Фонтанка.ру: Профессор Вера Ачкасова об основных приемах пропаганды

Заря пропаганды

Дата: 12 марта 2019 год

Источник

Вылепить врага

Чем чаще иной человек слышит о «враге», тем охотнее верит тому, что прочитанное — правда. Особенно если оно искусно изложено, а проверить написанное сложно.

— Термин «пропаганда» возник еще в XVII веке и относился к деятельности католической веры, — говорит доктор политических наук, профессор Вера Ачкасова. — Римский папа Григорий XV в 1622 году создал административный орган Конгрегацию по распространению католической веры — Congregatio propaganda ride. В данном случае распространялось (пропагандировалось) знание о религии, которая понималась истинной. После Второй мировой войны слово «пропаганда» получило негативную оценку. Пропаганда зависит от исторических факторов. И если мы посмотрим эволюцию этого феномена, убедимся: меняется формат, методы технологии. Неизменна сама суть пропагандистского метода — жесткое одностороннее воздействие, которое предполагает манипуляцию.

Основные приемы пропаганды: демонизация врага, создание образа жертвы, героизация своих, показ, как человек или сообщество преодолевает препятствия. Или путь народа, который, используя свои героические силы, вырвался вперед. Таким образом, этому народу принадлежит будущее. Нередко «свой» и «чужой» противостоят друг другу на уровне архетипов — в образах животных. А повтор усиливает эффект полученной информации.

Откуда ждать врага? С Запада. С Востока. Изнутри. В первые десятилетия XX века в Российской империи был полный комплект: немцы — с Запада, японцы и турки — с Востока. Ну и евреи — изнутри. Для печати военного времени характерно изображение врага в виде чудища, зверя, варвара. Допустим, немец мог стать свиньей, Япония — макакой, а дружественные Англия и Франция — яростными львом и петухом. Ну а Россия, ясное дело, — непобедимым медведем.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация