даже не слышали.

Мне запомнилась комната, в которой было много черных экранов, которые реагировали на прикосновение и начинали показывать отрывки из писем Ахматовой. А на стеклах над экранами висели страницы из старых поэтических сборников и рукописи стихотворений.

Когда мы заходили в эту квартиру, мне казалось, что я уже достаточно знаю о великой поэтессе. Когда мы покинули квартиру, я поняла, что не знала о ней толком ничего.

Ирина Снеговская

Не квартира – музей

Один из самых маленьких музеев Петербурга – квартира Михаила Зощенко расположился в четвертом доме по Малой Конюшенной. Именно здесь более полувека назад бурлила литературная жизнь. В этих стенах Каверин, Корнилов, Заболоцкий и еще чуть больше 130 известных писателей черпали вдохновение. В этом месте создавались памятники литературы, не теряющие своей актуальности и сегодня. Стоит оказаться в двух шагах от большого желтого дома и тебя наполняет дух ушедшей эпохи с ее невероятно талантливыми людьми и их непростыми судьбами. Что ж, самое время заглянуть в квартиру номер 119, в которой последние годы жизни провел великий сатирик, настоящий мастер пера и просто честный человек – Михаил Михайлович Зощенко.

Последняя квартира Зощенко – это всего 2 комнаты, малюсенькая прихожая, и крохотное 5-метровое пространство, где размещалась кухонька...

В кабинете М. Зощенко, все осталось так, как было при жизни писателя, сохранены его вещи и даже проводка подлинная. Единственное, что пришлось заменить из-за страсти писателя к табаку – обои, но и они аналогичны тем, что были здесь при жизни Зощенко. На столе – исписанные листы, лист бумаги вставлен в печатную машинку, лежат очки, на конторке стоит фотография родителей писателя, а возле кровати – книга. Возникает впечатление, что хозяин комнаты вышел на минутку и вот-вот вернется. В другой комнате, где когда-то жила жена литератора Вера Владимировна Зощенко, располагается литературная выставка. Здесь представлены черновики, личная библиотека, фотографии, документальные материалы. Первые издания писателя и критические материалы о его творчестве, которые пожертвовала музею вдова знаменитого критика Ю. Томашевского, тоже проживавшего в этом доме.

Вся жизнь печального человека, который писал веселые юмористические произведения, как на ладони.

Лилия Лепари

Спектакль «Прошлым летом в Чулимске» в театре имени В. Ф. Комиссаржевской – номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой cофит» в трех номинациях: «Лучшая женская роль» (Елизавета Нилова – роль Валентины), «Лучшая мужская роль» (Александр Кудренко – роль Шаманова) и «Лучшая работа художника» (Александр Орлов – сценография спектакля).

Но этот спектакль, несмотря на отличный литературный материал (драма Вампилова полна трагических контрастов), не смог убедить меня в его истинности и правдивости. В театре зритель должен увидеть в незнакомых людях знакомых ему героев пьес. Спектакль «Прошлым летом в Чулимске», к сожалению, остался для зрителя ненастоящим и чужим.

Олеся Литвиненко

А. Мелихов

Поэтический вечер в третьей группе Поэтический вечер в десятой группеПоэтический вечер в десятой группе

Кафедра медиалингвистиики | 26 января 2018
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация