Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Иван Денисович». 18 октября 2021 года

Дата: 18 октября 2021 года

Источник

На экранах кинотеатров – новый фильм режиссера Глеба Панфилова «Иван Денисович», поставленный по мотивам повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Это не первое обращение классика отечественного кино к прозе лауреата Нобелевской премии. В 2006 году мы увидели телесериал Панфилова «В круге первом», в основу которого был положен одноименный роман того же автора. 15 лет назад Панфилов создал версию, очень близкую по смыслу к тому, о чем хотел рассказать читателям Александр Солженицын.

Нынешние отношения нового фильма и его литературной первоосновы показались более сложными и драматичными. Повесть Солженицына, опубликованная впервые 60 лет назад, считается одним из самых ярких антисталинских произведений отечественной словесности. Однако похоже, что Глеб Анатольевич Панфилов намеренно отклонился от сохранения структуры повести, расширив пространство рассказа о судьбе главного героя за пределы лагеря для политических заключенных. Обозначив момент пребывания Ивана Денисовича Шухова в лагере в 1951 году под номером Щ-854, режиссер возвращается к началу истории о том, как русский крестьянин отправился защищать Родину, совершил геройский поступок, попал в плен, а затем чудом из него спасся. И попался в руки особистов, которые и «впаяли» ему десять лет за то, что якобы сдался в немецкий плен.

Жизнь Ивана Денисовича переламывается на две половины – до лагеря и в лагере. Это ощущение усиливается высветленными военными сценами (оператор Михаил Агранович) и затемненными по большей части эпизодами лагерной жизни (оператор Михаил Хасая). Лагерь, в котором оказался Шухов, кажется не таким уж страшным. Если перед этим не читать «Архипелаг ГУЛАГ» того же автора.

В лагере идет размеренная, со своими правилами, порядками и ритуалами жизнь политических заключенных. И среди этой толпы мы отчетливо различаем Шухова. Эту роль Филипп Янковский сыграл на пределе своих физических и психологических возможностей. Веришь, что перед тобой простой русский крестьянин. В этом выборе Панфилова – главная удача картины, рассказывающей о том, как судьба определила жизнь человека на трагическом изломе времени. Судьба уготовила ему страшные испытания, но он противостоит ее ударам, потому что дома, в мире за колючей проволокой его ждут дочки, отданные в детский дом после смерти жены.

Параллели со знаменитым рассказом Михаила Шолохова «Судьба человека» и киноверсией Сергея Бондарчука слишком очевидны, чтобы их можно было бы не заметить. Только вместо трагедии фашистского концлагеря в фильме Панфилова – советский лагерь для тех, кого посчитали «врагами народа».

Ужас в «Иване Денисовиче» рождается не от деталей и подробностей лагерного быта, даже не от физических страданий и испытаний, а от того, как переживает каждый из зэков свою судьбу и тот срок, который отсчитал ему сталинский закон. Ивану Денисовичу осталось сидеть всего 10 суток – из 10 лет отсидки за преступление, которого он не совершал. И в этот самый момент героя отправляют в карцер за то, что он заступился за тяжело больного товарища по бараку...

Судьба вновь испытывает Ивана Денисовича, и это уже далеко от сюжета повести-первоисточника. Одна реплика лагерного начальника внушает надежду зрителям на разрешение тяжелой ситуации: в карцер обычно отправляли на 10 суток, но заключенному Щ-854 определили наказание сроком на одни сутки меньше... Так зритель получает возможность верить, что на десятый день герой все же выйдет за ворота лагеря.

Глеб Панфилов не щадит зрителей, показывая ужас существования героя в каменном мешке. Невидимая рука из-за двери камеры бросает Шухову телогрейку и шапку. И он обращает благодарные слова невидимой силе, которая откуда-то сверху оберегает его жизнь, разворачивая его судьбу в направлении возможного счастья. Далее – титр с названием фильма. И вдруг на экране появляется фотография главного героя в окружении дочерей и внучки.

Режиссер закончил свою повесть об Иване Денисовиче именно так, напомнив о гуманистической традиции русского кино: рассказывать о судьбе человека, оставляя ему и нам вместе с ним надежду на то, что жизнь продолжится. Может быть, она будет долгой и счастливой. Но это уже совсем другая история.

Мы увидели тот фильм, который только и мог сотворить 87-летний режиссер, проживающий долгую и счастливую жизнь в искусстве. Не заигрывая с темой, игнорируя конъюнктуру, осторожно, словно по минному полю, обходя политические «мины», заложенные в литературном первоисточнике, Глеб Анатольевич Панфилов вывел свою киноповесть на уровень традиционного рассказа о том, что всегда волновало режиссеров его поколения. Это жизнь и судьба простого человека на переломе времени, порою совершенно беспощадном.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7032) от 18.10.2021 под заголовком «Один день и вся жизнь».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль