ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ: КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ СПЕЦИФИКА

Спецкурс

Спецкурс «Публичное выступление: коммуникативно-речевая специфика» предполагает изучение публичного выступления как целостного феномена, в единстве социальных, психологических, коммуникативных и речевых факторов. В результате освоения учебного материала студенты должны ясно представлять себе, как следует готовиться к речи и что делать во время выступления.

На практическом уровне спецкурс «Публичное выступление: коммуникативно-речевая специфика» ориентирован на то, чтобы дать студентам знания, необходимые для самостоятельного приобретения навыков воздействия на аудиторию. В рамках спецкурса изучаются методы и приёмы управления непроизвольным и произвольным вниманием аудитории, применимые в ходе публичного выступления актёрские техники, простые и эффективные методы развития образной речи и артистизма. Формируется умение работать с литературой, а также навык самостоятельного отбора приёмов и необходимых оратору психотехник. Программа спецкурса предполагает изучение как канонов классической риторики, так и современных риторических концепций. В курсе лекций детально рассматриваются факторы, предопределяющие успешность выступления. Спецкурс формирует у студентов представление о публичном выступлении как единстве рационального и эмоционального воздействия. Поэтому, с одной стороны, значительное внимание уделяется способам аргументации, с другой – освещается круг вопросов, связанный с суггестивным планом воздействия речи.

Теоретические знания в рамках спецкурса даются в тесной связи с практическими (для этого в программу занятий включён разбор видеозаписей публичных речей, а также текстовых материалов). Одна из важнейших задач спецкурса – дать студентам понимание того, как посредством публичных выступлений можно эффективно добиваться целей, попутно развивая свои речевые и коммуникативные навыки. Спецкурс носит интегративный характер, поскольку позволяет систематизировать и собрать в единую картину те обрывочные знания о публичных выступлениях, которые были ранее получены студентами в школе и на собственном опыте, а также в рамках дисциплин «журналистского» профиля.

Авторские публикации по теме спецкурса

1.    Горячев А. А. Опыт моделирования речевого воздействия в рекламе // Коммуникативные исследования 2006: Научное издание / Науч. ред. И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2006. – C. 80–85 (0,3 п. л.).

2.    Горячев А. А. Языковое представление социальных характеристик адресанта и адресата в рекламе // Русистика и современность: Материалы X международной научно-практической конференции, 26-28 октября 2007: В 2 т. Т. 1: Лингвокультурология и межкультурная коммуникация / Науч. ред. И. П. Лысакова. – СПб.: Мирс, 2007. – С. 112–115 (0,2 п. л.).

3.    Горячев А. А. Развлекательность и «вовлечение» в рекламно-маркетинговой коммуникации: коммуникативные и языковые приёмы // Досуговая журналистика в России: Материалы Межвузовской научно-практической конференции, 27-28 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург / Под ред. Л. Р. Дускаевой, В. И. Шароградского. – СПб.: Астерион, 2009. – С. 119–123 (0,17 п. л.).

4.    Горячев А. А. «Управление критичностью» и тактики пробуждения доверия в рекламной коммуникации // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика / Науч. ред. И. П. Лысакова. – СПб.: Сударыня, 2009. – Вып. X. – С. 237–241 (0,33 п. л.).

5.    Горячев А. А. Стратегии создания рекламного образа // Коммуникативные исследования 2009: Виды коммуникации. Обучение общению: Продолжающееся научное издание / Науч. ред. И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2009. – С. 28–41 (0,82 п. л.).

6.    Горячев А. А. Опыт моделирования речевого воздействия в рекламной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: Научный журнал. – СПб.: Книжный дом, 2009. – №110. – С. 182–189 (0,55 п. л.).

7.    Горячев А. А. Отражение ключевых свойств рекламного дискурса в устойчивых структурных моделях слоганов // Слово есть дело: Юбилейный сборник научных трудов в честь профессора Ирины Павловны Лысаковой. Т. 1 / Редкол.: Г. М. Васильева, Т. Ю. Уша, А. И. Якимович. – СПб.: Сударыня, 2010 . – С. 235–238 (0,33 п. л.).

8.    Горячев А. А. Коммуникативные стратегии как инструмент анализа слоганов // Связи с общественностью в сфере бизнеса, рекреации и спорта: теория, методология, практика: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 28 фев. 2011 г. / Под ред. А. Д. Кривоносова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2011. – С. 119–121 (0,13 п. л.).

План лекционных занятий

Занятие 1. Коммуникативно-речевая специфика публичного выступления как предмет изучения. Речевое воздействие как частный случай коммуникативного и информационно-психологического воздействия. Принципиальные отличия устной коммуникации от письменной. Лексические и синтаксические особенности устной ораторской речи. Индивидуальный стиль и презентационная манера как инструменты воздействия, отражающие индивидуальность оратора. Выступление как инструмент развития личности: ключевые идеи, термины, ориентиры. Обзор ключевых идей курса.

Занятие 2. Словесное и несловесное воздействие. Зависимость лексического и грамматического оформления речи от цели общения. Различные виды невербальных сообщений (взгляд, мимика, жест, поза, дистанция и т. д.). Различные направления исследований невербального поведения (кинесика, проксемика, сенсорика и др.): современная ситуация в данных областях знания. Использование вербальных, паравербальных и невербальных средств воздействия в ходе выступления.

Занятия 3 и 4. Условия эффективности публичного выступления. Возможные рабочие критерии оценки успешности воздействия. Целеполагание при подготовке выступления. Принципиальная необходимость разграничения цели и задач. Внутреннее состояние оратора во время публичного выступления. Личностный тип общения как условие успешного контакта с аудиторией. Настрой, способствующий успешному достижению цели. Уверенность оратора как этикетное требование. Внутреннее состояние и направленность внимания оратора во время выступления. Установление отношений между оратором и аудиторией. Понятия социальной роли и социального статуса. Коммуникативные позиции. Коммуникативная дистанция, способы её сокращения/увеличения (горизонтальный план отношений). Различные варианты интерпретации текущей коммуникативной ситуации. Контактоустанавливающие речевые действия. Диалогизация в монологических коммуникативных жанрах. Вовлечение аудитории в совместную деятельность. Приемы создания эффектов доверительности и интерактивности (анализ примеров). Фактор инициативы.

Занятие 5. Риторика как дисциплина. Частные и общие риторики. Становление риторики. Эволюция риторических концепций. Классическая риторика. Античный риторический канон. Inventio (изобретение), dispositio (расположение), elocutio (словесное выражение), memorio (запоминание), pronuntiatio (произнесение). Топика от Аристотеля до наших дней. Отечественные и зарубежные риторические традиции. Понятие риторического идеала.

Занятие 6. Композиция выступления. Выбор целей и постановка задач. Разработка структуры и сценария публичного выступления. Работа над текстом, оптимальный порядок подготовки записей. Хронометраж. Типовые и нестандартные варианты начала и завершения выступления (анализ примеров). Установление контакта: контакт на уровне внимания, понимания и эмоций. Выбор вербальных и невербальных средств в зависимости от численности, социального состава и текущего психоэмоционального состояния аудитории, времени выступления и других факторов.

Занятие 7. Специфика убеждающих речей. Аргументация и её место в логической структуре публичного выступления. Структура классической и свободной хрии. Возможности использования хрии в современной речевой практике. Специфика полемических выступлений. Спор, диспут, дискуссия как речевые жанры. Ответы на вопросы из зала. Возможные коммуникативные позиции адресанта полемической речи. Судебное красноречие как источник эффективных полемических приёмов. Манипулятивные и неманипулятивные приёмы. Дискуссия и псевдодискуссия. Полемические уловки по С. И. Поварнину. Аргументация и применение полемических приёмов в речах известных ораторов (разбор примеров). Вербальные, паравербальные и невербальные средства, позволяющие сделать речь убедительной.

Занятие 8. Управление вниманием аудитории. «Экономика внимания» как феномен постиндустриального общества. Привлечение внимания к сообщению за счёт активизации непроизвольного внимания (вынужденного и невольного). Фиксация внимания за счёт перехода от непроизвольного внимания к произвольному. Пробуждение интереса. Повторение привлекающих непроизвольное внимание стимулов в процессе коммуникации. Фокусирование внимания аудитории посредством речевого воздействия (процесс распределения внимания между референтами, попавшими в поле зрения в результате их упоминания в тексте). Переакцентуация.

Занятие 9. Когнитивные основы речевого воздействия. Формирование мотивирующего образа в сознании реципиента. Связь между словом и концептом. Принципы создания яркого и запоминающегося образа, побуждающего к действию. Образ против имиджа: сила целостности. Структура образа. Личный опыт реципиента как строительный материал для образа. Формирование образа как динамический процесс. Управление поведением аудитории при помощи целенаправленно сконструированных образов (анализ примеров). Наглядность речи и работа с иллюстрациями. Способы тренировки умения говорить наглядно и выразительно. Речевые средства, позволяющие сделать сообщение и стоящий за ним образ запоминающимися (мнемонические приёмы).

Занятие 10. Выступление с презентацией и без. Принципы разработки эффективной электронной презентации. Подготовка слайдов: учёт закономерностей восприятия. Вербальный компонент электронной презентации: количественные и качественные характеристики. Учёт особенностей помещения, использование технических средств. Разбор удачных и неудачных примеров.

Занятия 11 и 12. Соотношение рационального и эмоционального в публичном выступлении. Доверие и суггестия. Благосклонное (не слишком критическое) восприятие адресатом сообщения как условие успешности персуазивной коммуникации. Внушение как инструмент воздействия на адресата, условия его применения. Социальные и психологические основы внушения. Лингвистические и коммуникативные средства создания суггестивного эффекта (анализ примеров). Языковые средства и стилистические приёмы, повышающие привлекательность сообщения. Управление эмоциональными процессами и состояниями адресата. Эмоциональное воздействие на уровне слов и на уровне высказываний. Возбуждение эмоций путём «провокации» и «заражения». Маятник эмоций.

Занятие 13. Управление процессами декодирования и интерпретации сообщения адресатом. Предотвращение «технических проблем коммуникации» (проблем, связанных с передачей сообщения получателю) посредством избыточности сообщения (повторение смыслов в тексте) и дублирования каналов связи. «Понимание» текста и «соответствие восприятия замыслу адресата»: различие в подходах к управлению интерпретацией. Постмодернистский принцип множественности трактовок. Предоставление адресату возможности альтернативных трактовок сообщения. Семантическая опустошённость как приём речевого воздействия. Использование средств имплицитной подачи информации.

Занятие 14. Стандарт и экспрессия в публичном выступлении. Выразительность устной речи. Использование стилистических приёмов речевой экспрессии в публичном выступлении. Соотношение понятий «язык» и «речь», «система» и «норма». Культура публичной речи: нормативный, коммуникативный, этический подходы. Умение выбирать наиболее уместный вариант из возможных как залог достижения коммуникативной цели. Оправданное и неоправданное нарушение оратором речевых норм (анализ примеров). Нелитературная лексика в публичных речах. «Чёрная риторика». Неориторика.

Занятие 15. Публичные выступления как инструмент саморазвития. Методы развития навыков, необходимых для эффективного выступления перед большой аудиторией (выработка навыка спонтанного действия; развитие своей речевой культуры; тренировка умения говорить образно; умение чувствовать аудиторию).

Вопросы к зачёту (примерный перечень)

1.    Вербальное, паравербальное и невербальное в публичных выступлениях.

2.    Подготовка выступления: последовательность действий.

3.    Отношения между оратором и аудиторией.

4.    Установление контакта с аудиторией.

5.    Риторические концепции древности.

6.    Риторика в средние века и новое время.

7.    Риторика в современном мире.

8.    Трансформации риторических идеалов со времён Аристотеля до наших дней.

9.    Структура публичного выступления.

10.    Убедительность речи. Способы аргументации.

11.    Управление вниманием аудитории.

12.    Наглядность речи. Образ как инструмент воздействия на аудиторию.

13.    Использование электронной презентации в ходе выступления.

14.    Эмоции в публичном общении.

15.    Средства создания суггестивного эффекта.

16.    Оптимизация подачи информации в ходе выступления.

17.    Культура публичной речи.

Критерии оценки (зачёт)

Сдача зачёта представляет собой устный ответ на вопрос, содержащийся в билете.

Для получения зачёта необходимо продемонстрировать не только знание содержания лекций, но и знакомство со специальной литературой. В ходе ответа нужно приводить примеры, подобранные самостоятельно (а не взятые из лекции). Отвечать на вопрос необходимо чётко, ясно, выразительно и убедительно, используя в ходе ответа те знания, которые были получены в рамках дисциплины.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не продемонстрировал необходимый уровень подготовки по проблематике спецкурса.

Основная литература

1.    Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб.: Изд-во «Азбука», 2000 // Режим доступа: www.rodchenko.ru/docs/aristotel.doc свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

2.    Гандапас Р. Презентационный конструктор. – М.: Вершина, 2006. – 178 с.

3.    Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

4.    Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Лабиринт-Пресс, 2000 // Режим доступа: www.rodchenko.ru/docs/Karnegi.doc свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

5.    Леммерман X. Учебник риторики. – М., Интерэксперт, 1999 // Режим доступа: www.rodchenko.ru/docs/Lemerman.doc свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

6.    Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. – Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество "Начатки знаний", 1923.

7.    Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб.: Общество «Знание», 2003 // Режим доступа: www.rodchenko.ru/docs/Savkova.Iskusstvo_oratora.doc свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

8.    Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула: Автограф, 1999 // Режим доступа: www.rodchenko.ru/files/doc/SERGEEVICH.doc свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

Дополнительная литература

1.    Аминов И. И. Приемы управления вниманием в деловом общении . – 2005. // Режим доступа: www.elitarium.ru/2005/11/09/priemy_upravlenija_vnimaniem_v_delovom_obshhenii.html свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана.

2.    Баранов А. Н. Скрытое (имплицитное) утверждение в лингвистической экспертизе текста // Материалы первой Интернет-конференции по юридической лингвистике "Право как дискурс, текст и слово" // Режим доступа: konference.siberia-expert.com свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана.

3.    Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М.: ИНИОН АН СССР, – 1986. – С. 100–143.

4.    Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. – М.: Прогресс, 1987. – C. 88–125.

5.    Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. – М.: Прогресс, 1987. – C. 23–43.

6.    Борисова Е. Г. Понимание в интерактивной модели: управление со стороны адресата // Понимание в коммуникации. 2005: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля – 1 марта 2005 г., Москва) // Режим доступа: www.srcc.msu.su/uni-persona/site/conf/conf_05/tesi05.htm свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

7.    Борисова Е. Г. Управление вниманием и пониманием: предварительные действия говорящего // Материалы II Международной конференции по когнитивной науке 9-13 июня 2006 года. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, июнь, 2006. – С. 218–219.

8.    Денисюк Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Уральский государственный университет им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2003. – 200 с.

9.    Дилтс Р. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью НЛП / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 314 с.

10.    Долинин К. А. Высказывание и ситуация общения // Говорящий и слушающий. – СПб.: Союз, 2001. – С. 17– 25.

11.    Долинин К. А. Имплицитное содержание высказывания // Вопросы языкознания. – 1983. – №6. – С. 37–47.

12.    Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.

13.    Имплицитность в языке и речи / Отв. ред. Борисова Е. Г., Мартемьянов Ю. С. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 200 с.

14.    Иссерс О. С. Зачем приехал Киса Воробьянинов (к вопросу о принципах лингвистического описания коммуникативных стратегий и тактик) // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. – СПб.: Сударыня, 2000. – Вып. 4. – С. 243–266.

15.    Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: ЛКИ, 2008. – 288 с.

16.    Иссерс О. С. Речевое воздействие: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009. – 224 с.

17.    Иссерс О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий // Вестник Омского университета. – 1999. – Вып. 1. – С. 74–79. // Режим доступа: www.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a074/article.html свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

18.    Карасик В. И. Язык социального статуса . – М.: Институт языкознания Российской академии наук, Волгоградский государственный педагогический институт, 1992. – 330 с. // Режим доступа: philologos.narod.ru/texts/karasik/status00.htm свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

19.    Кибрик А. А., Паршин П. Б. Дискурс // Электронная Энциклопедия Кругосвет . – 2001 // Режим доступа: www.krugosvet.ru/articles/82/1008254/1008254a1.htm свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана.

20.    Кобозева И. М. Лингво-прагматический аспект анализа языка СМИ // Язык СМИ как объект междициплинарного исследования. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 100-114 // // Режим доступа: www.textfighter.org/text12/08.php свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

21.    Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. – М.: Филологический факультет МГУ им М. В. Ломоносова, 1996. – 242 с.

22.    Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. – 366 с.

23.    Лысакова И.П. Риторика в системе лингвистических дисциплин на факультетах журналистики // Статус стилистики в современном языкознании: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: ... Кожина М.Н. (гл. ред.) и др. – Пермь, 1992. – С.137-142.

24.    Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику: Учебное пособие. – М.: Наука; Флинта, 2008. – 152 с.

25.    Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. – М.: Наука; Флинта, 2007. – 296 с.

26.    Матвеева Г. Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению. – Ростов н/Д: Издательство Донского юридического института, 1999. – 83 с.

27.    Мелихов И. Н. Скрытый гипноз: Практическое пособие . – Волгоград, 2002. – 394 с. // Режим доступа: lib.aldebaran.ru свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

28.    Оптимизация речевого воздействия: Монография / Редкол.: Котов Р. Г. (отв. ред.) . – М.: Наука, 1990. – 239 с.

29.    Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М.: Наука, 1985. – 272 с.

30.    Паршин П. Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. – М.: Международный институт рекламы; Издательский дом Гребенникова, 2000. – 270 с.

31.    Расторгуев С. П. Философия информационной войны. – М.: Аутопан, 2002. – 446 с.

32.    Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Редкол.: Березин Ф. М., Тарасов Е. Ф. (отв. ред.) . – М.: Наука, 1990. – 135 с.

33.    Рождественский, Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 512 с.

34.    Солсо Р. Когнитивная психология / Пер. с англ. – СПб.: Тривола, 2002. – 600 с.

35.    Станиславский К.С. Работа актёра над собой. – М., Гос. изд-во "Худож. лит.", 1938.

36.    Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001. – 252 с.

37.    Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. начн. ст. / РАН, Ин-т языкозн.; редкол.: Н.В. Уфимцева (отв. ред.) . – М., 2000. – С. 97–112.

38.    Стернин И. А. Практическая риторика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 268 с.

39.    Стернин И. А. Речевое воздействие как интегральная наука // Речевое воздействие. – Воронеж; Москва, 2000. – С. 3–6 // Режим доступа: www.comch.ru свободный. Доступен 14.05.11. Загл. с экрана. – Электрон. версия печ. публикации.

40.    Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. – М.: Икар, 2007. – 480 с.

41.    Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону. 1994.

42.    Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. – М.: Флинта, 2006. – 130 с.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация