Петербургский дневник: Камилла Нигматуллина о развитии науки и образования. 4 февраля 2020 года

Петербургский дневник: Камилла Нигматуллина о развитии науки и образования

Источник

Дата: 4 февраля 2020 года

Отставка правительства и новые назначения в нем стали поводом для самых горячих дискуссий в январе, отчего на улице тоже изрядно потеплело. Дискуссии в Интернете – это такая прекрасная штука, в которой можно (практически) не отвечать за свои слова, но с удовольствием критиковать и предлагать свои концепции мироустройства. Но представьте, что вдруг с неба опустилась гигантская рука, схватила вас за шиворот и посадила в ситуацию, которую вы сейчас с упоением разбираете, лежа на диване.

Ну вот я представила, что меня назначили министром науки и высшего образования РФ. В чем ваш план, товарищ доцент, по развитию отечественной академии? Как сделать науку престижным занятием, а обучение в университете значимым с точки зрения содержания, а не получения заветной корочки для устройства на работу?

И я бы сказала – нам нужно больше философии и гуманитарных наук в целом. Мы забыли, что философия – мать всех наук, а задача науки – как минимум, в постановке правильных вопросов об устройстве мироздания. Человека всегда интересовали глобальные вопросы – как устроен мир, кто в нем человек, что будет дальше. Неслучайно так популярен Юваль Ной Харари и вообще идеи о будущем человечества.

Потом я бы предложила пересмотреть списки обязательной литературы и вообще форматы работы с книгами в студенческих аудиториях. Проводить больше открытых чтений и дискуссий, встречаться с авторами и беседовать, самим больше писать и рефлексировать. Возвести книгу на пьедестал почета и не давать диплом, пока человек не научится много и с удовольствием читать, извлекая пользу для себя и окружающих.

Наконец, я бы вспомнила о своем огороде и предложила всеобщую медиа- и цифровую грамотность, которая приведет к гармоничной коммуникации с людьми и институтами онлайн и офлайн. Внедрила бы студенческие акселераторы для хороших медиа, в том числе научно-популярных, через которые лучшие достижения науки моментально бы доходили до широкой аудитории в понятной и привлекательной форме. И предложила бы студентам регулярно приходить в школы и вдохновлять младшее поколение на то, чтобы интересоваться конкретными науками.

Ну а потом мне прислали бы депешу по системе электронного документооборота со сроком выполнения «вчера», в которой попросили бы дорожную карту на 300 страниц с показателями эффективности до 2050 года. И тут бы я села в лужу, заплакала и пошла домой.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль