Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильмах «Первый Оскар» и «1941. Крылья над Берлином». 5 мая 2022 года

В канун Дня Победы в прокат вышли два новых игровых фильма, действие которых происходит в первый год Великой Отечественной войны. В картине «Первый Оскар» Сергея Мокрицкого рассказана история создания легендарного документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». А лента Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином» повествует об операции советских летчиков в августе, когда они совершили первый, но не последний дерзкий авианалет на столицу фашистской Германии.

Источник

Дата: 5 мая 2022 года

События первого года войны не очень хорошо известны широкой публике, что давало возможность авторам фильмов дать волю фантазии. В этом преуспел Сергей Мокрицкий, 7 лет назад доказавший фильмом «Битва за Севастополь», что ему по плечу батальное кино. Из той ленты в нынешнюю перекочевали приметы его авторского почерка. Прежде всего — смешение любовной мелодрамы с военной историей.

Однокурсники операторского факульета ВГИКа — Иван Майский (Тихон Жизневский) и Лев Альперин (Давид Момот) — борются за сердце будущей ­актрисы Юны (Дарья Жовнер). На фронте соперникам приходится снимать хронику вместе. И у каждого свой подход к тому, как отражать события войны. Самая захватывающая часть фильма — когда нам показывают процесс съемок знаменитых на весь мир кадров. Но в этом процессе участвуют Иван и Лев, персонажи вымышленные. Хотя есть и актеры, изображающие реальных участников исторических съемок — Леонида Варламова и Илью Копалина. Но играть им нечего — их персонажи остаются в тени, так же как и другие члены легендарного съемочного коллектива.

В «Первом Оскаре» царят вымысел и фантазия, и далеко не всегда это выглядит убедительно. Например, эпизоды бурного празднования дня рождения Юны в октябре 1941 года, когда враг стоял у ворот Москвы и столица была объявлена на осадном положении. Или немыслимая в условиях военного времени сцена несостоявшейся дуэли Ивана и Льва с боевым оружием в помещении ВГИКа. Публику поджидает и еще один ­сюжетно-композиционный сюрприз от авторов «Первого Оскара», когда действие картины перебрасывается вперед — в 1942 – 1943 годы в Лос-Анджелес. Там продюсер Дэвид Селзник пытается продвинуть на премию «Оскар» фильм «Москва наносит ответный удар» (именно так переназвали нашу документальную ленту в США). Эти эпизоды выглядят наивными и бессмысленными, потому что ничего нового к восприятию истории о военных кинооператорах не добавляют.

Что же касается премии «Оскар», то, на мой взгляд, гораздо более важной для всех создателей легендарного «Разгрома…» была оценка фильма Сталиным, с чьей подачи и были запущены съемки. В результате картина имела широкий прокат в воюющей стране, а ее создатели были удостоены Сталинской премии.

Контрастом «Первому Оскару» выглядит драма «1941. Крылья над Берлином». Там режиссер не хотел ничего придумывать. В фильме о подвиге летчиков действуют невыдуманные герои под реальными фамилиями. В центре — генерал Жаворонков (Сергей Пускепалис), командующий авиацией ВМФ, который готовит удар возмездия по логову фашистов. Этот подвиг совершили летчики 1‑го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота, который возглавил полковник Преображенский (в этой роли Максим Битюков). Для режиссера картины главным, по его словам, была историческая достоверность полета в глубь территории противника.

В «Крыльях...» тоже не обошлось без легких намеков на любовные отношения между некоторыми летчиками и обитательницами эстонского острова Сааремаа, где находилась временная база авиаотряда. Но это не успевает нанести мелодраматический урон суровой, суховатой на эмоции военной драме о летчиках. Порою кажется, что режиссер намеренно формирует у публики ощущение контраста между тем, как летчики готовятся к выполнению особо важного задания, и летней, расслабляющей обстановкой аэродрома у моря. Будто и нет войны. Тем резче выглядят эпизоды, связанные с налетами немцев, а в финальной части картины и сам рейс на предельной высоте и на предельное расстояние.

Летчики не считали свою миссию чем‑то героическим. Они, по словам одного из героев картины, «выполнили свою работу». Героями их назвали после. В том и смысл похода в кино: напоминать зрителю о том, как выполнили свою работу герои былых времен, что они чувствовали и как сражались за Победу.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (7163) от 05.05.2022 под заголовком «Они сражались за Родину».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль