Литературная весна на факультете РиСО

Представляем впечатления участников событий "Литературной весны" 2017 года.

Спектакль "Прошлым летом в Чулимске"

Палисадник – центральный символ в постановке пьесы А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», которую осуществил театр им. В. Ф. Комиссаржевской. В течение спектакля небольшой палисадник, ограду которого так любовно и бережно чинила Валентина, главная героиня. Палисадник – символ ее души, символ ее внутреннего мира. С каждым разом его ограду становится чинить все сложнее и сложнее, она становится все более хрупкой.

Вот я все хочу тебя спросить... Зачем ты это делаешь?

ВАЛЕНТИНА (не сразу). Вы про палисадник?.. Зачем я его чиню?

ШАМАНОВ. Да, зачем?

ВАЛЕНТИНА. Но... Разве непонятно?

Шаманов качает головой: непонятно.

И вы, значит, не понимаете... Меня все уже спрашивали, кроме вас. Я думала, что вы понимаете.

ШАМАНОВ. Нет, я не понимаю.

ВАЛЕНТИНА (весело). Ну тогда я вам объясню...

Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый.

Для Валентины палисадник – единственный островок, единственное место, спрятанное от отчаяния и цинизма, которые пытаются поселиться в провинциальном Чулимске. Не случайно и то, что в садике растут белые цветы, олицетворяющие невинность и чистоту помыслов главной героини.

Мне невольно вспомнилась пьеса А.П.Чехова – «Вишневый сад», в которой был аналогичный символический подтекст. Сад – также являлся символом внутреннего мира главной героини, помещицы Раневской. Она тоже до последнего удара топора старалась сохранить и сберечь часть своей души.

Но была и еще одна мысль, спрятанная в витиеватом сплетении деревьев, и выразил ее Петя Трофимов, сказав: «Вся Россия - наш сад». Эстафету с вопросом о судьбе нашей родины принимает и А.Вампилов. Вопрос тот же, только реалии другие, иное историческое пространство.

Именно поэтому показательна сцена, когда играет гимн Советского Союза. Из старенького радио доносятся строки:

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

А жители Чулимска застыли, как восковые фигуры, среди бескрайних просторов тайги. Фигуры, обездвиженные и отрезанные от всего мира… Один лишь Мечеткин как представитель будущего слоя предпринимателей (вспоминается Лопахин) подпевает и проникновенно держит руку на сердце.

И у каждого из них застыл на губах вопрос: «Что же будет дальше?»

А. Василькова

Фонтанный дом - музей А. Ахматовой

Фонтанный дом Анны Ахматовой не может не поразить своей мистической атмосферой. Во многие факты биографии великой Ахматовой сложно поверить.

В квартире Николая Николаевича Пунина Анна Андреевна начала жить не сразу, а «постепенно», как она сама говорила.

Проживающие в коммунальной квартире семьи отличались достатком, что особенно заметно на кухне, где фарфор соседствует с алюминиевыми вилками и тарелками с советской символикой. Удивительно, но до сих пор в Санкт-Петербурге можно отыскать подобные коммуналки.

Изысканную Анну Ахматову, обладающую великолепным вкусом, трудно представить в узком душном коридоре коммуналки. Но много в жизни Ахматовой решили обстоятельства, независящие от нее. Но у нее всегда оставались силы для того, чтобы исполнить свое миссионерское предназначение, которое она осознала в два года.

В отличие от многих коллег по писательскому цеху, она не подалась в эмиграцию, ни пустила пулю в лоб. Смерть первого мужа, одновременный арест сына и Пунина, война заставили ее безумно страдать. Государство преследовало тех, кого она любила, отвергало ее творчество - «поэзию взбесившейся барыньки».

Музей напоминает о трудных вехах биографии поэта и многих творческих людей начала двадцатого века. Серебряный век перестает казаться сказочным временем вдохновения, свободы и радости. Это время было быстротечно, полыхая, сгорело.

Посетить музей следует и поклонникам Анны Ахматовой, и тем, кто интересуется историей, и тем, кто хочет выпасть из обыденности, оказаться в другой исторической эпохе, в мир мистики, неожиданных историй и поэзии. Для этого лишь достаточно зайти в живописный дворик на Литейном проспекте, 53.

Анастасия Филиппова

Старинное здание на набережной. Оббитые многочисленными туфельками, сапогами и ботинками края бетонных ступеней. Массивные двери. Широкая парадная. Мужчина в шортах, курящий на лестничной площадке. Я захожу в знаменитую квартиру.

Дом, в котором располагается музей-квартира Александра Блока – жилой. Очень тихо мы поднимаемся из квартиры матери поэта, Александры Андреевны, на второй этаж, слушаем стихи Марины Цветаевой в исполнении экскурсовода и улыбаемся. Открываем заветную дверь и оказываемся в длинном коридоре, от которого в обе стороны просторные комнаты. Комнаты Блока.

Пробегаю взглядом по корешкам старинных книг. Их в коллекции поэта более двух тысяч. Мимо красочных портретов Любови Менделеевой, жены Блока, прохожу в спальню. С улыбкой экскурсовод рассказывает про многочисленных поклонниц поэта, с «моста Вздохов» сквозь окна пытавшихся рассмотреть хотя бы силуэт Александра Александровича: «Но сам Блок говорил, что в его жизни есть только две женщины – Люба и все остальные».

Проходим из комнаты в комнату и все больше узнаем о жизни поэта. Кто-то из моих однокурсников шутит в ответ на замечание гида о том, что музей-квартира Блока содержит больше подлинных личных вещей, в отличие от других музеев Петербурга: «Больше ничего не выбрасываю, вот стану знаменитым – передам в свой личный музей». Без экскурсионного сопровождения квартира бы потеряла свою значительность – мельчайшие детали интерьера иногда несут бо́льшие смыслы, чем тяжеленный бюст в коридоре.

Огромное впечатление, конечно же, производит запись отрывка из стихотворения «На поле Куликовом» в исполнение самого Блока – кожа покрывается мурашками. Блок не просто живет в этой квартире – сама квартира живет в его произведениях. На оконном стекле – отрывок стихотворения «Окна во двор». Выходя именно из этой квартиры Александр Александрович написал знаменитое "Ночь, улица, фонарь, аптека…". Даже вне стихотворений Блока квартира продолжает существовать – телефон 6-12-00 всплывает в последнем романе Е. Водолазкина "Авиатор".

Экскурсию заканчиваем коллективным прочтением одного из стихотворений великого поэта. Благодарим экскурсовода и прощаемся с ней. А потом еще минут двадцать в гардеробе обсуждаем, почему поэт пошел свататься к Менделеевой с предсмертной запиской в кармане и почему не опубликовал бо́льшую часть своих произведений. Почему он такое внимание уделял маленькой таксе на письменном столе? Почему он умер?

Юлия Казаченко

Школьные учебники и краткие биографии в интернете формируют в нашем сознании обобщенные образы поэтов и писателей. Однако за каждым образом стоит реальный человек, творчество которого можно по-настоящему понять только исходя из реалий его жизни и времени. Важную роль в этом играет быт, о котором подробно могут рассказать музеи-квартиры, хранящие память о своих бывших обитателях.

Образ Анны Ахматовой для многих образ сильной, гордой, прекрасной женщины, выразившей в своих стихотворениях боль советского народа. К сожалению, мы чаще всего упускаем многие значительные детали ее биографии.

Почему не так подробно рассказывается о том, что Ахматова была совсем не готова к роли матери, не была готова к рождению ребенка, который появился во время обрушившейся на нее и такой желанной славы? Не была поэтесса готова и к появлению этого ребенка через 18 лет в дверях ее квартиры. Ее сыну, Льву Гумилеву, пришлось спать в коридоре на старом сундуке, а позже, под недовольные окрики Пунина, возлюбленного Ахматовой, и вовсе покинуть единственное родное место в Петербурге.

Или, например, о том, что, помимо Ахматовой и Пунина, в квартире жила его бывшая жена Анна Аренс и ее дочь. Все четверо существовали на средства Аренс, и никого это не смущало. К тому же Пунин всячески пытался подавить творческие стремления Ахматовой, не признавал ее поэтического дара. Зато ничуть не сомневался в своем таланте.

Музей помогает нам по-новому взглянуть на жизнь и творчество Ахматовой. Экскурсоводы помогают нам мысленно перенестись в сложный и противоречивый ХХ век.

Валерия Степанова

Музей-квартира А. Блока

«Где тут живет Александр Блок?» - пытался узнать у прохожих прибывший впервые в Санкт-Петербург Сергей Есенин, считая, что уж это-то каждому петербуржцу известно. К счастью, юный Есенин попал в дом №57 по Офицерской улице (ныне улице Декабристов).

И Анна Ахматова бывала в этой квартире. «Я пришла к поэту в гости…». Именно про это пространство с письменным столом в центре, с этим же видом из окна, в которое пытались рассмотреть великого Блока его поклонницы, со стеллажом, картинами на стенах, с изображением рыбы-щенка в столовой.

Рассказ о Блоке в интерьерах, в которых он провел большую часть своей жизни врезается в память. В музее-квартире Блока можно пофантазировать, представляя, что ты тоже пришел к поэту в гости, а он на некоторое время свой дом покинул…

Как же неприятно осознавать, что эти прекрасные комнаты, где каждый предмет занимал свое место, будут против воли хозяев заселены незнакомыми людьми… Но все равно предметы, помнящие Блока, хранят зашифрованные смыслы, который может попробовать разгадать любой посетитель.

Анастасия Филиппова


Фотографии А. Васильковой

Кафедра речевой коммуникации | 21 мая 2017

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль