Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Доктор Лиза» с Чулпан Хаматовой. 26 октября 2020 года

Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Доктор Лиза» с Чулпан Хаматовой

Дата: 26 октября 2020 года

Источник

Отчаянная сила добра. В прокат вышел фильм «Доктор Лиза»

В прокат вышел новый фильм режиссера Оксаны Карас «Доктор Лиза». Прототипом его главной героини стала общественная деятельница врач Елизавета Петровна Глинка.

Память об этом человеке, спешившем на помощь людям обездоленным и больным, мы храним с того трагического дня 25 декабря 2015 года, когда самолет, на борту которого находилась и доктор Лиза, исчез с экрана радаров и рухнул в море. Понятно, что картина, которая снималась по «горячим следам», несет на себе печальный отсвет трагического финала яркой человеческой судьбы. И вполне можно было ожидать панегирического-слезоточивого рассказа о нелегкой судьбе той, которая помогала всем, кто встречался на ее пути, пыталась спасти многих вопреки обстоятельствам.

К счастью, предчувствия не оправдались. Перед нами оказался фильм об одном дне доктора Лизы, которая в буквальном смысле слова спешит делать добро. Назначение на главную роль Чулпан Хаматовой решило исход замысла – актриса сама сталкивается с такими же проблемами в собственной благотворительной деятельности. Она не старается быть похожей на прототип, хорошо известный в нашем медиапространстве. Хаматова играет увлеченную своим делом женщину, для которой помощь каждому важнее общих пафосных разговоров. В ее деликатном и обаятельном исполнении Елизавета Петровна выглядит живой и человечной женщиной. Собственный социальный героизм она не ощущает как подвиг. Просто она так живет и так поступает потому, что иначе не может.

Биографические намеки и мелькающие в кадре детали (вроде совместного фото с высшими лицами государства) и эпизоды не педалируются, но дают возможность осознать обстоятельства, с которыми приходилось сталкиваться в своей миссии доктору Лизе. Авторы картины соорудили жесткую сюжетную конструкцию, где драма сменяется эпизодами комическими, а те в свою очередь поглощаются сценами трагическими и мелодраматическими. Мелькают лица, персонажи: здесь и «силовики», и представители мэрии и органов опеки, и персонажи сообщества бомжей на Павелецком вокзале, и друзья-медики, и пациенты фонда «Социальная помощь».

Из всего этого складывается картина того дня, который должен был стать семейным праздником доктора Глинки. 30-летие ее супружеской жизни собрало родных и детей, но превратилось в очередную одиссею героини, спешащей помочь всем, кому можно. И при этом уйти от уголовной ответственности за упаковку морфина, которую Елизавета Глинка в буквальном смысле похищает у одного из своих друзей в больнице. Она нужна, чтобы снять страшные боли у маленькой девочки Евы, на наших глазах погибающей от смертельного недуга (режиссер деликатно оставила за кадром картину ее физических мучений).

На доктора Лизу едва не завели уголовное дело о хищении и распространении наркотических средств. Орган наркоконтроля оказывается тут как тут в лице майора Колесова, которому поручено дело возбудить, а доктора Лизу задержать и доставить туда, куда надо. Здесь и случается психологическое чудо: Колесов преображается, наблюдая за героиней. Андрей Бурковский, возможно, сыграл в этом фильме свою лучшую роль. Отчаянная сила добра, творимого доктором Лизой на глазах «следака», запускает у него в душе те чувства, которые прежде он душил в себе. И это очевидно на экране.

Доктор Лиза – реальный «ветеран душевных ран», про которого сложил свою новую песню Юрий Шевчук для клипа, предшествовавшего выходу фильма в прокат. «И так у вас каждый день?» – интересуется Колесов у доктора Лизы к ночи этого трудного дня. Ответ для зрителей очевиден: да. Хотя допускаю, что у Елизаветы Глинки были ситуации и куда круче вроде поездок в горячие точки. Туда, где добро сталкивается лицом к лицу со злом. Но вот что важно: экранная доктор Лиза борется не в одиночку, ей помогают люди, каждый по-своему. Давно не приходилось видеть картину, где бы наличествовало такое количество запоминающихся характеров – будь то экс-балерина (Елена Коренева) или бомжиха Таня (Татьяна Догилева). Каждый человек достоин внимания и помощи – таков пафос этого фильма. Он виден во всем, даже там, где честь мундира и власть закона оказываются сильнее людского сострадания.

В этом фильме чувствуется суровая правда реальности. В том числе и той, в которой мы нынче живем, учитывая и пандемию, и карантин, и прочие страхи, испытания и мытарства. Но как важно оставаться человеком и делать, что должно, а там... будет, что будет. Мир, конечно, вы едва ли спасете в целом, но изменить жизнь и судьбу одного конкретного человека к лучшему многим из нас по силам.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6772) от 26.10.2020 под заголовком «Отчаянная сила добра».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль